Услышьте сердцем тишину
Услышьте сердцем тишину,
Где боль струится меж словами.
В рассветном, мысленном плену,
Не запятнав себя делами.
В потоке солнечного дня,
В коварстве подлого обмана.
В бессмертной музыке огня,
Слезой остывшего тумана.
Услышать, может быть, понять.
Душой прекрасное увидеть.
Что будет, в прошлом перенять,
И грубым словом не обидеть.
Услышьте сердцем тишину,
Где память бьётся меж словами:
Непобедимую страну
С необъяснимыми делами!
Свидетельство о публикации №111041905684
Очень интересный текст. Если к нему подойти с позиций имманентного анализа, то текст может показаться закрытым и абсурдным. Например, как понимать следующие слова Поэта:" Услышьте сердцем тишину"
Однако речь не идет об идее Абсурда....Нет!
Христо Тодоров ввел понятия о двух уровнях литературного текста как прозаического, так и поэтического.
У нашего Поэта поэтический текст начинается со слов несовместимых по смыслу, а глагол стоит в императиве! И Читатель, обыкновенно, этим и ограничивается, т.к. его удовлетворяет МЕТАФОРА.
Однако смысл этого стихотворения ГЛУБОКИЙ и он позволяет выявить другое. С самого начала императив вводит подтекст с присутствием сильной модальной идеи: " необходимым быть"= " НЕОБХОДИМО"
«Услышать сердцем тишину», - подобная структура представляет НЕ-ЛИЦО= БОГ. (это и есть «глубина» текста, которая позволяет его понять. Что же касается «поверхности» текста, то она может быть представлена и НЕСОВМЕСТИМЬІМИ по смыслу словами, т.к. рифма несет на себе СМЬІСЛОВУЮ окраску. Так было у представителей французского символизма (Верлен -Verlaine 1844 - 1896a, например. Christo Todorov, Histoire de la litt;rature fran;aise, p.258).
Текст стихотворения Юрия Колодного ЕСТЬ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, ДИКТУЕМОЕ БОГОМ И ЗАПИСЬІВАЕМОЕ ПОЭТОМ - ИЗБРАННИКОМ! ПОРАЗИТЕЛЬНО!
Согласно теории, Хр. Тодорова, модальные глаголы, ориентированные от настоящего времени к будущему, являются лингвистической основой АВТОМАТИЧЕСКОГО ПИСЬМА.
В нашем случае Императив – «Услышьте...» является отправной точкой, т.е. ориентацией, данной Тотальным=Бог к действию – «УСЛЬІШЬТЕ...СЕРДЦЕМ = ПОЧУВСТВУЙТЕ РИТМ Тотальной Оперативной Информации, «Где память бьется меж словами».
Оно написано точно согласно лингвистическим законам Молитвы и Блаженств. Можно просто проверить. Предлагаю обратиться к тексту Поэта и приступить к имманентному анализ,
«Услышьте сердцем тишина
Где боль струится меж словами.
В рассветном мысленном плену
Не запятнав себя делами».
Императив «УСЛЬІШЬТЕ/СЕРДЦЕМ/ТИШИНУ» -вертикальные линии показывают несовместимость слов на уровне Обыкновенного Повествовательного предложения, так сразу возникает вопрос: а что же такое «ТИШИНА»?
Согласно тексту Поэта «Тишина» – это локативная идея: " Где БОЛЬ/ струится /меж СЛОВАМИ" - опять вопрос: о какой БОЛИ идет речь? и что означает: «СТРУИТСЯ меж СЛОВАМИ». Однако на поверхности текста все представляется как полный АБСУРД - эта развернутая метафора, нежно звучащая, НО ОБЕССМЬІСЛЕННАЯ?! НЕТ. Как раз наоборот.
Если кто может и УЗНАТЬ структуру четырех строф, то должен вспомнить БЛАЖЕНСТВА Иисуса Христа и их СТРУКТУРУ! Именно там Иисус стремится поставить знак равенства (достоинства) между Человеком и Богом, используя постоянно одно и то же слово «БЛАЖЕН» - это слово в БЛАЖЕНСТВАХ играет роль "катахрезы" т.е. риторической фигуры, которая подвижна и должна ориентировать молящегося в дистрибуции роли Человека и Бога.
Для нас важно присутствие ИМПЕРАТИВА –«УСЛЬІШЬТЕ», который дает ориентацию к будущему, настоящему, прошлому, времена, которые в ТОТАЛЬНОМ ОПЕРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ НЕ СУЩЕСТВУЮТ, а представляются как идеогенетическое чередование двух этапов: преди «(un avant)» - после «(un apr;s)» -Gustave Guillaumе. (Хр. Тодоров).
Точное прочтение, слушание ритма Тотальной Оперативной Информации позволит прозреть:
"Непобедимую страну
С необъяснимыми делами."
Юрию Колодному дана установка СВЬІШЕ прозреть в Тотальной Оперативной Информации:
"Услышать, может быть, понять
Душой прекрасное увидеть…
И грубым словом не обидеть" –
Поэту предложено, находясь вне пределов человеческого ИДЕОГЕНЕЗИСА, оставаться в состоянии медитации, чтобы «душой» = РАЗУМОМ услышать, увидеть то, что было, что есть и что будет, и НЕ СУДИТЬ = «и грубым словом не обидеть».
Мне никогда не встречался такого типа поэтический текст...прочитав его, я поняла, что это и есть ОБРАЗЕЦ автоматического письма...Но как это доказать?!
Я довольно долго размышляла, прежде чем поняла, как это ДОКАЗАТЬ И ПОКАЗАТЬ!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Christo Todorov, Histoire de la litt;rature fran;aise, XVIIIe - XX-e s.s. FABER, 1999, p, 258.
2. Lorina Todorova, Библията и нейното място в история на Европайската литературап ФАБЕР, 1990 стр 60.
3. Christo Todorov, La th;orie op;rative et la litt;rature fran;aise, FABER, 2003, p.p.101 - 110.
4. http://www.velykoross.ru/blogs/all/article_4044/
16.09.2017 г.
Юрий Колодний 30.01.2023 13:28 Заявить о нарушении