Июль 1209, Безье
Поля Окситании зноем полны.
А войско господне уже у порога,
Как пена огромной недоброй волны,
Что страны сметала в пучину потопа.
А камешком гальки лежит на пути
Виконтство Безье, захолустье Европы.
Волне невозможно его обойти.
Безье, Каркассон, а потом и Тулуза,
И вся Окситания скроется в ней.
Волна набежит сапогами французов,
Попонами тысяч могучих коней.
Нет дела волне, кто в ней смерти достоин.
На гребне стоят и ведут пылкий спор
Священник-легат и прославленный воин:
Арно-Амори и Симон де Монфор.
* * *
Симон, отступись, не твори, умоляю,
Того, что заставит потомков бледнеть.
Мы здесь, чтоб указывать душам путь к Раю,
А не загонять свои в адскую клеть.
Прошу, пощади этот набожный город,
Прекрасный оплот окситанской земли.
Мы Войско Господне, не дай бесу повод
Сказать, что сюда мы его привели.
Катаров здесь будет один на десяток
Другие Святой нашей Церкви верны.
Как их отличить в пылу уличных схваток?
Ведь все перед острым мечом мы равны!
Монфор, ты не можешь отдать себя Аду
Приказом, что вмиг целый город убьёт.
Пусть воинство божие держит осаду,
Но жизнь сохранит правоверный народ.
* * *
Святоша, молчи, не за тем прошагали
Полмира от Лестера наши войска.
Чтоб здесь подыхать от постылой печали
И скуки, в осаде застряв на века.
А что до людей в этом утлом селенье,
За них всё решил их несчастный сеньор,
Когда пустил ересь в родные владенья.
И не о чем здесь нам вести разговор.
Здесь все с альбигойством в родстве или в дружбе,
Любая катару жена или мать.
Католик ему будет брат по оружью:
Они выйдут насмерть бок обок стоять –
Ведь родине верны, как Богу, всецело.
Ну, что теперь скажешь, Арнольд Амальрих?
Не я затевал это грязное дело.
Молись, что Господь наш узнает своих.
* * *
Этим стихотворением я хочу изложить собственную версию истории одной знаменитой фразы.
Цезарий Гейстербахский приписывал возглас «Убивайте всех, Господь узнает своих» папскому легату Арно Амори (Арнольду Амальриху). Будто он сказал это при взятии Безье во время альбигойского крестового похода, когда военачальники спросили его о способе отличить еретиков-катаров от католиков. В советских учебниках это утвердилось, как непреложный факт. Цезарий этого лично не слышал и доверял лишь пронесённой сквозь поколения молве.
Однако сам легат в сентябре 1209 года писал Папе Иннокентию III отчёт, в котором сокрушается по поводу устроенной в Безье резни и сваливает всю вину на чернь, действовавшую без приказа. Там-то и встречается конец этой фразы: "...молюсь, чтобы Господь узнал своих!"
Мне кажется, что и то и другое бред. Уж слишком быстро после Безье могущественный и воинственный легат отдал власть в руки де Монфора, графа Лестера, с которым потом имел не мало головной боли при Нарбонне и на всём протяжении альбигойских войн.
Сам де Монфор католиком был крепким. Но папская булла, звавшая его в крестовый поход, сулила слишком многое, чтобы попусту тратить время в религиозных диспутах и церковных судах. Именно де Монфору и был выгоден кровавый штурм. Фактически эта резня послужила поводом для сдачи без боя множества катарских крепостей.
Кстати, часть фразы о том, что Господь узнает своих – переделанная цитата из библии.
Свидетельство о публикации №111041705499
Гаррипоттеровско Золнышко 24.03.2012 23:46 Заявить о нарушении