Смысл нашей психики
Чтобы не быть зацикленным на самом себе, нужно понять смысл всех взаимодействий, протекающих в разных слоях психики. Это напоминает игру в шахматы с самим собой, когда игрок поочередно играет черными и белыми. Так же возникает и иллюзия внутренней борьбы между разными личностями или "голосами" одного человека. Привязываясь к ожиданию победы и даже достигая ее, мы тем самым неизбежно приходим к поражению. Это все продолжается до тех пор, пока не приходит время осознать, что настоящий смысл борьбы не в ней самой и не в ее видимых снаружи результатах. Суть заключается в обучении, и человек, постигший это, может проходить науку мирным путем и во много раз быстрее. Как учиться сознательно? Прежде всего, необходимо понять и внутренне осмыслить основные законы психического мира человека. Вот некоторые из них: 1. Внутренний мир человека представляет собой единое поле действия разнородных колебаний. 2. Эти колебания воспринимаются как представления, состояния (настроения), мысли и чувства. 3. Сознательная область ума, воспринимаемая как "я", отражает в себе все психическое поле человека. 4. Это отражение является искаженным (как в кривом зеркале) и меняет пропорции. 5. Вследствие этого - иллюзия бессознательности. 6. Бессознательными кажутся те процессы психики, отражение которых в уме в данный момент уменьшено настолько, что выходит за пределы масштаба внутреннего восприятия или настройки. 7. Искривление зеркала ума меняется с течением времени. 8. Причина этих перемен - внешние и внутренние воздействия. 9. К ним относятся колебания внешней психической среды, установки суперэго, подсознательные программы, импульсы нервной системы и собственное постоянное движение осознаваемой субстанции ума (ЧИТТА). 10. Ум похож на поверхность воды, в которой отражается пространство. 11. Свет сознания исходит от Атмана и освещает (проявляет) всю природу, как внутреннюю, так и внешнюю. 12. Этот свет, воспринимаемый в спокойном (саттвическом) состоянии ума, растворяет в себе видимость предметов. 13. Его олицетворение - бог Шива - разрушитель иллюзий. Он есть Учитель всех йогов. 14. Прекращение собственного движения ЧИТТА сводит на нет все внешние и внутренние воздействия. 15. Это есть путь постижения Атмана. 16. Когда цель достигнута, существование ума прекращается и ЧИТТА становится единой с внутренним светом. 17. Это похоже на испарение воды. 18. С исчезновением поверхности исчезает отражение. С исчезновением отражения прекращаются иллюзии. 19. Это прекращение, достигаемое вследствие исчезновения отражающей поверхности ума, является окончательным и полным слиянием (НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ). 20. Исчезновение видимости предметов, а также пространства и времени, достигнутое созерцанием света Атмана, при котором ум хоть и становится саттвическим, но все же продолжает существовать, является временным просветлением. 21. Переживание его дает внутренний опыт, называемый трансцендентным (запредельным). 22. Опыт, доставляемый переживанием остальных психических процессов, называется материальным. 23. Гармоничное духовное развитие происходит при сочетании этих двух видов опыта в их естественной пропорции. 24. Мера определяется ступенью развития. 25. При продвижении материальное сближается с трансцендентным, постепенно обнаруживая единую природу. 26. По достижении единства путь окончен. КРИЙЯ ЙОГА Йоговское сосредоточение (дхарана) предполагает прохождение двух предыдущих ступеней (ПРАНАЯМА и ПРАТЬЯХАРА). Суть последних состоит в максимальном обобщении материального опыта. В результате ум готовится к восприятию трансцендентного. Переход от материального к трансцендентному осуществляется путем распознавания (анализа). Это происходит по закону взаимного перехода противоположностей через максимум. Синтез опыта личности, достигаемый выявлением и контролем всех видов единой энергии (ПРАНАЯМА) через максимум этого опыта, проявляющийся как полное отречение (ПРАТЬЯХАРА) ведет к противоположному акту - анализу или распознаванию. Объектом этого анализа может быть любой предмет, грубый или тонкий, внешний или внутренний. Выбор не имеет значения для воспринимающего все как единое. Те, кто до конца еще не обобщили свой материальный опыт, избирают в качестве объекта ДХАРАНЫ предметы, символически отображающие для них трансцендентное, чтобы обеспечить необратимость процесса. Однако, это может привести лишь к временному просветлению. НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ достижима только для прошедших весь путь. До тех пор, пока материальное и трансцендентное (телесное и духовное), представляются человеку различными мирами или областями жизни, его путь продолжается так же, как и протекание противоположных процессов в его психике. Тренировка возможна и полезна на всех ступенях одновременно, в таком соотношении, которое ученик признает благоприятным. Разделение ступеней искусственно и служит только для иллюстрации. Это видно из анализа построения "Йога-сутры" Патанджали. "Йога-сутра" делится на четыре части (пада). Первая часть, называемая Самадхипада, посвящена описанию психической природы человека с точки зрения адепта, которому осталось сделать последний шаг. Накопление материального опыта на этом уровне завершено, и поэтому даются методы, непосредственно ведущие к Самадхи. Иллюзорно-фантастический мир больше не держит йога в своих объятиях, игра жизни стала неинтересной и потому выглядит как постоянное движение воли (ВРИТТИ) в едином океане материи-сознания. Ничто в этих волнах уже не страшит и не привлекает, и ум стал полностью готов к остановке. Достигнув такой высокой ступени, йог делает как бы краткий обзор всей природы вещей и явлений, анализируя ее до максимальной глубины, и обнаруживает, что все предметы, даже принадлежащие миру тонких форм, исчезают в ПРАДХАНЕ (Великой Пустоте). Тогда перестает существовать семя заблуждения, живущее в глубинах подсознания и прорастающее у обычных людей в виде пяти коренных привычек-привязанностей (КЛЕША). Патанджали перечисляет эти КЛЕША, давая им краткую характеристику: 1. АВИДЬЯ - ошибочное понимание невечного как вечного, нереального как реального, "не-я" как "я", мучительного как приятного. 2. АСМИТА - ложное самоотождествление с телом, чувствами, психикой, рождающее эгоизм. 3. РАГА - желание наслаждений и средств их достижения. 4. ДВЕША - отвращение к боли и ее причинам. 5. АБХИНИВЕША - инстинктивная жажда жизни и боязнь смерти у всех живых существ. Если большинство людей живут в совершенном подчинении у вышеназванных сил, то для них простое осознание этих корней заблуждения совсем не будет значить освобождения. Но для йога, близкого к достижению Самадхи, достаточно одного взгляда на свою внутреннюю природу, чтобы эти корни потеряли силу. Патанджали описывает также пять условий внутренней настройки, необходимых для подготовки к Самадхи: 1. ШРАДДХА - вера или истинное мировоззрение, при котором не остается никаких сомнений и неразрешенных противоречий. 2. ВИРЬЯ - внутренняя сила человека, достигшая своей естественной формы - стремления к освобождению. 3. СМРИТИ - осознание или пробуждение, ведущее к уничтожению иллюзий. 4. САМАДХИ - в смысле способности к совершенному сосредоточению. 5. ПРАДЖНЯ - способность к интуитивному мышлению, не нуждающемуся более в словах или символах. Наивысшим же признается крайнее отречение или оставление (ВАЙРАГЬЯ) всех явных и скрытых привязанностей, касающихся даже тончайших сфер психики, где они действуют с особой силой. Это оставление, "отвергающее даже качества" (т.е. при котором все в мире ощущается как бескачественное, пустое), "показывает ПУРУШУ". Тогда йог достигает своей истинной природы, и семя заблуждения исчезает. "Йога-сутра" предупреждает, что "Самадхи, не сопровождаемая крайним отречением, становится причиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой (ПРАКРИТИЛАЙЯ)". Понятно, что такое предупреждение имеет актуальный смысл лишь для тех, кто непосредственно близок к Самадхи. И все же, каждому ученику эти описания сообщают особый внутренний настрой, как бы некоторое предвкушение еще не достигнутых состояний. В самом начале Патанджали определяет йогу как "удержание материи мысли (ЧИТТА) от обличения в различные образы (ВРИТТИ)" - "ЙОГА ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА". Одного лишь этого условия, осознанного в совершенстве, достаточно для достижения цели. И об этом говорится сразу, а далее следуют объяснения, для чего это нужно и как практически достичь требуемой остановки ума. Автор как бы предполагает, что для мудрейшего слушателя "Йога-сутры" все последующие афоризмы окажутся уже не нужными после знакомства с первыми двумя. Такой человек сразу постигнет суть йоги. Менее искушенным ученикам, однако, необходимы наставления целой главы, а тем, кто только ищет путь или начинает продвигаться - ознакомление с содержанием последующих трех глав. В них подробно описываются средства духовной практики (САДХАНА), потенциальные возможности человека (СИДДХИ) и условия окончательного освобождения (КАЙВАЛЬЯ). Вторая часть "Йога-сутры", называемая САДХАНАПАДА, раскрывает содержание первых пяти ступеней восьмичленной Йоги (АШТАНГАЙОГА). В этой же главе говорится о природе кармы и об уславливающих ее пяти КЛЕША (описанных нами выше). Из них АВИДЬЯ (неведенье) признается первоначальной, порождающей все остальные. "Слияние зрящего со зримым" - ложное восприятие и самоотождествление человека ведет его в круговорот жизни, где "для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдания или своими последствиями, или опасениями их, или состоянием, которое производит в нем впечатление, так и вследствие противоборства качеств (ГУН)". Если ученик или желающий учиться уже близок к такой степени внутренней чувствительности и мудрости, при которой во всяком приходящем наслаждении он различает тень будущих страданий, во всякой удаче слышит намек на поражение и в общении с самыми близкими по духу людьми ощущает бездну своего одиночества - значит, он готов оставить все соблазны мира и переключиться на истинные ценности, составляющие содержание первых ступеней йоги. Эту "подготовительную" йогу Патанджали называет КРИЙЯЙОГА - "Йога действия" и определяет следующим образом: "Самообузданние, изучение и посвящение плодов труда Богу называется КРИЙЯЙОГА". В более подробном изложении КРИЙЯИОГА дается в виде двух ступеней: ЯМА ("ограничение") и НИЯМА ("предписание"). Первая ступень - ЯМА - включает в себя пять следующих заповедей: 1. АХИМСА - ненасилие, непричинение вреда живым существам. 2. САТЬЯ - правдивость. 3. АСТЕЙЯ - отсутствие собственности. 4. АПАРИГРАХА - независимость (букв.: "непринятие подарков"). 5. БРАХМАЧАРЬЯ - "жизнь" или "хождение" в БРАХМАНЕ (в Абсолютной Реальности). Эти заповеди ни в коем случае не следует понимать в смысле религиозных запретов, касающихся внешней деятельности человека. Истинное их значение - создать особый психический настрой, при котором ученик окажется в состоянии сбросить с себя путы АВИДЬИ. Поскольку карма человека коренится в теле и подсознании, прорастает сквозь его ум и чувства и дает плоды в виде предметов внешнего и внутреннего мира, заповеди ЯМЫ и НИЯМЫ следует прорабатывать на всех этих уровнях - в мыслях, речи, чувствах и действиях. При этом основное, к чему надо стремиться, - это достижение созерцательного, отрешенного, внутренне свободного состояния при любых видах внешней деятельности. Тогда прекращается накопление кармы и жизнь "проясняется", давая ученику все больше и больше возможностей для духовной практики (САДХАНА). Любые неприятности, приходящие как следствие созревания прошлой кармы, нужно принимать с мужественным спокойствием, смирением и благодарностью за науку. Это ослабляет их действия и предотвращает возникновение их в будущем. "Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо" - говорит Патанджали. Проходя практику КРИЙЯЙОГИ ученик постепенно осознает, что не он (в смысле истинного "Я") является деятелем, а его природа, движимая соответствующими силами. Тогда он готов отказаться от всех плодов своих "добрых" и "злых" деяний, отдав ИШВАРЕ (Единому Богу) все, что когда-то считал своим. В таком понимании положения ЯМЫ приобретают следующее толкование: 1. АХИМСА - внутреннее состояние человека, при котором он не только не совершает насилия над собой и другими существами, но и не воспринимает (не видит, не чувствует) насилия в таких жизненных актах, как убийство, мучительная борьба, подавление одних существ другими. В состоянии АХИМСЫ мир представляется ученику не напряженной борьбой, в которой он принимал бы участие на чьей-либо стороне, воспринимая события эмоционально, а игрой (ЛИЛА) внешних, поверхностных перемен, не затрагивающих истинной сущности, душ существ, и, конечно же, не могущих эту душу "убить". Ему совершенно чужда агрессивность, проработанная учеником в прошлых существованиях и оставленная далеко позади. "Пусть он будет подобен пространству: не гневается и не колеблется, даже когда его рассекают" (Упанишады). 2. САТЬЯ - это отказ ученика от сознательного извращения фактов относительной реальности, от создания иллюзий в самом себе и в других людях путем обмана, спекуляций, притворства и других подобных приемов. Состояние САТЬЯ (букв.: "истина") возвращает психику человека к ее природному виду и снимает воздействия неестественных привычек. 3. АСТЕЙЯ - осознание того, что никакой собственности на самом деле не существует. Для ученика, находящегося в состоянии АСТЕЙЯ, все, что есть в мире, включая и его тело, чувства и мысли, принадлежит единой природе. Снятие иллюзии собственности избавляет человека от многих предрассудков и связанных с ними страхов. Например, как можно бояться потери имущества, потери приоритета в каких-либо идеях или энергетических потерь, понимая и ясно ощущая единство всего сущего? Наоборот, ищущий освобождения считает благом бескорыстную самоотдачу и стремится к достижению самозабвения на фоне внешней деятельности. Это стремление составляет суть духовной практики, называемой КАРМАЙОГА. 4. АПАРИГРАХА - внутренняя независимость, достигаемая путем осознания истинной ценности денег и других вещей (взаимных услуг, подарков и т.п.), служащих предметами обмена людей, происходящем в силу жизненных обстоятельств, не сопровождаемое эмоциональными реакциями радости приобретения и страха потери. Никакие подарки, никакие восхваления и лесть, так же, как и никакие лишения и поругания не могут связать ученика, совершенного в АПАРИГРАХЕ. 5. БРАХМАЧАРЬЯ - способ жизни ученика, основным смыслом которой становится достижение Абсолютного состояния. "Хождение в Брахмане" означает посвящение всех своих телесных отправлений (дыхания, питания, сна, половой жизни) Брахману путем осознания в момент совершения этих функций их космической природы и сущности. Эти отправления ни в коем случае не подавляются и не ограничиваются "из принципа". Они делаются гармоничными и естественными, находясь под контролем разума и совести ученика. Тогда исчезает чарующая сила плодов извращенной чувственности, запретных и потому таких заманчивых для многих людей. БРАХМАЧАРЬЯ не предполагает отказа от половой жизни как акта дисциплины, но и у некоторых учеников такое оставление чувственности происходит само собой в силу полной отработанности данного вида опыта в прошлом. Воздержание для таких людей не составляет труда, и, конечно же, не может быть предметом внутренней борьбы и самоистязания - их энергия естественным образом реализуется уже в других сферах. Вторая ступень АШТАНГАЙОГИ называется НИЯМА - "предписание", "позволение", и содержит пять направлений психофизической деятельности: 1. ШАУЧА - очищение, которое бывает внешнее (БАХЬЯ) и внутреннее (АБХЬЯНТАРА). 2. САНТОША - естественность и удовлетворенность, умиротворенность. 3. ТАПАС - аскеза, букв. "воспламенение" (духовности, стремление к освобождению). 4. СВАДХЬЯЯ - осознанное прохождение опыта жизни и изучение йогических текстов и наставлений Учителей, в более широком смысле - самообразование. 5. ИШВАРАПРАНИДХАНА - восприятие всего как ИШВАРЫ (НИДХАНА - "прекращение", "исчезновение", т.е. имеется в виду как бы "исчезновение всего в ИШВАРЕ"). Это восприятие мира иллюстрируется мантрой ВАСУДЭВА САРВАМ ИТИ - "все - Бог - есть все" ("все - Бог" в смысле Всеобщего, Единого бога, тождественного Абсолютной Реальности). Пути НИЯМЫ естественно вытекают из главного принципа ИШВАРАПРАНИДХАНА и служат его реализации. При этом внутреннее состояние ученика и характер его восприятия жизни имеют большее значение, чем соблюдение внешних форм и ритуалов, хотя без последних бывает трудно обойтись, особенно на начальном этапе обучения. ШАУЧА предполагает не только соблюдение чистоты тела и организма и выполнение очистительных процедур, но и оставление позади всякой брезгливости, презрения и нетерпимости к тому, что люди обычно считают "грязным" в моральном или физическом значении этого слова. При поверхностном понимании чистоты как неприкосновенности или стерильности возникает отвращение к "грязи" - всему неприятному или кажущемуся таковым в силу воспитания и привычек человека. Такое отвращение не освобождает, а, наоборот, сильнее связывает душу, усложняя ее кармические путы. Ученик, находящийся в состоянии ШАУЧА, одинаково относится к тому, что другим людям кажется чистым и нечистым, он не стремится отгородить себя от нежелательных влияний, не питая иллюзии своей исключительности или отдельность от природы. Однако, при этом он не пренебрегает своим здоровьем и старается делать все необходимое для поддержания тела в относительно чистом состоянии. Внутренняя же чистота достигается осознанием трансцендентности духа по отношению к миру проявленных форм. "Как водой не смачиваема водяная птица, так средь существ пребывает совершенно познавший" ("Мокшадхарма"). САНТОША освобождает человека из плена иллюзий, созданных его амбициозностью, мнительностью, сентиментальностью и другими неестественными проявлениями психики. САНТОША - значит способность жить счастливым настоящим, а не прошлым или будущим, прошедшего сквозь многие круговороты счастья-несчастья. "Нет счастья в малом, только бесконечное - счастье" (Упанишады). ТАПАС - аскеза, но не в смысле "умерщвления плоти", а как путь возвышения духа и воспламенения стремления к освобождению. ТАПАС может включать: - ограничение деятельности ума и речи практикой внутреннего и внешнего безмолвия или регулярного повторения мантр; - голодание для очищения и развития воли; - принятие обетов, связанных с бескорыстной, альтруистической деятельностью; - ограничение общения с людьми для уединенной духовной практики выработки внутренней независимости и самодостаточности; - сознательное прохождение неприятных (физически или морально) ситуаций с целью освобождения от излишней самости и гордыни. Высшей формой аскезы считается отречение, смирение и прохождение состояний, связанных с восприятием великой пустоты (МАХАВИДЕХА). Наиболее ценно для духовной практики умение сочетать такие состояния с нормальной жизнью в социуме. СВАДХЬЯЯ - способность все происходящее в жизни воспринимать как науку и во всех ситуациях ощущать себя учеником в огромной школе, которой является весь мир. Совершенный СВАДХЬЯЯ - не имеет врагов, никого не критикует и ничто не осуждает. Такому человеку легче всех найти Учителя. ИШВАРАПРАНИДХАНА - высочайший идеал из всех, доступных нашей мысли. Патанджали говорит о том, что совершенной ИШВАРАПРАНИДХАНЫ достаточно для достижения Самадхи. Каждый человек в любое мгновение может стремиться к осознанию божественности всего сущего, к ощущению божественного присутствия, силы и любви в каждой частичке бытия, и это стремление - самое высокое и благородное из всех человеческих стремлений. ИШВАРАПРАНИДХАНА - мощнейший импульс, полностью преобразующий карму ученика. "Йога-сутра" показывает, какие перемены происходят в жизни йога, достигающего совершенства в каждом из принципов ЯМЫ и НИЯМЫ. В присутствии утвержденного в АХИМСЕ прекращается всякая вражда других существ; правдивость сообщает слову ученика необыкновенную силу и дает возможность вкушать плоды дел без их совершения; отказ от собственности может сделать человека богатым (хотя зачем ему тогда богатство?); БРАХМАЧАРЬЯ открывает беспредельный источник энергии; АПАРИГРАХА позволяет вспомнить прошлые жизни. ШАУЧА освобождает от всех видов телесной привязанности, ведет к саттвическому состоянию, сосредоточенности, возвышению над чувственностью и к способности самопознания. САНТОША дарит человеку высшее счастье, не нарушаемое никакими событиями и переменами. ТАПАС изощряет органы чувств и открывает путь к развитию СИДДХ и сверхчувственному восприятию Божества. ИШВАРАПРАНИДХАНА приводит к Самадхи. Практикующий КРИЙЯ ЙОГУ ученик постепенно становится как бы живым потоком, свободно несущим на своих волнах все, что дарит жизнь, и с легкостью проходящим по любым путям. Так достигается способность к внутренней релаксации (расслаблению) и закладывается фундамент, опираясь на который, ученик может оказывать помощь другим людям, внося в их существование силу духа, любви и знания. Одно лишь присутствие такого человека производит на огромные массы людей несравненно большее благотворное влияние, чем сотни лекций или проповедей, ограничивающихся только теоретическим просвещением. Следующая, третья ступень восьмичленной йоги называется АСАНА. Патанджали характеризует ее кратко: "Положение тела есть то, которое твердо и приятно. (Оно достигается) путем легкого усилия и размышления о Беспредельном.
Свидетельство о публикации №111041205656