Материнское поле. Риме Асфандияровой

                по поводу роли матери в пьесе
                "Материнское поле" Ч.Айтматова.




В той роли вся твоя судьба -
Удач и горьких катаклизмов.
Я юной девочкой ждала,
Как ты умчишь за "грани" с риском.

Твой дерзкий шарм звучал всегда
Призывной музыкой таланта.
Твоя восточная звезда
Над полем плакала когда-то.


______________________________________

Рима Газизовна Асфандиярова ( 11 февраля 1938 — 9 июня 2007) — советская и российская театральная актриса, Заслуженная артистка РФ, играла  (с 1969 г.)на сцене Тульского академического театра драмы им. Горького.

Фото(из интернета): Рима Асфандиярова в роли Елены Андреевны в пьесе А.П.Чехова "Дядя Ваня".


Рецензии
Асфандиярова Рима Газизовна. Она была звездой и героиней целого поколения, молодость которого пришлась на 60-80-е годы XX века.Дебют в Туле у Р.Г. Асфандияровой состоялся в 1969 двумя ролями: киргизской матери Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова и польки Гелены из «Варшавской мелодии» В. Зорина. Она стала актрисой первого положения в бытность главного режиссера – Рафаила Павловича Рахлина. Это она была Ларисой в «Бесприданнице» А. Островского, Эмилией Марти в «Средстве Макрополуса» К. Чапека, Лизой Карениной в «Живом трупе» Л. Толстого, Клеопатрой в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Тетушкой Руцей в «Птицах нашей молодости» И. Друцэ, Филуменой Мартурано в одноименной пьесе Э. де Филиппо…
Вот что вспоминала о ней зав. литературной частью театра О.Н.Кузмичева: "«Материнское поле». Р.Г. Асфандияровой был 31 год. А роль Толгонай – возрастная. Эпическое полотно, где через одну жизнь главной героини проходит эпоха, время, через жизнь конкретной женщины дана Айтматовым в простом и великом обобщении Любовь, Материнство, Жизнь. Все обстоятельства – на пределе возможного: испытания войной, потеря мужа, детей, отчаяние, желание смерти, и через рождение ребенка – возврат жизни. Может быть, молодость исполнительницы, запас ее душевных и жизненных сил и сообщали, в конце концов, то полетное звучание роли, веру в женщину, творящую любовь, через все муки и испытания созидающую жизнь, которой нет конца!
Фактически, это был моноспектакль, очень мощный, сильный, энергетически воздействующий. Одежда Толгонай была сшита из рогожки, окрашенной в пурпурный цвет. И Асфандиярова-Толгонай стояла, сияя, посреди сцены, как факел, как вечный маяк Веры и Надежды. Зритель испытывал катарсис.
Потом Риме Газизовне всю жизнь будет не хватать этого трагедийного накала, мощи исповеди, жизни на пределе. Всю жизнь на вечерах, концертах, в памятные дни Великой Победы она будет читать монолог Толгонай. Однажды автор этих строк была свидетелем такого ее выступления в Никольско-Вяземском в дни памяти Л.Н. Толстого. Рима Газизовна читала монолог на парашютном поле, заполняя его всем своим существом, она будто вырастала из этого поля, становясь его центром: монолитная, с поднятой вверх рукой, ее было слышно везде, может быть, даже голос ее доходил до самого Седьмого неба!"
Вечная память выдающейся актрисе и прекрасному человеку.

С уважением,

Просвещение   14.04.2014 23:29     Заявить о нарушении
Хочется добавить, что я сама присутствовала при подобной медитации Римы Асфандияровой. Это было в актовом зале общежития ТПИ (факультет МТ), где она выступала по моему приглашению в конце 80-х годов. Тогда в журналах уже попадались подобные материалы из области эзотерики. Думается, её монтаж основывался на произведении Валентина Сидорова "Семь дней в Гималаях" — «Москва», 1982, № 8, с. 3-111. Сейчас я очень жалею, что не фиксировала конкретику, кажется и монолог Толгонай произносился...
Помню хорошо успех, поток "сверхъестественных" восторгов и обожания, огромное количество фото, сделанных фотографом института Ярославом Стечкиным. И ещё помню до слёз крошечный гонорар, который я лично передала актрисе, встретившись на одной из трамвайных остановок Тулы. Выступление заслуженной артистки оплачивалось, как и доцентская лекция, всего десятью рублями.
Кстати, она была, как и все хорошие люди достаточно простой. Так, мою подругу Татьяну Сивирченко она неоднократно принимала у себя дома и помогала готовится в театральный ВУЗ. А это был семидесятый год, когда сама актриса была на пике невероятной популярности. Но как женщина она была одинока и на мнение моей 17 -й подруги обо мне, она ей сказала: "Единственная подруга - хорошо, а нужен... друг". Буквально через несколько лет мы услышали о рождении дочери Анастасии, а сегодня я прочла, что есть и внук Никита.
Светлая память душе этой прекрасной женщины!

Елена Грислис   15.04.2014 00:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.