Последнее помазание

"Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" ( Иак. I, 6-7; IV, 3 )

"Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" ( Иак. V, 14, 15 )

"В Таинстве Елеосвящения огонь благодати прогоняет бесов, истребляет забытые грехи, этот огонь есть сила Воскресения, действенность бессмертия" Преподобный Макарий Великий

У нас обыкновенно приступают к Таинству Елеосвящения тогда, когда не остается уже никакой надежды на выздоровление больного, и человек до того измучен недугом, что не может ни разумно мыслить, ни осознать, ни обсудить своего положения, когда уже, так сказать, все кончено, и он начинает терять сознание.

Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но не нужно забывать и того, что благодать Духа Святого преподается по мере возможности получающего, что каждое Таинство требует от приемлющего веры в него, пламенного желания и молитвы.

А возможно ли всего этого требовать от умирающих, когда часто веры не достает у нас, живых и здоровых? А где нет веры, там не может быть и плодов веры, ибо только верующему все возможно! ( Мк. IX, 23 ) А потому удивительно ли, что иногда и это святое Таинство не производит в болящих никакой перемены к лучшему. Причиной тому уже мы сами!

Многие, которым еще не хочется расстаться с жизнью, считают Таинство Елеосвящения подобным обречением на смерть, неохотно обращаются к его помощи, и откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают.

О, если бы они могли чувствовать и сознавать вполне, какая это великая и невосполнимая для них потеря! О, как неблагоразумны и как много грешат против умирающих их сродники и ближние, допуская больных лишаться этого благодатного дара! Страшное и непонятное дело! То, что милосердие и человеколюбие Божие даровало нам для здоровья и жизни, как средство против недугов и болезней душевных и телесных, то самое считается предвестником и обречением на смерть и приготовлением к ней! Откуда такое неправое мнение?

Правда католики действительно так и думают, и смотрят на Елеосвящение преимущественно как на напутствие и укрепление души против ужасов смерти, и потому и называют его последним помазанием. Но мнение это крайне одностороннее и произвольное И НЕ ИМЕЕТ ОСНОВАНИЯ НИ В ЗАПОВЕДИ АПОСТОЛА ОБ ЕЛЕОСВЯЩЕНИИ, НИ В ЧИНЕ, ПО КОТОРОМУ ОНО ИЗДРЕВЛЕ СОВЕРШАЕТСЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Весь чин совершения Таинства состоит только из молитв и прошений об исцелении помазуемого от болезни, возвращении здоровья и прощении грехов его КАК ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ, и ИЗ АПОСТОЛЬСКИХ И ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ, ВОЗБУЖДАЮЩИХ И УКРЕПЛЯЮЩИХ В БОЛЬНОМ ВЕРУ И НАДЕЖДУ ПОЛУЧИТЬ ПРОСИМОЕ, И НЕТ В НЕМ НИ ОДНОГО ДАЖЕ НАМЕКА НА ТО, ЧТОБЫ ЭТО ТАИНСТВО БЫЛО ПРИГОТОВЛЕНИЕМ К СМЕРТИ И ОБРЕКАЛО НА НЕЕ ПОМАЗУЕМОГО.

И апостол Иаков говорит только об одном исцелении от болезни и отпущении грехов болящего и ни одного слова о его смерти!

А потому Таинство Елеосвящения должно даваться таким больным, которые хотя и очень тяжелы и изнурены недугом, страждут и изнемогают, но еще не умирают, не лишились чувств и сознания и настолько имеют в себе силы и присутсвия духа, что сами могут чувствовать и видеть нужду в благодатной помощи, сами могут заботиться о том, чтобы призвать священников.

ИБО НЕ РОДСТВЕННИКАМ И БЛИЖНИМ, А САМОМУ БОЛЬНОМУ ЗАПОВЕДУЕТ АПОСТОЛ ПРИЗВАТЬ ПРЕСВИТЕРОВ. НЕТ! ЭТО ТАИНСТВО ДАРОВАНО НАМ ГОСПОДОМ СКОЛЬКО ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДУШИ И ОЧИЩЕНИЯ ГРЕХОВ НАШИХ, СТОЛЬКО ЖЕ И ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ БОЛЕЗНЕЙ ТЕЛЕСНЫХ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ!

Священник Иоанн Верюжский "Беседы о Таинстве Соборования"


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.