Пушкин и компьютеры
«То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
Ведь обветшалые кровли, как находящиеся в аварийном состоянии, ныне подлежат, согласно российским нормам и американским кодам, срочному сносу, а солома запрещена как пожароопасная. Ну, а уж если бы «путник запоздалый» застучал в окошко к А. С., он бы не стал печатать об этом стихов, а позвонил бы в милицию или полицию. Вот и выходит, что, появись А. С. в наш век, о нём можно было бы сказать словами Аркадия Райкина: «Нет, есть, конечно, что-то, но не то!»
С другой стороны, если бы Пушкин творил в наш, компьютерный век, он бы улучшил свои, и без того прекрасные стихи. Он бы, пользуясь интернетом, имея богатый словарь рифм, пожалуй, вместо слова «утомлена» в том же стихотворении («Зимний вечер») поставил «угнетена», что и созвучием точнее, и по смыслу больше подходит:
«Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?»
А вообще-то, имея новейшую информацию, он, возможно, и не создал бы стихотворения о вещем Олеге как не соответствующего историческим реалиям, и уж, во всяком случае, не назвал бы хазар «неразумными», а Сальери – убийцей Моцарта. И обругивание украинского гетмана, Мазепы, из поэмы «Полтава» было бы в сегодняшней России ко двору: вот уж эти укропы, что с них возьмёшь, предавали, предают и предавать будут. А вот назвали бы «нашим всем» поэта, стихи которого проблематично было бы обнаружить в море графоманских виршей?
Мы, современные поэты, широко используем компьютеры. Они не создают редактору проблем с расшифровкой каракулей автора и не отнимают времени и денег на набор, который иногда чреват такими явлениями, как human error (человеческая ошибка), за что редактор выпуска одной из центральных советских газет во время оно поплатился жизнью, проглядев в слове «Сталин» букву «р», напечатанную миллионными тиражами, взамен второй буквы фамилии «Великого Вождя всех времён и народов».
Правда, не все поэты пользуются компьютером. Я знаю, по крайней мере, двух прекрасных авторов в возрасте, у которых, как пел Марк Бернес, «всё ещё впереди». Но для всё большего количества поэтов компьютер с его необъятной памятью – всё равно, что для Бориса Пастернака его тетради. После того, как дом Пастернака в Переделкино однажды обокрали, он стал, уходя, оставлять записку:
«Уважаемые товарищи воры! Деньги для вас приготовлены в кабинете, в левом ящике стола. Берите на здоровье. Только не трогайте тетрадей в правом ящике. Они исписаны, и вам за них ничего не заплатят. С трудовым приветом.
Б. Пастернак».
7 декабря 2017 г.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Возможно, многим говорящим на языке Пушкина, от пушкиноведов до суесловов («обогащающих» нашу речь выражениями типа: «А кто за тобой уберёт – Пушкин?») приходила в голову мысль: «А мог ли бы состояться А. С. Пушкин в компьютерную эру?» Давайте, проанализируем. Нет сомнения, что А. С. освоил бы компьютер и напечатал, скажем, «Песнь о вещем Олеге», зарифмовав карамзинскую легенду 6-ти строчными строфами с выразительными 2-х строчными концовками, расцветив «Песнь» своими определениями («вдохновенный кудесник», «синего моря обманчивый вал», «лукавый кинжал» и т. д.). А вот вдохновился ли бы он перипетиями дворянской жизни в эпоху нынешнего российского победившего капитализма и напис..., простите, напечатал «Евгений Онегин» – весьма сомнительно (в любом случае, Ленскому не было смысла вызывать Онегина на дуэль, когда можно было бы его просто заказать). И вряд ли довелось бы Пушкину ввести в память компьютера, а заодно и нашу с вами, такие чарующие строки:
«То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
Помимо того, что читателю было бы трудно выудить эти строки в море миллионов графоманских виршей, обветшалые кровли, как находящиеся в аварийном состоянии, ныне подлежат, согласно российским нормам и американским кодам, срочному сносу, а солома запрещена как пожароопасная. Ну, а уж если бы «путник запоздалый» застучал бы в окошко к А. С., он бы не стал печатать об этом стихов, а позвонил бы в милицию или полицию. Вот и выходит, что, появись А. С. в наш век, о нём можно было бы сказать словами Аркадия Райкина: «Нет, есть, конечно, что-то, но не то!»
Мы же, современные поэты, широко используем компьютеры. Они не создают редактору проблем с расшифровкой каракулей автора и не отнимают времени и денег на набор, который иногда чреват такими явлениями, как human error (человеческая ошибка), за что редактор выпуска одной из центральных советских газет во время оно поплатился жизнью, проглядев в слове «Сталин» букву «р», напечатанную миллионными тиражами, взамен второй буквы фамилии «Великого Вождя всех времён и народов».
Правда, не все поэты пользуются компьютером. Я знаю, по крайней мере, двух прекрасных авторов в возрасте, у которых, как пел Марк Бернес, «всё ещё впереди». Но для всё большего количества поэтов компьютер с его необъятной памятью – всё равно, что для Бориса Пастернака его тетради. После того, как дом Пастернака в Переделкино однажды обворовали, он стал, уходя, оставлять записку:
«Уважаемые товарищи воры! Деньги для вас приготовлены в кабинете, в левом ящике стола. Берите на здоровье. Только не трогайте тетрадей в правом ящике. Они исписаны, и вам за них ничего не заплатят. С трудовым приветом.
Б. Пастернак».
5 октября 2007 г.
Свидетельство о публикации №111041001685
Спасибо! Получила истинное удовольствие. Н.М.
Надежда Мархасёва 15.04.2011 04:27 Заявить о нарушении
Зиновий Коровин 15.04.2011 07:47 Заявить о нарушении