Цой сегодня. Двадцать лет после жизни

За двадцать лет, прошедших со дня гибели Виктора Цоя, его имя успело стать магическим символом для поклонников и брэндом для бизнесменов от культуры и политики. На всенародной любви к певцу пытались строить свою карьеру партии, делая его песни гимном и выходя на демонстрации с портретами "звезды", наживались продавцы атрибутики с символикой группы, и привлекали внимание к своим проектам организаторы музыкальных фестивалей. Одни критики обвинили его в примитивизме, другие констатировали гениальность. Ему ставили и убирали памятник. Его Стену на Арбате закрашивали чёрной краской. Журналисты выспросили всё до мелочей у близких Виктора. Провели исследования песен в поисках пророчеств. Сняли фильмы и написали книги. Сочинили скорбные стихи и анекдоты. Появились антифанаты, ненавидящие Цоя только потому, что у него — корейская фамилия. А песни его продолжают звучать и находить новых слушателей.
В России и странах СНГ прошёл Год Цоя. Начавшийся 15 августа 2009 года, он завершается в день 20-летней годовщины со дня гибели музыканта. В рамках акции — сбор подписей зрителей кинотеатров за внесение имени Виктора Цоя во "Всемирный Зал Славы Рок-н-ролла" в Кливленде (США). За это время прошёл ряд концертов, организованы выставки уникальных фотографий. Отреставрирован памятник на Богословском кладбище. Портал FACT.EE, поддерживая акцию "Год Цоя", создал первую стену Виктора Цоя в цифровом формате, где каждый желающий может оставить свою надпись. Был представлен созданный ещё в 1992 году фильм режиссера Алексея Учителя "Последний Герой", ранее не шедший в прокате.

Из новых кинопроектов, посвященных Цою, на экраны выходит римейк фильма "Игла", куда будут добавлены неиспользованные материалы давних съёмок. В эпизодах, где Моро мог бы сыграть приглашенный артист, его заменят образом, нарисованным в стиле модного сейчас аниме, что по-своему осовременит фильм. По словам создателей, старая история раскроется совершенно в ином ракурсе. И судьба главного героя не завершится так трагически, как казалось зрителям первой "Иглы". Кроме того, если в первом фильме Моро — человек ниоткуда, то в новом мы узнаем, кто он и чем занимается по жизни. Что интересно, в эпизодах новой версии снялся отец Виктора Роберт Максимович. Премьера "Иглы" состоится на фестивале в Выборге, в рамках XVIII фестиваля российского кино "Окно в Европу". Не знаю, стоило ли обновлять легендарную картину, но уверена, что и у неё появятся поклонники.

Второй проект задумал режиссёр Алексей Учитель. Он намерен снять драму о гибели Виктора Цоя, где будет уделено много внимания и шофёру "Икаруса", поневоле сбившего цоевский "Москвич". В Интернете почти невозможно найти информацию об этом человеке, как и его рассказ о случившемся. Только имя, фамилию, то, что в его доме выбили все стёкла, что быстро спился, умер или был убит при загадочных обстоятельствах через два месяца после аварии, кто-то предполагает, что его использовала мафия, кто-то — что он был свидетелем преступления. Скоро мы сможем ознакомиться с одной из версий происшедшего…

Певицей Ольгой Лехтонен закончена работа над книгой "Дети одного солнца", где собраны письма, эссе, рассказы и стихи, посвященные Виктору его поклонниками. Люди разного возраста, вероисповедания и гражданства, бывавшие на концертах Цоя или родившиеся после его гибели, живущие в США, Украине, Латвии, России, Германии, Израиле, рассказывают о своих чувствах к кумиру, о том, чем стало для них его творчество. Предварительную заявку на приобретение книги можно оставить по электронной почте: tsoybook@yandex.ru.

В исторических декорациях Михайловского замка Санкт-Петербурга 15 августа прошло уникальное мультимедийное представление, приуроченное к дате гибели певца. В представлении "Виктор Цой: От "Камчатки" до небес! Рок-история"" приняли участие Санкт-Петербургский театр пластики руки "Hand Made", группа "Виктор", Театр на Литейном и мастер песочной анимации Ксения Симонова. Это оригинальный концерт, сочетающий видеоинсталляцию, лазерное шоу, песни "Кино", которые исполнит группа "Виктор". Кстати, на мой взгляд, и собственные песни ансамбля "Виктор" достойны внимания. В них заметно осознанное подражание творчеству Цоя, что кому-то придётся по душе, хотя сам Цой не желал появления групп, похожих на "Кино", считая, что каждый музыкант должен создавать свой собственный стиль.

Аскетично-героическая эстетика "Кино" или простота текстов не могут объяснить устойчивой популярности певца. На мой взгляд, главное в творчестве Цоя — это самоутверждение человека назло толпе, обстоятельствам, политическому строю. "Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове", — сказал он. Цой провоцировал на восстание против того, что не устраивает, а не на безропотное принятие всего и вся. Это совпало с перестроечным бунтом прошлого, но, как оказалось, совпадает и с нашим временем нового застоя. Потому что противостояние личности безликой толпе и серой обыденности — вечно. Ценность духовной индивидуальности актуальна в любые времена. "Братством одиночек" назвал кто-то "киноманов".

В России порыв человека к тому, что близко именно ему, а не массе, всегда подавляли система и общество, окружая стеной неизвестно кем выдуманных обязательств, навязанных долгов и несправедливых законов. В песнях Цоя — вечный бой за возможность предпочесть то, что дорого именно тебе, а не системе, соратникам, близким, — от музыки до Бога. Мы не обречены быть такими, какими нас хотят видеть власть или семья. Мы не прикованы к идее или государству. Цой декларировал свободу выбора. И она стала частью мировоззрения слушателей.

Воспитанные творчеством Цоя получают то, к чему стремятся. Для кого-то это известность, для кого-то карьера, для кого-то решение личных проблем. Каждому из поклонников его песни помогли не сдаться и продолжить путь к цели. И уже не подростки-мечтатели, а состоявшиеся люди приходят на Богословское кладбище и кладут букеты на чёрную плиту надгробья.

ОТЗЫВЫ ИЗ ГОСТЕВОЙ:

2010-08-18 06:05 Марта

Я хоч і народилась вже після смерті цоя,я живу його піснями,його голосом.Він герой...ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ
2010-08-18 13:05 Юрген

Хотя Проханов и не жаловал Цоя в своих книгах, рисовал его эдаким нарокманом-разрушителем основ государства, все ж таки все тогдашние звезды рок-н-ролла были явными или скрытыми антисоветчиками и с этим трудно спорить. Почему? потому что горбачевояковлевский перестроечный балаган прогнил. Нужны были перемены. Вот Цой это и озвучил "Пе-ре-мен!!! Требует наши сердца" Интуитивно, конечно, требовались перемены, хотелось свежего воздуха, а получили "дети проходных дворв" рыночную тухлятину. Однако, макаревичи и шахрины жируют ныне, а настоящие - Майк, Летов уходят в алкогольную внутреннюю Монголию навсегда.
2010-08-18 16:49 Думаю

погибший "по-глупому" Цой сейчас вполне бы мог выступать вместе с Макаревичем - ведь оба "ждали перемен" - и дождались. А вот о УБИТОМ русском националисте ТАЛЬКОВЕ уже даже и не вспоминают...
Плачь русская земля...
2010-08-18 19:00 asau: "Пятна крови на рукаве..."

Не хотелось бы обвинять голословно, тем более, что на любителей Цоя слова не подействуют. Плевать на слова. Тут важны впечатления и эмоции, в моем случае - отрицательные. Видел я одну передачу, где Цой не похож на себя: не смазливый, не стандартный, не "цоевский", а какой-то другой. Подленькая улыбка, мутный взяточный взгляд, жажда корысти, хитренькая просьбица "познакомить с Гребенщиковым", без которого он никогда "не раскрутится". Что-то путинское в нем тогда промелькнуло, холодное, рыбье, как у краба, рассматривающего бычка. Весь построен на шарме смазливости - без единого диалога, без мысли, без интервью, все - на тексте песенок для дерьмократических тринадцатилеток, борющихся с засильем "совков" - отцов, дедов, ныне проданных, преданных. Кем? Такими вот "цоями", "тальковыми", "смакаревичами", "розенбаумами", "боярскими", которые растлили Союз, а сейчас кончают Россию. Подлецы и дебилы. Плевать им на все, кроме танцев и шманцев в своей "маленькой стае", в своем маленьком бизнесе, роке, футболе, металле, байке, клоне и койке. Поколение выродков, скотов и зверей, дегенеративных копий с пиндосов голливудовских боевиков. Виноват-ли в этом Цой? А хрен его знает. Он же олух и неуч, и вряд-ли осознавал, что его используют как простую напомаженную подтирку. Как куклу. Как чучело. Как вешалку. Как муляж. Двадцать лет, а все еще помнят? А кого еще им всем вспоминать? Матросова? Кошевого? Корчагина? Своих умерших предков? Извините, на них дебилам этим нас...! Во всяком случае, Цой - не Высоций, не Визбор, не Кукин, не Шевчук... Кто тогда? Уж не знаю на кого и сослаться, чтоб меня поняли обожатели Цоя. Вы про Буратино слыхали? Ну вот.
2010-08-18 21:09 shmel

За это и убили.
2010-08-19 01:42 Виктор Семенов

Проект "Цой" вероятно был задуман как версия крысолова, манящего дудочкой тех, кого надо и можно было отвлечь от дележки народного достояния, дабы облегчить его захват другими. В какой-то степени часть подобных людей продолжает оставаться под "обаянием личности". Для других же проект перерос задумку авторов и его "петрушка" стал символом борьбы. В любом случае, мавр сделал свое дело - мавр должен был уйти.
2010-08-19 10:35 реалист

Социализм и рок-вещи несовместимые. Воспевание Цоя в газете "Завтра"- нонсенс. Или автор перепутала издание.
2010-08-19 12:26 семен

потому что ни макаревича ни шахрина с цоем не сравнить, песни ни о чем....нет какой-то духовности в них и никогда не было, цой душой писал песни и пел их...а эти только так думают, что пишут...а на самом деле примитив
2010-08-19 12:53 Гайдук

Не понимаю, чего с таким "творчеством" носятся как с писаной торбой? Понятно, что о вкусах не спорят.Вот у меня, при слушании группы "Кино", возникает ощущение какого-то загробного голоса.Такое впечатление, что из преисподней доносится бесовская песня.
Да, человека жалко, погиб как-то нелепо.Но это не означает, что всем нравятся его песни.
2010-08-19 20:15 реалист

модератору- а вы что,думаете Цой и газета Завтра принадлежат единому политическому лагерю? "Борис, ты не прав!"
2010-08-19 23:38 Андрей

был на камчатке 15 августа, поминальный концерт был разогнан милицией...около 12 часов....это не омрачило настроение людей и весь следующий день было позитивное настроение, это феномен, память гибели, а люди радовались тому, что память о Цое жива и он был с нами в своем невидимом присутствии, там были и знакомые Виктора, они говорили о том, что он всегда был позитивным человеком и ему не нужны были ни алкоголь ни наркотики. ему всегда жизнь была в радость...сейчас тоже его слушаю..позитивная энергетика от его творчества...
2010-08-20 08:39 Захар

\\Цой декларировал свободу выбора. И она стала частью мировоззрения слушателей... "Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове"\\Не знаю, состоялись ли те,кто приходит на могилу к Цою, но почему-то выбор тех, кто увлекается роком обязательно (или очень часто) включает в себя алкоголь, наркотики,беспорядочные сексуальные отношения, презрение к старшим, ненависть не к толпе, а к любому человеческому коллективу. По-моему, это не свобода, а безудержная гордыня. И если это и протест, то не созидательный, а разрушительный. Причем, прежде всего для личности, а не для некоего "застоя". Так что безусловно одаренный Виктор Цой достоин памяти, но не стоит творить из него идола.
2010-08-20 14:29 ortega

Кому-то нравится творчество В.Цоя, мне же его заунывные и тоскливые, немного истеричные композиции, исполненные с режущем ухо акцентом-нет. Из всех песен группы «Кино» выделю одну-«Кукушка», но слушаю её в исполнении или Земфиры или «Би-2».Остальные же слушать можно с трудом и под пистолетом.
Отчего героизируют Цоя- не понятно. На мой взгляд , это самый обычный коммерческий проект небезызвестного Ю.Айзеншписа, только и всего. Политика с идеологией здесь отдыхают. Работают только деньги, вложенные в «Кино» и приносящие регулярный процент. Отсюда и внешний имидж группы и В.Цоя. И уж в качестве воспитателя преподносить группу и её лидера смешно и наивно.

2010-08-20 19:05 K

Марина, фильм "Последний Герой" Учителя я смотрел в кинотеатре в Питере в 1997 году.
2010-08-21 16:53 князь

в 28 лет сложно рассуждать столь многосложно, как ему приписывают. прав был проханов в отношении цоя- стоит посмотреть фильм о чернобыле с участие группы кино. их пользовали- а они даже этого не видели ( и до сих пор оставшиеся в живых-тот же каспарян) и сейчас не видят.
сам рос на цое- но с годами все переосмысливается, такой романтизм способен сломать хорошее, а построить хорошее вряд ли способен
2010-08-22 11:08 Эол

Когда проезжаю на электричке между станциями Пискаревка и Кушелевка смотрю на Богословское кладбище и вспоминаю Цоя. Он здесь похоронен. Здесь же похоронен мой друг, который тоже погиб в автокатастрофе. Какое совпадение.

2010-08-22 19:27 Казачура терский

Внесистемные люди, такие, как Цой, обладают способностью чувствовать правду, концентрировать ее и доносить до людей. Как и Высоцкий, в какой-то степени Тальков, в прошлом Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин. Интересно, что все быстро ушли из земной жизни. Причем их правдивость естественная, подсознательная...За столом, для денег, так не напишешь.
2010-08-22 20:24 nwt

собственно, цой получить своё должен был с того момента, как в москве собрал 70 тыс. баранов...
то есть на нём были отработаны технологии для будущей россионии, для процессов в котрых ему не было места - был неуправляем и слишком самодоволен. одна машина за 30 тыс. тех ещё рублей говорила о многом.
у росионского стада баранов должен быть другой пастух.
но для Русских нет нужды в вождях - их время прошло и все пастухи и "вожди", фюреры, патриархи и п-=резиденты будут заканчивать свою жизнь одинаково.
все должны научиться думать самостоятельно...
2010-08-22 20:54 Виктор

Я из того же времени, что Цой. Слушал его песни в за хлеб. Но прошли годы, и сейчас отчетливо вижу что особого таланта то и не было, поведение на сцене просто смешное. И во всем подражание музыкальному Западу. А по ТВ только и слышишь "Знаете каким он парнем был?" Глупо.
2010-08-23 00:44 serg

интересно , о чем бы сейчас пели бы Цой Тальков Башлычев ?
2010-08-23 15:54 Верующий.

Народу, особенно пост (после) советскому, нужны кумиры.
Но почему-то эти все кумиры нерусские?! Особенно тянет на
кумиров грузинского происхождения. Цой же, по сравнению с
другими кумирами: Божий одуванчик.
2010-08-23 20:59 Дмитрий

Цой - обыкновенная бездарность, каких тогда (да и сейчас) много было. Ему повезло вовремя умереть, вот и все. Если бы тогда погиб не он, а, скажем, Бутусов, все бы сейчас восхищались Бутусовым - "Последний герой рок-н-ролла", "Романтическая личность" и т.д
Редакция,хватит писать про всякую гадость! Нужно прививать читателям хороший вкус. Если так хочется написать про "русский рок", напишите про "АукцЫон", "Звуки Му", "ДК". Много хороших групп было и есть.


Рецензии
Марина, прочитал эту Вашу статью, опубликованную в газете "Завтра"
Вы замечательно написали. Во многом согласен. Но почему - люди так устроены, что они способны воспринять лишь некий крайне упрощённый бренд? Которым во многом оказались - не сами песни Виктора Цоя, а, может быть, результат растаскивания его песен на цитаты. Подобно тому, как была растаскана на цитаты - комедия Грибоедова "Горе от ума", тоже своеобразный "хит", выражаясь современным языком, хоть и девятнадцатого века... При всей, может быть, несравнимости, и в то же время - при в некоторой степени похожей трагичности судьбы обоих этих гениев разных веков... Тогда, в девятнадцатом веке - любили повторять: "И дым Отечества нам сладок и приятен", "Чины людьми даются, а люди могут обмануться", "Служить бы рад, прислуживаться тошно", не особенно вдумываясь в смысл произносимого, а лишь потому, что так было модно; в эпоху перестройки же - вслед за Цоем повторяли: "Мы ждём перемен", "Группа крови на рукаве, мой порядковый номер на рукаве..." И видели в этом какую-то пронзительную, безумную романтику. Зачем? Как быстро исчезла эта романтика. За романтизмом 20-х годов девятнадцатого века, за преддверием декабризма - пришла мрачная эпоха Николая Первого, за фальшивым романтизмом горбачёвщины, апогеем которой послужила непревзойдённая в своей фальши "романтика" "защиты" Белого Дома в 1991 году - пришла чудовищная в своей реальности трагедия октября 1993 года. Зачем всё это?! Я не хочу этой фальши. Я не хочу Афганистана, столь странно воспетого Цоем в его "Группе крови", не хочу Чечни, какие бы потрясающие песни не сочинял бы кто-то об этом. И никому это уже не нужно... Зачем - кровь? Даже победная и абсолютно положительная романтика 1945 года - Долматовский, Алексей Фатьянов и т.п. - даже это безнадёжно потускнело...
Но может быть - лет через сто вспыхнет всё-таки настоящая романтика? И кто-то споёт под гитару, подобно Виктору Цою, что-то совсем, совсем другое...

Принц Андромеды   09.04.2011 04:18     Заявить о нарушении
Разве речь в песне шла об Афгане? Это чьи-то домыслы.

Струкова Марина Васильевна   09.04.2011 17:30   Заявить о нарушении
Но ведь написана она была Виктором Цоем - в 80-е годы? И образный ряд этой его песни, впрочем, как и ряда других - совершенно однозначный.

Принц Андромеды   09.04.2011 18:00   Заявить о нарушении
Саша, Цой всегда подчёркивал, что не пишет о политике.

Струкова Марина Васильевна   10.04.2011 19:29   Заявить о нарушении
Марина... Помню, я читал в библиотеке номер "Нашего современника" за 1992 год, где были напечатаны Ваши первые стихи. Затем я постоянно с интересом следил за Вашими публикациями, поэзией, публицистикой. Вы замечательно пишете

Принц Андромеды   10.04.2011 19:35   Заявить о нарушении
Сейчас стихи оставила.

Струкова Марина Васильевна   11.04.2011 15:19   Заявить о нарушении
Марина, хорошие стихи...

Принц Андромеды   12.04.2011 06:59   Заявить о нарушении