глава 5. Что такое психотерапия?
Психотерапия - наука едва ли не самая древняя. Люди болели всегда и всегда находились умеющие лечить.
Ещё до эпохи научной медицины различные болезни лечили и, видимо, с немалым успехом шаманы, колдуны, жрецы заговорами, специальными, порой, сложными ритуалами. Видимо, сакральные слова и таинственные действия этих лекарей обладали мощным воздействием на организм пациентов. Несомненно, это оказывало на них сильнейшее психологическое воздействие, включавшее в себя элементы гипноза и медитации.
Этими методами пользуется и современная медицина. Однако древние (да, порой, и современные) целители действовали на верящих им больных, опираясь на помощь Высших сил и невидимых могущественных Духов. Современные же врачи лишены этих возможностей и опираются лишь на знание психологии пациентов о существовании функциональных заболеваний и на знание того, что всем людям свойственны, как и древним, внушаемость и самовнушаемость, а обычно и просто ошибочные представления (или просто незнание) сути своей болезни. В таких случаях для исцеления бывает достаточно простого, а иногда и сложного, объяснения, - так называемой, «рациональной психотерапии».
Вот пример лечебного действия такой «просветительной» психотерапии, не требующей ни длительной беседы, ни продолжительной серии сеансов.
(Напомню, что я врач – психотерапевт, именно врач, «испорченный» естественнонаучным образованием и не верящий ни в действия Высших Сил, ни в какую мистику).
На приём ко мне пришёл интеллигентный мужчина лет 50 с жалобами на постоянные боли в области сердца, которые возникли у него 10-го сентября прошлого года. Естественно, он многократно и тщательно обследовался, но никакой патологии сердца специалисты не обнаружили. Соответствующие лекарства никак на эти боли не действовали.
Меня удивило, что он так точно помнит дату своего заболевания, и я спросил: «А что случилось в этот день?» “ Это был день свадьбы моего сына c женщиной, по-моему, недостойной его («как бы это деликатней выразиться, типа Манон Леско»), и я боялся, что брак будет неудачным. У меня за сына, за его судьбу сердце болело”.
Я как психотерапевт знаю, что некоторые психосоматические заболевания имеют, так сказать, символический характер и психологические травмы порой переводят на язык тела.
Объяснив ему это, я проделал психотерапевтические пассы, которые также могут иметь символический характер. В тот же момент боли в сердце, мучавшие и тревожившие его весь год, исчезли, и далее, пока я его наблюдал, не возникали.
А вот другой случай, который не потребовал долгой беседы с пациентом.
Однажды ко мне на приём притащили (буквально - приволокли) родители своего сына лет 16-17 с параличом обеих ног. Он передвигался, опираясь на плечи папы и мамы, а ноги вяло тянулись за ним по полу.
Увидев эту картину, я недоумевал, зачем они его ко мне привели. Паралич обеих ног – это бывает при поражении спинного мозга. Чем я могу здесь помочь?
Оказалось, что юноша постепенно перестал ходить месяцев 7 – 8 назад. За это время его осматривало несколько хороших невропатологов, он даже лежал и обследовался в очень авторитетной и даже знаменитой клинике нервных болезней, и там тоже не обнаружили никаких повреждений в спинном мозгу.
Когда родители тащили его в мой кабинет, я обратил внимание на то, что ноги молодого человека плелись за ним как-то «слишком паралично», что-то в этом было как бы чересчур «театрально». Я вспомнил, что уже видел подобные картины. Родителей я оставил за дверью кабинета, а с парнем мы уселись друг перед другом, и я в лоб спросил : - «С какого возраста ты занимаешься онанизмом?»
- Уже года три, - смущённо ответил он.
- И что ты об этом думаешь?
- Ну, я знаю, что это вредно, от этого бывает спинная сухотка с параличом ног, - ответил он.
Я знал, что среди населения существует такой предрассудок. И часто родители и окружающие, может быть, веря в это сами, пугают своих детей, пытаясь уберечь их от этого, якобы, «порока» (на самом деле, безобидного и в период полового созревания как бы естественного способа реализации сексуальных потребностей). Я объяснил ему всё это.
От меня он уходил, уже не держась за родителей, на своих ногах, чуть нетвёрдой походкой (за время «болезни», видимо, ослабли мышцы и связки суставов ног, а может быть, он разучился ходить нормально).Через пару дней мне позвонила мать пациента и сказала, что сын катается на роликовых коньках.
Может быть, похожие случаи лежат в основе древних текстов и рассказов о чудотворцах, которые поднимали с постелей «расслабленных» (парализованных), отверзали уста немым или исцеляли бездействующую руку. Речь здесь, несомненно, шла либо о самовнушенной патологии, либо о своеобразных иных неврозах.
Вот сходный с предыдущим, для пациента драматичный, а для меня интересный невроз.
Лечил я одного научного сотрудника (назовём его Сергеем) какого-то института. У него перед самой защитой диссертации (перед которой он, естественно, волновался) вдруг случился паралич обеих рук и отказала речь. Врачи Института нейрохирургии, куда его положили, недоумевали, потому что, если отказывает речь, значит патология, возможно, кровоизлияние или тромбоз сосудов произошел в левом полушарии, и должен быть правосторонний паралич (томографии тогда ещё не было, и можно было проводить исследование лишь с введением в артерию контрастного вещества, что являлось рискованной процедурой, которой Сергей очень боялся). Но когда за ним приехала каталка, чтобы везти в операционную (или в рентгеновский кабинет), у него вдруг задвигались руки и ноги, и он начал говорить.
Диссертацию он защитил, но далее с ним стали происходить не менее странные вещи. Он работал в каком-то секретном институте, и у него сложились напряженные отношения с секретарём парторганизации, и директор института, суровый мужик, бывший сотрудник СМЕРША, назначил ему день для дачи объяснений.
В этот день в 6 часов утра Сергей почувствовал, что он не может встать – парализованы руки и ноги и нет речи. Так продолжалось до 16 часов, когда в его институте заканчивался рабочий день. Ровно в 16 часов Сергей встаёт, делает все туалетные дела и чувствует себя вполне здоровым. Такие вещи продолжались 2 месяца 29 дней - всё это время он был на больничном листе – максимальный срок пребывания . Далее следовал перевод на инвалидность. И вот в этот самый последний день мой пациент встаёт в 6 утра и отправляется на работу в свой институт.
Да, тяжелейший невроз. Я узнал всю эту историю от него самого, когда он уже вышел из описанного состояния. В последующем я лечил его, чтобы такие состояния больше не повторялись. Лечение заключалось и в гипнозе, и в обучении пациента саморегуляции методом медитации. Я научаю человека вкладывать в свою психику, а именно ,в подсознание, нужные ему состояния, как вкладывают программы в компьютер.
Один мой пациент В. двадцать лет проработал в каком-то военном, видимо, очень престижном институте старшим научным сотрудником. Под его руководством несколько научных сотрудников защитили кандидатские диссертации, один из них, ещё молодой человек, даже докторскую, и его назначили директором института.
Мой пациент рассчитывал на повышение в должности, по крайне мере, на заведование лабораторией или даже отделом. Ему казалось, что по своей квалификации, опыту, успехам и стажу работы он может надеяться на такое повышение. Однако этого не произошло. Повышали в должности других людей, а мой пациент как бы выпал из внимания своего бывшего сотрудника и нынешнего директора.
В. продолжал работать в прежней должности, но испытывал обиду на своего бывшего ученика и даже приятеля. Он заметил, что когда ехал на работу на машине, у него возникали боли в сердце. Обследовался у врачей, но никакой патологии в сердце обнаружено не было. Не возникало болей и во время физических нагрузок, например, когда ходил или бегал на лыжах.
Я проводил с ним сеансы- медитации, во время которых побуждал его представлять себе, что он едет или идёт пешком на работу, и при таких представлениях он ощущал боли в сердце (хотя и не такие сильные).
И тут, изменив своей манере не давать никаких советов, я императивно посоветовал ему откровенно, начистоту поговорить со своим директором, высказав свои обиды и заодно указав ему на промахи и ошибочные решения в его работе, которые он замечал.
Мой пациент сначала отказался от моего предложения, и я для перестраховки посоветовал ему предварительно пососать валидол и принять успокаивающие таблетки.
И он явился к директору, и высказал всё, что у него было на уме и в душе…. И директор не разозлился, а, напротив, признался и «покаялся», что упустил из внимания В. Разговор кончился тепло и даже дружески, а у моего пациента исчезли боли в сердце.
Но бывают случаи, когда обстоятельная беседа, без медитаций и гипноза может помочь человеку самому направить жизнь по тому пути, когда приходят в согласие сознание с подсознанием и наступает порядок в душе, а это способствует успехам в жизни.
Моя беседа с пациентом Е. продолжалась более 2-х часов. Я, как обычно, начал с вопроса: «Какие у Вас проблемы?» (Такой вопрос определяет парадигму дальнейшей беседы). Остальное время я, в основном, молчал, лишь иногда задавал уточняющие (на самом деле, направляющие) ход беседы вопросы.
Он рассказал, что больше всего ему мешает в дальнейших успехах на работе неуверенность в правильности своих решений и в нерешительности отстаивания их перед руководством. Эта склонность к сомнениям и заниженная самооценка были свойственны ему всегда, но усилились и укрепились с тех пор, как он из провинциальной Казани приехал поступать в Московский университет, причём, не менее, как на самый престижный физико-математический факультет, куда конкурс был 10-15 человек на место. Он поступил, обойдя очень многих и хорошо подготовленных конкурентов. На 1-м курсе познакомился и подружился со столичными, «блестящими», на его взгляд, «коренными москвичами». По сравнению с ними он, провинциальный юноша, чувствовал свою « несветскость» и неполноценность. Такой у него был характер. Всё же он прижился в этом окружении и блестяще, с отличием окончил университет.
Ему повезло – устроился в солидную фирму, где вначале встретился с недоверчиво – выжидательным отношением руководства: «Ну-ка, посмотрим, что ты можешь?» Е. себя «показал», его стали продвигать, поручая всё более сложные участки работы, и он со всем справлялся наилучшим образом. Когда же ближе познакомился с положением дел и системой организации работы фирмы, у него стали возникать свои соображения о том, как сделать деятельность организации более эффективной. Для этого требовалась, по его мнению, существенная реорганизация сложившейся системы. Однако его мысли встречали со стороны начальства непонимание, неприятие и даже неприязнь. Руководители фирмы считали их чересчур радикальными и рискованными…. По-видимому, это обусловливалось «психологической инерцией» сложившегося (ими самими) порядка.
Сам Е. с присущей ему недооценкой упрекал себя, наоборот, в завышенной самооценке и в отсутствии чувства реальности. Он потерял уверенность в своей компетентности и в удачливости в жизни вообще.
После беседы я погрузил моего пациента в состояние медитации и предложил в этом состоянии представить себе знакомого (личного или просто воображаемого) с теми чертами характера, которые мой собеседник хотел бы иметь в себе (в состоянии медитации такие представления впечатываются в подсознание и способны в какой-то мере постепенно изменять характер человека).
После выхода Е. из медитации я спросил, есть ли у него, кроме реальных проблем, о которых мы беседовали, какой-нибудь «сверхинтерес», который, может быть, не имеет для него практического значения (типа «хобби»). Он сказал, что есть, но он старается об этом не думать. Оказывается, с давних пор его как математика по образованию занимала некая теоретическая глобальная проблема. Но обыденная жизнь не давала возможности заняться ею всерьёз.
Я посоветовал не заглушать в себе этот интерес, а в порядке хобби и душевного отдыха в свободное от работы и от житейских забот время обдумывать свои идеи, не заботясь об их практическом воплощении (хорошо, когда у человека, кроме его насущных нужд, есть что-то, что выше их). «Кроме того, - сказал я пациенту, сославшись на какого-то классика физика, - любая хорошая теория раньше или позже оказывается практичной».
За судьбой Е. я слежу уже несколько лет и с удовольствием наблюдаю
за его успехами. Он стал в своей фирме неформальным, так называемым, «генератором идей». Это было замечено и руководством учреждения, и его стали продвигать по формальной лестнице и предоставлять всё большие полномочия. Благодаря этому он смог постепенно реализовать некоторые свои идеи (включая даже и идеи по реорганизации работы учреждения, которые прежде отвергались.).
Как-то журналистка, которая брала у меня интервью, задала «простенький» вопрос: «Как Вы, психотерапевт, относитесь к человечеству?»
«У меня, - признался я, - искаженный взгляд на него, избирательный. Мне нравятся только те люди, которые страдают. Они мне интересны, во-первых, потому, что нуждаются в моей помощи, – с ними я ощущаю себя востребованным. Во-вторых,
неврозами, депрессиями от сложных моральных проблем страдают люди тонкой, сложной душевной организации, как правило, совестливые. Иначе, почему мне симпатичен страдающий человек в начале лечения – смятенный, ищущий порядка и смысла в душе, а в конце лечения, когда он приходит в порядок, я испытываю только удовлетворение от успешно проделанной работы».
«Предпочитаете общаться с психически аномальными людьми?» - спросила корреспондентка.
«Я думаю, - сказал я, - что как раз люди тонко переживающие - единственно нормальные. Я имею дело с гуманистическим контингентом человечества, независимо от степени одарённости таких людей. Так что человечество я знаю очень ограниченно, с его лучшей стороны».
«Наверное, у Вас с ними завязывается дружба?»
«Очень редко. Ведь общение с психотерапевтом как бы компрометирует человека в глазах окружающих. Его считают в чём-то ненормальным, раз он нуждается в помощи
психотерапевта. Я никогда нигде не упоминаю имени своих пациентов, даже предупреждаю их: если нам придётся случайно встретиться в каком-то обществе или компании, сделаем вид, что никогда прежде не встречались, и даже познакомимся, как будто мы в первый раз видим друг друга. Вы (он) можете говорить обо мне что угодно, но я о вас никогда никому ничего не скажу».
«Вы говорите, что Вам нравятся люди душевно тонкие, а как быть с «толстокожими», «дубаками», которых ничем не прошибёшь?»
«Не знаю. Они ко мне не приходят, хотя у некоторых и возникают в жизни внутренние конфликты между тем, что они сами считают «грехом», и тем, что совершают, чтобы «пробиться в жизни. Просто они этого не переживают. Однако это чувство «греха», если у них есть совесть, вытесняется из сознания в подсознание, и этот внутренний неосознаваемый конфликт проявляется у них в виде физических болезней, например, инфарктов миокарда или инсультов. Вот пример.
Одного молодого парня друзья уговорили съездить с ними на пару дней в Ленинград - «прошвырнуться», прогуляться, отвлечься от семейных забот. А они были:
дома он оставлял тяжело больную жену, и мысль о ней не покидала его. Но когда приехал в Ленинград, то по телефону узнал, что жена умерла. У парня тут же случился инсульт….
В научной книге по психологии «О проблемах бессознательного» я прочитал доклад учёного Гаврилова о существовании в психике человека «неосознаваемых механизмов самонаказания». Они существуют у людей, имеющих собственную совесть», и при «прегрешениях» эти механизмы «срабатывают». Концепция показалась мне любопытной, но я отнёсся к ней крайне скептически из-за её научной недоказанности.
Поэтому я не даю никаких конкретных советов «что делать», и не люблю слова «внушение» (хотя порой приходится к нему прибегать). Я предпочитаю решения, которые принимает человек сам, какие бы они ни были, при этом побуждаю подсознание выработать самые правильные советы и прислушаться к ним.
Свидетельство о публикации №111040304494
Леонид Марголис 14.07.2011 17:01 Заявить о нарушении
Владимир Файвишевский 14.07.2011 23:18 Заявить о нарушении