глава 5. Что такое психотерапия?

                Что  такое  психотерапия?

      
   Психотерапия - наука едва ли не самая древняя. Люди болели всегда и  всегда находились  умеющие  лечить.

   Ещё до эпохи научной медицины  различные болезни  лечили и, видимо, с немалым успехом шаманы, колдуны, жрецы  заговорами, специальными, порой, сложными ритуалами. Видимо, сакральные слова и таинственные действия этих лекарей обладали мощным воздействием на организм пациентов. Несомненно,  это  оказывало на них сильнейшее психологическое воздействие, включавшее в  себя  элементы гипноза и медитации.

    Этими методами пользуется и современная медицина. Однако древние (да, порой, и современные) целители действовали на верящих им больных, опираясь на помощь Высших  сил и невидимых могущественных Духов.  Современные же врачи лишены этих возможностей и опираются лишь на знание психологии пациентов о существовании функциональных заболеваний и на знание того, что всем людям свойственны, как и древним, внушаемость и самовнушаемость, а обычно и просто ошибочные представления (или просто незнание) сути своей болезни. В таких случаях для исцеления бывает достаточно простого, а иногда и сложного, объяснения, - так называемой, «рациональной психотерапии».

   Вот пример  лечебного действия такой «просветительной» психотерапии,  не требующей ни длительной беседы, ни продолжительной серии сеансов.
(Напомню, что я  врач – психотерапевт, именно врач, «испорченный»  естественнонаучным образованием и не верящий ни в действия Высших Сил, ни в какую мистику).

   На приём ко мне пришёл интеллигентный мужчина лет 50 с жалобами на постоянные боли в области сердца, которые возникли у него 10-го сентября прошлого года. Естественно, он многократно и тщательно обследовался, но никакой патологии сердца специалисты не обнаружили. Соответствующие лекарства никак на эти боли не действовали.
   Меня удивило, что он так точно помнит  дату своего заболевания, и я спросил: «А что случилось в этот день?» “ Это был день свадьбы моего сына c женщиной, по-моему, недостойной  его  («как бы это деликатней выразиться, типа Манон Леско»),   и я боялся, что брак будет неудачным. У меня за сына, за его судьбу сердце болело”.
   Я как психотерапевт знаю, что некоторые психосоматические заболевания имеют, так сказать,  символический  характер и  психологические травмы порой переводят на язык тела.
   Объяснив ему  это,  я  проделал  психотерапевтические пассы, которые  также могут иметь  символический  характер. В тот же момент боли в сердце, мучавшие и тревожившие его весь год, исчезли, и далее, пока я его наблюдал, не возникали.

 
    А вот другой случай, который не потребовал долгой беседы с  пациентом.
   Однажды ко мне на приём притащили (буквально - приволокли) родители своего сына лет 16-17  с параличом обеих ног. Он передвигался, опираясь на плечи папы и мамы, а ноги вяло тянулись за ним по полу.

   Увидев эту картину, я недоумевал, зачем они его ко мне привели. Паралич обеих ног – это бывает при поражении спинного мозга. Чем я могу здесь помочь?

   Оказалось, что юноша постепенно  перестал ходить месяцев 7 – 8 назад. За это время его осматривало  несколько хороших невропатологов, он даже лежал и обследовался в очень  авторитетной и  даже  знаменитой  клинике нервных болезней, и там тоже  не обнаружили никаких повреждений в спинном мозгу.

  Когда  родители тащили его в мой кабинет, я обратил внимание на то, что ноги молодого человека плелись за ним как-то «слишком паралично»,  что-то в этом было как бы чересчур «театрально». Я вспомнил, что  уже видел подобные картины. Родителей я оставил за дверью кабинета, а с парнем мы уселись друг перед другом, и я в лоб  спросил :  - «С какого возраста  ты занимаешься онанизмом?»
- Уже года три, -  смущённо ответил он.
-  И что ты об этом думаешь?
-  Ну,  я знаю, что это вредно, от этого бывает спинная сухотка с параличом ног, -  ответил он.
     Я знал, что среди населения существует такой предрассудок. И часто родители и окружающие, может быть, веря в это сами,  пугают своих детей, пытаясь уберечь их от этого, якобы, «порока» (на самом деле, безобидного и в период полового созревания как бы естественного способа реализации сексуальных потребностей). Я объяснил ему всё это.

     От меня он уходил, уже  не держась за родителей, на своих ногах, чуть  нетвёрдой походкой (за время «болезни», видимо, ослабли мышцы и связки  суставов  ног, а может быть,  он  разучился ходить нормально).Через пару дней мне позвонила мать пациента и сказала, что сын катается на роликовых коньках.
    Может быть, похожие случаи лежат в основе древних текстов и рассказов о чудотворцах, которые поднимали с постелей «расслабленных» (парализованных), отверзали уста немым или исцеляли бездействующую руку. Речь здесь, несомненно, шла либо о самовнушенной патологии, либо о своеобразных иных неврозах.


   Вот сходный с предыдущим, для пациента драматичный, а для меня интересный невроз.

   Лечил я одного научного сотрудника (назовём его Сергеем) какого-то института. У него перед самой защитой диссертации (перед которой он, естественно, волновался) вдруг случился паралич обеих рук и отказала речь. Врачи  Института нейрохирургии, куда его положили, недоумевали, потому что, если отказывает речь, значит патология, возможно, кровоизлияние или тромбоз сосудов произошел в левом полушарии, и должен быть правосторонний паралич  (томографии тогда ещё не было, и можно было проводить исследование лишь с введением  в артерию контрастного вещества, что являлось рискованной процедурой, которой  Сергей очень боялся).  Но когда за ним приехала каталка, чтобы везти  в операционную (или в рентгеновский кабинет), у него вдруг задвигались руки и ноги, и он начал говорить.

   Диссертацию он защитил, но далее с ним стали происходить не менее  странные вещи. Он работал в каком-то секретном институте, и у него сложились напряженные отношения с  секретарём парторганизации, и директор института, суровый мужик, бывший сотрудник  СМЕРША, назначил ему день для дачи объяснений.

   В  этот день в 6 часов утра Сергей почувствовал, что он не может  встать – парализованы руки и ноги и нет речи.   Так продолжалось до 16 часов, когда в его институте заканчивался рабочий день. Ровно в 16 часов Сергей встаёт, делает все туалетные дела и чувствует себя вполне здоровым. Такие вещи продолжались 2 месяца 29 дней -  всё это время он был на больничном листе – максимальный срок пребывания . Далее следовал перевод на инвалидность.  И вот в этот самый последний день мой пациент встаёт в 6 утра и отправляется на работу в свой институт.

   Да, тяжелейший невроз. Я узнал всю эту историю от него самого, когда он уже вышел из описанного состояния. В последующем  я лечил его, чтобы такие состояния больше не повторялись. Лечение заключалось и в гипнозе, и в обучении пациента саморегуляции методом медитации. Я научаю человека вкладывать в свою психику, а именно ,в подсознание, нужные ему состояния, как вкладывают  программы в компьютер.

   Один мой пациент  В.  двадцать лет проработал в каком-то военном, видимо, очень престижном институте старшим научным сотрудником.  Под его руководством несколько научных сотрудников защитили кандидатские диссертации, один из них, ещё молодой человек, даже докторскую, и его назначили директором института.

   Мой пациент рассчитывал на повышение в должности, по крайне мере, на заведование лабораторией или даже отделом. Ему казалось,  что по своей квалификации, опыту,  успехам  и стажу работы он может надеяться на такое повышение. Однако этого не произошло. Повышали в должности других людей, а мой пациент как бы выпал из внимания своего бывшего сотрудника и   нынешнего директора.
   В.  продолжал работать в  прежней должности, но испытывал обиду на своего бывшего ученика и даже приятеля. Он заметил, что когда  ехал на работу на  машине, у него возникали боли в сердце.  Обследовался у врачей,  но никакой патологии в сердце  обнаружено не было. Не возникало болей и  во время физических нагрузок, например, когда  ходил или бегал на лыжах.
   Я проводил с ним сеансы- медитации, во время которых побуждал его представлять себе,  что он едет или идёт пешком на работу, и при  таких представлениях он ощущал боли в сердце (хотя и не такие сильные).
   И  тут, изменив своей манере не давать никаких советов, я императивно посоветовал ему откровенно, начистоту поговорить со своим директором, высказав свои обиды и заодно указав ему на промахи и ошибочные решения в его работе, которые он замечал.
   Мой пациент сначала отказался от моего  предложения, и я для перестраховки посоветовал ему предварительно  пососать валидол и принять  успокаивающие таблетки.
   И он явился к директору, и высказал всё, что у него было на  уме и в душе….  И директор не разозлился, а, напротив, признался  и «покаялся», что упустил из внимания В. Разговор кончился тепло и даже дружески, а у моего пациента исчезли боли в сердце.


   Но  бывают  случаи,  когда  обстоятельная  беседа,  без   медитаций  и  гипноза  может  помочь  человеку самому направить  жизнь  по  тому  пути,  когда  приходят  в согласие  сознание  с  подсознанием   и  наступает  порядок в душе,  а это  способствует  успехам  в  жизни.

       Моя беседа  с  пациентом    Е.  продолжалась более 2-х часов.  Я,  как обычно, начал  с вопроса:  «Какие  у  Вас  проблемы?»  (Такой  вопрос  определяет  парадигму  дальнейшей беседы). Остальное  время  я,  в  основном,  молчал,  лишь  иногда  задавал  уточняющие  (на самом  деле, направляющие) ход  беседы  вопросы.

  Он  рассказал,  что  больше всего  ему  мешает  в  дальнейших  успехах  на работе  неуверенность  в  правильности  своих  решений  и  в нерешительности   отстаивания  их  перед  руководством.  Эта  склонность  к  сомнениям  и  заниженная  самооценка были  свойственны  ему  всегда,  но  усилились  и  укрепились  с  тех  пор,  как  он  из  провинциальной  Казани  приехал  поступать  в  Московский  университет,  причём,  не менее, как  на  самый  престижный  физико-математический факультет,  куда  конкурс  был  10-15  человек  на  место.   Он поступил,  обойдя  очень  многих и  хорошо  подготовленных  конкурентов.  На  1-м  курсе   познакомился  и  подружился  со  столичными,  «блестящими»,  на его  взгляд,  «коренными  москвичами».  По сравнению   с  ними  он,  провинциальный  юноша,  чувствовал  свою  « несветскость»  и  неполноценность.  Такой   у  него  был  характер.  Всё же  он  прижился  в  этом  окружении  и  блестяще,  с  отличием  окончил  университет.

   Ему  повезло – устроился  в  солидную  фирму,  где  вначале  встретился  с  недоверчиво – выжидательным  отношением  руководства:  «Ну-ка,  посмотрим,  что  ты  можешь?»   Е.  себя  «показал»,  его стали  продвигать,  поручая   всё более  сложные  участки  работы,  и  он  со  всем  справлялся  наилучшим  образом.   Когда  же ближе  познакомился  с  положением  дел  и  системой  организации  работы  фирмы,  у  него  стали  возникать  свои  соображения  о  том,  как   сделать  деятельность  организации   более эффективной.  Для  этого  требовалась,  по его  мнению,  существенная   реорганизация  сложившейся  системы. Однако  его мысли  встречали  со  стороны  начальства   непонимание,  неприятие и даже неприязнь.  Руководители  фирмы    считали  их чересчур  радикальными  и  рискованными…. По-видимому,  это  обусловливалось  «психологической инерцией» сложившегося  (ими  самими)  порядка.

Сам Е.  с  присущей  ему  недооценкой   упрекал  себя,  наоборот,  в  завышенной самооценке  и в  отсутствии  чувства  реальности.  Он потерял  уверенность  в  своей  компетентности  и  в  удачливости  в  жизни  вообще.

   После  беседы  я  погрузил  моего  пациента  в состояние  медитации  и предложил  в  этом  состоянии  представить  себе   знакомого  (личного  или   просто  воображаемого) с    теми  чертами характера,   которые  мой собеседник  хотел бы   иметь  в  себе (в состоянии  медитации  такие  представления  впечатываются  в  подсознание  и  способны  в  какой-то мере  постепенно  изменять  характер  человека).

   После  выхода  Е. из медитации  я  спросил,  есть ли  у  него, кроме  реальных  проблем,  о  которых  мы  беседовали,   какой-нибудь  «сверхинтерес», который,   может быть, не имеет  для   него  практического  значения  (типа  «хобби»). Он сказал, что  есть, но  он старается  об  этом  не  думать.  Оказывается,  с  давних  пор  его  как   математика по  образованию  занимала некая  теоретическая  глобальная проблема.  Но  обыденная жизнь не давала  возможности  заняться ею  всерьёз.

   Я  посоветовал    не  заглушать  в  себе  этот  интерес,  а  в  порядке хобби  и  душевного  отдыха  в  свободное  от  работы и  от  житейских  забот  время  обдумывать  свои  идеи,  не  заботясь   об  их  практическом  воплощении  (хорошо,  когда  у  человека,  кроме  его  насущных  нужд,  есть что-то,  что  выше  их).  «Кроме того, - сказал  я  пациенту,  сославшись  на какого-то классика физика, -  любая  хорошая  теория  раньше или  позже  оказывается    практичной».

   За  судьбой  Е.  я слежу  уже  несколько  лет  и  с  удовольствием наблюдаю
за  его  успехами.  Он  стал  в  своей  фирме  неформальным,  так  называемым,  «генератором  идей».  Это было  замечено  и  руководством  учреждения,  и  его  стали  продвигать  по  формальной  лестнице и  предоставлять   всё  большие  полномочия.  Благодаря  этому  он  смог  постепенно  реализовать  некоторые  свои  идеи (включая  даже   и  идеи  по  реорганизации  работы  учреждения,  которые  прежде  отвергались.).



    Как-то  журналистка, которая брала у меня интервью, задала  «простенький» вопрос: «Как Вы, психотерапевт,  относитесь к человечеству?»   
   «У меня, - признался я, - искаженный взгляд  на него, избирательный. Мне нравятся только те люди, которые страдают. Они мне интересны, во-первых, потому, что нуждаются в моей помощи, –  с ними  я  ощущаю себя востребованным. Во-вторых,
неврозами, депрессиями от сложных моральных проблем страдают люди тонкой, сложной душевной организации, как правило,  совестливые. Иначе,  почему  мне симпатичен страдающий человек в начале  лечения – смятенный, ищущий порядка  и смысла в душе, а в конце лечения, когда он приходит в порядок, я испытываю только удовлетворение от успешно проделанной работы».

   «Предпочитаете общаться с психически аномальными людьми?» - спросила корреспондентка.
   «Я думаю, -  сказал я, -  что как раз  люди тонко переживающие - единственно нормальные. Я имею дело с  гуманистическим контингентом человечества, независимо от степени одарённости таких людей. Так что человечество  я знаю очень ограниченно, с его лучшей стороны».
   «Наверное, у Вас  с ними  завязывается дружба?»
   «Очень редко. Ведь общение с психотерапевтом как бы компрометирует  человека в глазах окружающих. Его считают в чём-то ненормальным, раз он нуждается в помощи
психотерапевта. Я никогда нигде не упоминаю имени своих пациентов, даже предупреждаю их:  если нам придётся случайно встретиться в каком-то обществе или компании, сделаем вид, что никогда прежде не встречались, и даже познакомимся, как будто мы в первый раз видим друг друга. Вы (он)  можете говорить обо мне что угодно, но я о вас никогда никому ничего не скажу».
   «Вы говорите, что Вам нравятся люди душевно тонкие, а как быть с «толстокожими»,  «дубаками», которых ничем не прошибёшь?»
   «Не знаю. Они ко мне не приходят, хотя  у некоторых и возникают в жизни внутренние конфликты между тем, что они сами считают «грехом»,   и тем, что совершают, чтобы «пробиться в жизни. Просто они этого не переживают. Однако это чувство «греха», если у них есть совесть,  вытесняется из сознания в подсознание, и этот  внутренний неосознаваемый конфликт  проявляется у них   в виде физических болезней, например, инфарктов миокарда или инсультов.  Вот пример.

      Одного молодого парня  друзья  уговорили    съездить с ними  на пару дней в Ленинград - «прошвырнуться», прогуляться, отвлечься от семейных забот. А они были:
дома он оставлял  тяжело больную жену, и мысль о ней не  покидала  его. Но когда  приехал в Ленинград, то по телефону узнал, что жена умерла. У парня тут же случился инсульт….
  В  научной книге по психологии «О проблемах бессознательного» я прочитал доклад учёного Гаврилова о существовании в психике человека   «неосознаваемых механизмов  самонаказания». Они существуют у людей, имеющих  собственную   совесть»,  и  при  «прегрешениях»  эти механизмы  «срабатывают».  Концепция  показалась  мне  любопытной,  но  я  отнёсся  к  ней  крайне  скептически  из-за  её   научной  недоказанности.
  Поэтому я  не даю никаких  конкретных советов «что  делать», и не люблю слова «внушение» (хотя порой приходится к  нему прибегать). Я предпочитаю решения,   которые принимает человек сам, какие бы они ни были,  при этом побуждаю подсознание выработать самые правильные  советы и прислушаться к ним.


Рецензии
Прочитал и понял: Вы тот человек, который бы всё понял и помог мне. Я бы рассказал Вам всю свою историю, которая лишь в одной своих ипостасей представлена в "Квадратуре круга". Всё это случилось в 1996 году. Об историях, подобных моей, я никогда не слышал, не читал. Вы верите, что бывают психологические травмы, не совместимые с жизнью?

Леонид Марголис   14.07.2011 17:01     Заявить о нарушении
Верю, Леонид, сам наблюдал феномены такого рода. Жаль, что мы тогда не встретились. Не уверен, как всегда во всем, но, может быть, смог бы Вам помочь.

Владимир Файвишевский   14.07.2011 23:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.