Словарь рифм Генриха Ужегова

               
               
 Уважаемые читатели!
 Русский язык очень гибок, к каждому слову можно подобрать сотни созвучий. Да, и все рифмы невозможно собрать в одной книге. Тем более, это трудно сделать одному человеку. Лежащий перед Вами "Словарь рифм" не есть что-то застывшее. Он постоянно дополняется новыми словами и  живёт своей жизнью. Если Вы можете добавить  свою рифму или своё созвучие - автор будет только благодарен. Хотелось бы, чтобы  в создании словаря участвовали люди пишущие, люди, которым близка поэзия. 
С добром ко всем читателям Генрих Ужегов.

               
                ВСТУПЛЕНИЕ

Что такое рифма?  По общепринятому определению, рифма – это «…всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической функции стихотворения».                (  Жирмунский).
       Древняя Русь не знала стихотворства  Лишь в отдельные литературные произведения из песен, поговорок, фрагментов богослужения  проникали какие-то элементы фольклорного стиха. И только в семнадцатом веке на Руси появляется стихосложение, которое сразу же начало развиваться  по двум направлениям.  Первое направление – народный фольклор – раёшный стих, скоморошьи прибаутки, и второе – поэзия людей просвещённых, связанных с духовной культурой страны.  Для этого период а стихосложения характерна смежная рифма, которая то появляется, то исчезает. В основном  эта рифма неточная, количество ударений и слоговой объём в стихе непостоянны.
     Во второй половине семнадцатого века в литературных произведениях утверждается силлабическая система стихосложения, главный признак которой – равносложность стихов. Характерная особенность этих стихов – разноударные рифмы ( глагОлати – рассуждАти). В стихах преобладает женская рифма. Впервые  появляется акростих.
    В начале восемнадцатого века силлабика достигает вершины своего развития и начинает видоизменяться. Появляются хорей и перекрёстная рифма.
      Рифма – явление историческое, легко изменяющееся. Так,  в  восемнадцатом-девятнадцатом веках  в стихах господствовала точная рифма, т.е. совпадение звуков рифмующихся слов, начиная от ударного гласного и до конца;  полна –дна (мужская), правил – заставил (женская), закованный – очарованный (дактилическая). Следует заметить, что во всех трёх видах рифм речь идёт не о буквах, а о звуках. Поэтому точными  рифмами могут считаться  также такие, как  лоб – поп, лук – лук и т.д.
    Наиболее доступной, лёгкой и однообразной всегда считалась глагольная рифма. Но глагольная рифма  слишком часто применяющаяся в стихотворении , утяжеляет его, умаляет достоинства стиха, поэтому, со временем, (с конца 18 века) в обиход входит разнородная рифма, т.е. рифма образованная разными частями  речи (волна – дна, чёлн – полн  и т. д.)
    К редким и оригинальным относятся составные рифмы,  в которых одно слово рифмуется с двумя:  быль  я – крылья, девы – где  вы и т.п. При этом одно из слов либо совсем не имеет ударения (частицы), либо имеет ослабленное ( личн. местоимение), но в рифме исчезающее. В течение долгого времени  составные рифмы применялись исключительно в шутливых, каламбурных произведениях, но постепенно они перешли и в другие виды стиха.
    Точных рифм в русском языке немного. А.С.  Пушкин  в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: « Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень».  Из-за  «чувства» выглядывает непременно «искусство». Кому не надоели «любовь»  и «кровь», «трудный»  и «чудный», «верный» и «лицемерный»  и пр.
    Из-за недостатка точных рифм почти  поэты   всё  чаще  начинают пользоваться  рифмами неточными  или даже приблизительными (в приблизительной форме при одинаковых согласных различаются безударные гласные ( душою –ретивое, грёзы берёза и т. д. ). Такими рифмами часто пользовался Державин, Алексей Толстой, Брюсов, Блок, Маяковский и др.
    В начале двадцатого века  появились, так называемые,  усечённые рифмы – с усечением конечного согласного (люди – верблюдик и т.д.), диссонансы  (неточные рифмы, в которых слова отличаются  ударными гласными: линь –лань, лик –снег и т.д. неравносложные рифмы  (в этих рифмах рифмуются мужские и женские окончания:  фоксы –фокусы и т. д.  В последние десятилетия стала широко применяться так  называемая «корневая «   рифма, в которой рифмуются предударная часть и не рифмуется заударная. В развитии этого  вида рифмы большую роль сыграл  Евгений Евтушенко:
               
Настя Карпова, Настя КАрпова,
Сколько помню со всех сторон,
Над твоей головою кАркало
Молодых и старых ворон…

Уже на заре развития  стихосложения  наиболее передовые поэты и писатели пытались классифицировать отдельные виды рифм, ввести единую систему стихосложения.
       История создания русских рифмовников   уходит своими корнями в глубокое прошлое. В 1735 году выходит  одна из первых книг по стихосложению «Способы сложения русских стихов» Тредиаковского. Книга была исправлена, дополнена и переиздана в  1952 году.
    Первому же словарю рифм суждено было выйти  только в 1800 году. Название его занимало полстраницы, поэтому приведу только его начало: «Рифмованный лексикон, или сложно-витийный словарь, содержащий в себе все части грамматической речи и мифологические названия…» Словарь был составлен Михаилом Тодоровским, а напечатан «иждивением желающих». Издан он был очень малыми тиражом, поэтому современники его почти не знали м не сумели оценить по достоинству.
    В первой половине  девятнадцатого века  попытки создать русский словарь рифм  предпринимались неоднократно. Одной из наиболее удачных попыток было издание двухтомника «Создание рифм по алфавиту».  Первый том двухтомника вышел в 1834 году, второй – в 1836. Точное имя составителя установлено не было, но  предполагают, что им был капитан артиллерии Свечин (он  приносил в издательство рукописи рифмовника).
      Наиболее известным   и прошедшим испытание временем   является  «Полный словарь  русских рифм»   Н. Абрамова  (настоящее имя Н. Переферкович), вышедший  в 1912 году в серии брошюр  «Искусство писать стихи». Этот словарь очень компактен и включает  в себя основной лексический запас  русского языка. Поэтому словарь Н. Абрамова стал настольной книгой многих  замечательных русских поэтов. Переиздан он был в 1966 году и в настоящее время является библиографической редкостью.
    Нехемия (Наум) Переферкович  (один из псевдонимов Н. Абрамова)  родился в Ставрополе в 1871 году. Окончил Восточный факультет Петербургского университета. Много сделал для развития русской и еврейской  литературы.  Умер в 1940 году.

                ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ СЛОВАРИ РУССКОЙ РИФМЫ

1. «Лексикон». И. Тодоровский. 1800 г.
2. «Собрание рифм по алфавиту». Свечин В.И.  1834-1836 гг.
3. «Словарь рифм русского языка».  Л. Шаховская. 1810 г.
4. «Полный словарь русских рифм».  Н. Абрамов (Переферкович). 1912 г.

                СОВРЕМЕННЫЕ СЛОВАРИ  РУССКОЙ РИФМЫ

1. П. М. Фок.  «Практический словарь рифмы», 1993 г
2. В.В. Онуфриев.  «Словарь популярных рифм».  2002 г.
3. П. Лебедев, Д. Студеникина,  Е. Коровкина. «Словарь рифм».  2004 г.
4. В 1996 году переиздан «Полный словарь русских рифм»  Н. Абрамова. (Издательский центр «Терра», г. Москва.      

В последнее время помимо рифмовников , включающих в себя слова общей лексики, всё чаще стали издаваться словари рифм, основанные на творчестве отдельных авторов. К словарям такого рода можно отнести словарь рифм А. Блока ( сост. Т.Ю. Максимов), М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, С. А. Есенина (сост. А. И. Захарова,  и А. П. Зименкова), Б. Ахмадулиной, Бродского, Е. Евтушенко,  Н. Рождественского (сост. Бабакин А.П.).

      Кроме словарей рифм существуют также словари созвучий. Примером может служить словарь С. М. Федченко «Словарь русских созвучий» (2002 г.

Словарь, лежащий перед вами включает в себя почти все слова русского языка, применяющиеся в поэтической речи. Исключение составляют очень сложные словосочетания, специальные медицинские или технические термины, а также трёхсложные рифмы, которые в настоящее время  в поэзии почти не применяются.
     Построение  настоящего словаря  по инверсионному принципу  даёт поэту реальный шанс  выбрать точную рифму как для однородных, так и для разнородных сочетаний.
    Схему построения словаря нельзя назвать сложной. Все слова расположены в порядке рифм и разбиты на восемь групп  на гласные, которыми они начинаются. А,Е,И,О,У,Ы,Ю,Я. Слова в группах расположены по гнёздам в алфавитном порядке . Рассмотрим к примеру порядок расположения  рифм на букву «А». Здесь все слова разделяются на подгруппы АБ,АВ,АГ, АД и т. д. Каждая подгруппа делится на гнёзда.  Так подгруппа АБ делится на на -аба,- абе, -аби  и т.д. до –абя. Точно также  делятся на  гнёзда подгруппы  АВ,АГ, АД и др.   
    Каждая группа гласных заканчивается, так называемой, обратной подгруппой. Так, если слова на букву А вначале делились  на АБ,АВ,АГ  и т.д. ,  то в конце они разделяются на БА, ВА,ГА,ДА и т.д.. Такое же точно деление распространяется на все другие гласные. Для того, чтобы избежать многократного повторения отдельных слов применяется система скобок. Так,  мы пишем («при –раз -по –с. -у-) вместо  «прибить, разбить, сбить, убить» ; пишем (двух-трёх- четырёх-) разовый , вместо «двухразовый», «трёхразовый», «четырёхразовый» и т.д.
    Предлагаемы словарь можно было бы назвать словарём точных рифм, т. е. таких, у которых  образуются совпадения в клаузулах одинаковых или очень близких звуков (волн -полн). Неточные рифмы (или рифмы, которые основываются  на приблизительном подобии звуков в клаузулах) помещены в ремарке «Созвучия».
    Сокращения в словаре  допускаются только в случаях применения терминов, часто употребляющихся в грамматике:

Сущ. – существительное
Прил. – прилагательное.
Гл. – глагол.
Нар. Наречие
Пр.  – предлог
Им.  – именительный.
Род.  родительный.
Ж.р.  – женского рода.
Ед. ч.  единственное число
Мн. Ч.  – множественное число.

«Словарь  рифм», представленный на суд читателя, отличается от всех других словарей подобного рода. Он очень компактен, но, тем не менее, включает в себя все, наиболее употребительные в поэзии,  слова   и словосочетания русского языка.  Количество слов здесь намного превышает количество слов  в словаре Н. Абрамова и других авторов. В словарь введены глагольные рифмы, что редко встречается в других рифмовниках.  Упрощён порядок поиска слов, до минимума сокращено количество ссылок. Если словари одного автора ограничены в количестве слов и словосочетаний произведениями автора, то  в данном словаре этого ограничения не наблюдается. 


Рецензии
Мир вам!
Можно ли у вас приобрести словарь?
Адрес: Россия, Кемеровская обл, г.Прокопьевск, Магаданская74. Литвиненко Марина.
С уважением,
Марина.

Марина Файзель   19.11.2015 10:22     Заявить о нарушении
Марина!
Стоимость словаря - 700 рублей. 250-300- пересылка. Если цена устраивает, то я могу выслать Вам словарь. По получении его Вы переводите деньги на номер моей карточки. Нужен код города и Ваше отчество.

Мфвсм-Словарь Рифм   19.11.2015 17:09   Заявить о нарушении
Цена устраивает,отчество: Марина Игоревна. Скажите, код города - это что?

Марина Файзель   20.11.2015 12:01   Заявить о нарушении
Индекс: 653045

Марина Файзель   21.11.2015 09:04   Заявить о нарушении
Марина! Словарь отправил 23 ноября. Номер почтового отправления 3521208525440.
Переведи 900 рублей на карточку за номером 639002309016735357.
Сообщи о получении.
Творческих удач. Г. Ужегов.

Мфвсм-Словарь Рифм   23.11.2015 10:03   Заявить о нарушении
Благодарю! Завтра перешлю деньги на карту.

Марина Файзель   23.11.2015 14:53   Заявить о нарушении
Марина! Получили ли Вы мой словарь?

Мфвсм-Словарь Рифм   28.11.2015 16:14   Заявить о нарушении
Словарь ещё не получила, оплату произвела сегодня.

Марина Файзель   28.11.2015 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.