Чужой русский язык. 42 стихотворения

Из учебника словоблудия

«Раздвинуть горизонт,
сознание расширить».
Ну, например, у кошки.
И её
вдруг «посетит»,
что дважды два – четыре
и «смысл» из фразы «каждому – своё».

А повезёт, и Шарикова встретит.
С расширенным сознаньем. Как она.
Но что потом, - история темна;
там никаким "расширенным" не светит.


__________________________________


Для пущей ясности народной

        "Утро вечера мудреннее".
         \Народная "мудрость", поговорка\.


Этот  -  мудрый,
а тут – "мудрец":
намудрёнил да понамудрил...
и "мудрёное" стало утро.

Станет мудрым ли наконец?


__________________________

В защиту смысла языка
                «Мы не жалеем своих трудов»
                /Виктор Живов,
                зам. директора Института русского языка
                в диалоге с Михаилом. Задорновым/


"Трудов"... что - в переплётах или сил?
Как Вас, простите, понимать, коллега,
где первое стоит в библиотеках,
второе – действие: глагол.
Кто вас учил?

Пусть даже не жалеть "кого, чего",
но здесь – падеж винительный. А значит,
"кого и что". Конечно, "труд". Иначе
падеж исчезнет, и ищи его!
 
Но если даже «не жалеем труд»,
неясна логика такого построенья:
себя
мы не жалеем, к сожаленью,
но уваженью тех, кто нас прочтут.


__________________________

В словах
                В указанном алфавите слово "ЖИТО" -
                ЖИЗНЬ как жатва посеянного Сеятелем,
                заменена на слово "живот".
                Сразу ясно кто и с какой целью "перевёл".
                Будьте бдительны и критичны.


Порой мне кажется, нечестно
не ведать где берут тела,
откуда, где душа была
и Мир, чьи цели неизвестны.

Мы глупо называем «я»
свой образ у зеркальных стёкол.
А кратковременность хламья –
скажи, зачем она, Софокл?

«Мир окружающий»... кого?
Что он – без нас, - заряд и плотность...
чего?
Какая беззаботность –
забыть, что Слово – не его!

Забыть, что смысл – в головах.
Простой сачок, что ловит Космос.
Он кем-то сделан. Всё не просто:
он – тоже слово.

ВСЁ в словах.

__________________________

Инвалидам языка
                «Чтобы вид иметь похвальный
                и здоровья уберечь,
                пейте соков натуральных –
                укрепляет грудь и плеч»
                /В. В. Маяковский/

1.

- ЧЕГО ты хочешь?
- ЧТО я хочу?
Чтоб подумавши не «чевокали»;
мало ли этих чевоков, много ли,
с этим делом пора к врачу.

Вирус вырвут – язык оттает.
Чтоб не мучить слова в строке
как актёры в кино «хромают»:
палка вечно не в той руке.

Это словно рулить с невестой
на помятой машине в ЗАГС.
Потому, что язык – инвестор,
и не примет поддельный «бакс».

"Уступая стол" инвалиду,
я стою, уступая стул,
с миной вежливого индивида –
неприемлем, смешон, сутул.

2.

Между «какой» и «чей»


Среди "меланхолических" мышей,
а значит – "симпатических" мадамов
пьёт пиво "АрсенальНОЕ"
московНЫЙ гражданин.

Так забывается язык -
изысканный, Адамов –
незваный гость своих же именин.

А было девятнадцать падежей
во всепланетном солнечном Санскрите!
Сегодня "что", "чего", "какой" и "чей"
смешались в кучу. И не возродите!

- Подай мне ножниц.
Отвечаю: "Сколько?"
- Одни, ты что, тупой?
Я подаю,
конечно, ножницЫ: "Пожалуйста, изволь-ка".
- Подай мне ножниц, - я и говорю!

3.

Падеж падения

Между «кого, что» и «кого, чего»
разница – в целый падеж винительный.
Нет падежу ангелочка-хранителя;
скоро помрёт, и забудут его.

Где они, эти семь пядей во лбу,
чтобы хватило на школьную грамотность?
Сядьте, подумайте, если вы мамы-то.

И не корите за беды судьбу.


____________________________

Станция метро «Арсенальная».

1.

Чтоб «АрсенальНОЕ» исправить на бутылках
понадобится денег, что – не счесть!
А станцию метро?
Взорвать и сесть,
борясь за грамотность
«по хатам на Бутырках».


2.

Неоандертальское


Как только пиво станет «АрсенальСКИм»,
когда одежду станут «НАдевать»,
тогда, быть может, я начну мечтать
о чём-то лучшем – НЕОандертальском.

____________________________________

Перевод в переводе на русский


Переводчики как обычно
перепутали «чей» с «какой»:
«Ваш поступок не героичный»,
(героический – не такой).

___________________________

Похожее слово


«По ходу» - по пути, похоже.
По ходу топает прохожий.
На то ПОХОЖЕ, что идёт.
По ходу я направил ход.


______________________________

Ложь

Очередная ложь промчалась стороной:
«Конец» не скоро. Ложь проторжествует
пока банкует меж тобой и мной,
пока горят лучи и ветер дует.

Она растёт, питаясь откровеньем,
надеждой, верой, правдой и добром,
заполнив жизнь и все её мгновенья,
умы, сердца детей и каждый дом.

*

«Язык людей, слова... - затем, чтоб лгать?»
Мы скажем: «Нет», качая головами,
и вновь солжём. Солжём словами,
слегка сморгнув, поклявшись не моргать.

И нас, отторгших речь, услышит Кто-то,
увидит взгляд «невинности» пустой
и улыбнётся, добрый и простой,
избавив от «языческого гнёта»,

чтоб замолчать среди пустых зеркал,
с таким уменьем искривлённых нами
в чужих Мирах, с чужими именами.

Так обретает каждый что искал.



_____________________________

Новостная студия


Городские расписные,
по провинциям – сквозные,
при занозах, заказные,
при заносах – запасные,

все уловки «новостные»
по головкам наносные:
слово к слову наросло,
пудрой на нос нанесло,

и – в экраны! И назло
языку растёт число
безъязыких простофиль.
Новым людям – новый стиль!
 
Где разруха, в душах глухо,
портит шкуру, режет ухо
«НАНОСНАЯ СТУДИЯ»
школы словоблудия.

____________________

Знанья впрок


Когда я слышу слово "Оконцовка",
я слышу: "Гадом буду, если нет".
И за словами вижу распальцовку
в татуировках до скончанья лет.

"Конец", как я читал, - мужского рода:
конец войны... и света, наконец.
"Конец срока`м" - и вот она, свобода!
... А с ней жаргон добрался до сердец:

нет "РАСПИСАНИЙ", "ВРЕМЕНИ РАБОТЫ",
нет "РАСПОРЯДКА" - заменил "РЕЖИМ".
Мы столько лет вокруг тюрьмы кружим -
принадлежим. Навечно. Без остатка.

Обычный для техничек перерыв
уже - "ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ" (научный);
(там с 3-х до 4-х уборщиц учат, -
они строчат, конспектики раскрыв...)

СлавЯНе ли, АрмЯНе, РоссиЯНе -
от слова "Янус". Интерликий бог.
А я, зловед, язычником останусь:
мне жить да жить, мне эти "знанья" - впрок.


__________________________________

"Интеллигентное" "ку-ку"


- Вы не хотите ли коньяку?
- Не отказался бы, да не могу.
- В общем, решили: по коньяку
с универсальнопадежным "Ку-ку".


____________________________

Переводчикам «Еlektri4ki»


Место отбытия – «место отбычи».
Логика бычья. Язык общежитий
с общей привычностью до неприличия,
стимулом поиска новых «открытий».


____________________________

Чужеродность


«Этот фильм, он - ОТ режиссёра».
«От» - отчалил? Удрал? Сбежал?
Отторженье. Эпоха вздора.
А ведь фильм-то ПРИНАДЛЕЖАЛ!

Раньше спрашивали: «ЧЕЙ ребёнок?»,
а не то, чтобы «от кого».
Чужеродность дурного тона.
Антимир. И язык его.

______________________

Про село Рзанской области

               /Последние новости из паспортного стола/.
1.

Вот – село «ОТ Рязанской области»
или «ПО»... её.  Как ничьё.
В нём – неслыханные подробности:
черти, гении и бычьё.

Может, Вы и в Москве живёте, -
ПО Москве... НА Москве... - так как?
Ваше «ПО» в паспорта суёте,
дядя двоечник, как же так?

Ваше «ОТ» – что протез в известиях, -
«ОТ Америки» на слуху.
Вы в каком углублённом месте
«научалися» языку?

2.

Театр новостей


Бери газету, хватай бесплатно!
ОТ Палаты, ОТ депутатов:

"Новый закон... в исполненье Думы",
над Думой –
звезда в исполненье Ночи,
где часть исполнима по замыслу суммы,
там - маски как кубики,
кирпичи;

слева – театр «Последних Известий»:
лица и новости – в исполнении,
справа – спор в исполнении мнения
(«Нет» - по очереди, «Да» - вместе).

Пустой огород в исполненье козла,
Подвиг в Чечне в исполненье солдата...
Тут авторов нет,
как актёрам числа:
один Режиссёр -
исполнительный Фатум.


______________________

Космический изгой


Новый русский австралиец
знает больше, чем кино:
он – азиец и англиец,
и такому всё равно

надевать ли, одевать ли,
кто – из школ, и кто – со школ…
Он – в вагон, а ум сошёл,
и догонит нас НА-в-ряд ли.

Носом - в шпалы падежей,
(чей предмет или какой)
он не выяснит уже, -
он космический изгой.


______________________________

"Гению" русского языка

1.

Уж коль «на встречу», то тогда – «АврорЫ»
а где «навстречу», там – АврорЕ, брат.
Глаза открыть возможно, но не «взоры».
Я с детства слишком многому не рад.

«Критическое», стало вдруг  «критичным»,
«волнительным» - волнующее нас...
Чужой язык уму не идентичен,

И "победит"
уже в который раз.


2.

«...гений и злодейство
несовместны»

                А.С.Пушкин.


Что – "несовместно",
что – "несовместимо"?
Совместно,
да не совместимо, жаль.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ –
крепкая причина
кровавых бед.
И от того – печаль.

А гений и злодеи так ранимы!
Живут совместно, да несовместимы.


_______________________

О доблестях
                "О доблестях, о подвигах, о славе
                я забывал на горестной земле..."
                А. Блок.


Как много «доблестей» на горестной
Земле! –
как «информаций» в дикторских наречьях –
во множественном смысле и числе
назло умам и знаньям человечьим.


________________________________

Слишком


Я напьюсь, когда это кончится –
чтобы кАбели – не кабелЯ,
чтобы слЕсари – не слесарЯ!

... Мне порой слишком много хочется.

____________________________

Наш язык


Наш язык – давно не язык.
Он без слов-паразитов пуст.
Он когда-то был златоуст
и свободен.
А нынче – "зык".

______________________

Мы не ищем...


Мы не ищем ключи от знаний,
зашифрованных в языке.
Путешествуем в океане,
безъязыкие, на доске.

Нам круги с кораблей бросают –
одиноким среди стихий.
... Тонем «грамотно»: не читаем.
И плывут по волне стихи.


__________________________

ТВ-канал  «Союз»


Проповеди косноязычников
апломбом жрецов смешны.
Я вырос в среде отличников,
и требую тишины:

проси не «того» и «этого»,
а «это» проси и «то».
Не путай падеж, нето
заставят  читать поэтов.   


____________________

Прилежный ученик


Я галстук Одеваю -
несу ему пиджак
и туфли НАдеваю.

Все поступают так.


____________________

Брат уму


НАдеть НАряд,
поставить В ряд.
- Навряд ли, -
люди говорят.
- А можно сразу,
чтоб – навряд:
 
"ложи" навстол,
засуй навшкаф? -
«наш час пришёл,
мы каждый прав».

Ужель язык уму не брат!
НАдень наряд,
в наряде – в ряд,

И во в нутро... - это так излишне!
Как во в дверь войти во в метро.
... Отдаляются в Хаос «ближние».
В тьму.
«Вовнутрь», в его «ZERO».


________________

Триколор


«Триколор» торчит ОТ России.
«Чьё»-«какое»… - ну что за разница! –
«Арсенальное»! - глупость дразнится
«пеной мужества». Как просили.

Или: "Как я провёл этим летом"...
где, кого провёл и куда?
Новый признак конца планеты:
самодельные "Господа".

Разнесчастный язык измученный –
всё «вовнутрь» в нём да «навряд ли» -
разблатнённый да недоученный
на «козле» стоит да на «дятле» -

на кривых умишках нечистого,
на спивающемся народе.
Знанья были в нём... ан – не в моде!
А без знанья никто не выстоит.


____________________________

Реальность и действительность


«Реальность» нереальности «реальна» -
зачинщик моды не щадит слова,
что «правомерно»
как игра в слова:
"банален... фатализм, 
фатальна ли банальность?"

На эстетизм
логику сменив,
мы ищем...
популярности у масс,
что бродят,

про ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ забыв –

про СУММУ ДЕЙСТВИЙ
в ОТНОШЕНЬЕ нас,

которые мы жёстко разделяли
на БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ СИЛ,
где принимали и не принимали

всё то, что Мир
реально подносил.


_________________

Искусственность


И повернулся же плашмя язык когда-то,
к мозгам пристёгнут не был, не пришит:

аспирантурианский эсперанто!
Да не прижился он, и не спешит.

_____________________________

Синтаксис


Машинописная строчка леса
ровной вязью в листе зимы
с запятыми подков безвестных
исчезает с приходом тьмы...


________________________

"Бронь" и "броня"


"Бронь" перепутали с "бронёй",
и забронированный в панцырь,
ползу по трапу дино-странцем,
скользя трёхпалой пятернёй.

______________________________

Уберу и уберусь


"Уберусь" - не здесь:
"Уберусь" - отсюда!
Не язык, а смесь
с чем-то ниоткуда,
чтоб по псевдорусски
"уберясь" извне –
"Почему ты грустный?",
удивляться мне.


___________________________

Недословизм неопрононса


Как много развелось говорунов,
что завершают слово твёрдой буквой!
Но «Дь» - не «Ть», а «Г» - не «К» как будто,
что были окончаниями слов.

_________________________

Во весь голос


- Кого приступим голосовать?
- Видно, этого, - безголосого,  –
молчаливого, безволосого.
Им указано чё сказать.

_______________________________

Нация


«Для нации – новостные
Сенсации». Наносные:
семь сообщений, семь новостей
или известий – слова забыты.
«Семь информаций», - сопит элита, -
для этих... слушателей... от властей.

И – всё равно, на каком языке.
Мы на любом языке умеем.
Чип-приёмник зашьём в виске, -
все поумнеем и онемеем.

_____________________________

Показатель указателей

                (Вдоль Киевского шоссе)

Деревня «Дакудава»
с речкой «Дасудава».
Станция следующая –
«Рассудово»:
сиди, суди,
кто назвал их так,
склонившийся к карте...
штабной дурак?

На указателе –
«Станколитовец»*.
Наверно,
и «Станкоэстонец» есть.
Что-то не вяжется тут,
нездоровится...

Всё тут «своё»,
да язык не весь.


_____________________
* Образовано необразованными от "завод "Станколит" -
"Станколи`товец". Ударения на указателях не ставят.
/Авт./

*

Нравится
портить язык,
нравится –
много в нём
«разниц»
да «информаций»...

дразнится
бес языком,
дразнится:
нравится бесу,
что с ним -
не справиться.


___________

Там... в будущем

Там где-то «лёдчик» рубит лёд,
а дядя-слесарь вышел «с леса».
И школы там – «по интересам»,
что Бог безграмотный пошлёт.


________________________

*

Слова не для того,
чтоб строить карусели
да красить витражи
в заброшенных церквах:

кто украшает мир,
не принимая цели,
его Земля стоит
на трёх пустых словах.


__________________

Мой странный труд
                «Не ждите Страшного Суда, -
                он происходит каждый день».
                \Альбер Камю\


Зелёный лист кленовый станет красным.
И красота погаснет, отгорит.
Мой странный труд
сто лет как стал напрасным.
Здесь смолкнет всё
и тот, кто говорит.


________________________

Мысли вслух


Можно чувства разбавить водкой –
остроту залить остротой
и, споткнувшись на запятой,
не умея сменить походку,
семенить
по значеньям слов,
опустевших наполовину.
Как мне выяснилось, у камина
пишут хуже, -
ведь Мир суров.

Мне-ль с моста висеть над рекой,
сея брызги аллитераций,
став Бальмонтом,
ища оваций?

Не услышит Мир.
Он такой.

Не найдя ни себя, ни Бога,
сея строчки меж дивных дев,
можно долго писать и много
от интриг любви
обалдев.

Только в камерах и окопах
пишут лучше.
В ответ судьбе.
Там не веруют в добрый случай,
навсегда забыв о себе.
Кто-то предал кого-то где-то... -
жить хотелось. И страх помог.
Был поэтом он да не ведал,
что за это
лишится строк.

А вокруг – мельтешня амбиций;
конкурсанты, жюри, пиар... -

даже если и застрелиться,
Мир не вздрогнет;
он глух и стар.

________________________


Рецензии
Владимир, уж позвольте и мне подложить свою кнопочку под Ваше высказывание ...
"Я галстук Одеваю -
несу ему пиджак
и туфли НАдеваю.
Все поступают так"
Давайте-ка Вам галстук ПОвяжу,
Себя Одеть уже не успеваю.
Надену туфли, ах, уже спешу,
Лучу, бегу к последнему трамваю))

Пономарева Елена Александровна   04.05.2013 08:38     Заявить о нарушении
Я думаю, найдутся и такие, кто напишет: "Давайте, я Вам галстук НАвяжу"
:-)))
Кнопочка принята.
Спасибо.
С уважением,

Владимир Мальчевский   04.05.2013 09:19   Заявить о нарушении
И отчасти будут правы: ведь можно Навязать узлы...)))

Пономарева Елена Александровна   04.05.2013 09:24   Заявить о нарушении
"Отчасти" правоты не бывает.

Владимир Мальчевский   04.05.2013 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.