О цепляющих гладких шариках и рвущих душу ежах
С другой стороны, стихи, интересные своей неправильностью, цепляют, будоражат. В них-то и скрыта «искра божия».
Боюсь показаться банальным, но ещё Райкин говорил, что «есть и женщины, от которых насмеёшься и мужчины, от которых наплачешься».
К чему я об этом? А вот к чему. По-моему, гораздо интереснее, когда гладкий с виду шарик, катится себе, катится и, в то же время, чем-то неуловимым, скрытым в его природе, нас цепляет и будоражит. Устал уже приводить в пример «Евгения Онегина» и «Василия Тёркина» - некоторым и они не нравятся. Ну, не цепляет их!
А если стих топорщит ежом свои колючки неправильного размера, беспорядочно удлиненных или укороченных строк, нарочитым отсутствием рифмы или рифмами нечистыми, лишними слогами в стопах или их недостатком, то вот она - "истинная поэзия", и это их «цепляет».
Оно, конечно. Немудрено, что ёж всех и вся цепляет колючками и раздирает живую плоть нашего слуха и ощущения прекрасного – разделывает как Бог черепаху. И как в этой ситуации отличить истинный шедевр от простой «пачкотни»? Есть, конечно, любители искать «жемчужину в куче навоза». Флаг им в руки!
Но я обращаюсь к многочисленному племени тех стихирян, которые относят себя к разряду «я не волшебник, я ещё только учусь». Так учитесь излагать свои прекрасные мысли правильными размерами и чистыми прекрасными рифмами (лучше – авторскими). Для этого «Азбука» и факультативы предоставляют все возможности. Обрубите своему ежу все колючки и цеплялки, превратите его в гладкий шарик, но оставьте внутри него механизм рождающий "ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ" захватывающее читателя, и вот тогда ваш стих будет вечен и прекрасен. Ищите наиболее чистые рифмы, наверняка и смысл станет яснее.
Хочется привести ещё одну аллегорию: чугунное ядро - гладкое на ощупь, но с взрывчаткой внутри. Летит себе, никого не трогает, а долетев до цели взрыватся , в нашем случае - разливом чувств.
И вот, чтобы не быть голословным, приведу пример стиха, который поразил меня своей непричёсанностью, но я понял, что это тот самый ёж, который и без колючек будет цеплять и высказал автору своё «фи». Затем он с моей помощью обрезал все колючки и доработал стих до состояния того самого шарика, который катится, не раздражает, но в то же время неуловимо цепляет за душу каждого, кто читает его и не оставляет равнодушным.
Итак, что было:
Март.
От весны осталось только слово -
Пушистой пеной сыпет снегопад
Черкаю пальцами на окнах снова
Наборы букв, рисунки – всё подряд.
Там за стеклом исписанным дороги
Щекочет мягким пухом липкий снег.
Горячий кофе с привкусом тревоги:
Весны сегодня, в самом деле, нет.
Март растранжирил тёплую погоду,
Запрятал слякоть в ледяной колпак,
Чтоб завтра снова обернуть лёд в воду,
Испортить жизнь для уличных собак.
Висят кинжалами застывшие капели,
01 01 01 01 01 01 0 (6 стоп)
Шипами ощетинились карнизы у домов.
01 01 01 01 01 01 01 (7 стоп)
Жаль не суметь посредством акварели,
01 01 01 01 01 0 (5 стоп)
Разбавить легкостью свинцовость облаков.
01 01 01 01 01 01 (6 стоп)
И вот какие колючки сразу бросаются в глаза:
1)Первая строчка – хорей, дальше весь стих ямбом
2)второй и третий катрены – нормальный пятистопный ямб
3) В четвёртом катрене – пляска размера невообразимая. Мало того, что рифмующиеся строки имеют разный размер, так ещё основной размер стиха – пятистопный ямб соблюдён только в 3-ей строке.
4) А вот это: «обернутьлёдвводу». Какой-то «абырвлаг», да и только.
В результате работы над собой и над текстом автор получил следующее:
...А от весны осталось только слово -
Пушистой пеной сыплет снегопад.
Черкаю пальцами на окнах снова
Наборы букв, рисунки – всё подряд.
Там, за стеклом исписанным - дороги
Щекочет мягким пухом липкий снег.
Горячий кофе с привкусом тревоги:
Весны сегодня, в самом деле, нет.
Март растранжирил тёплую погоду,
Запрятал слякоть в ледяной колпак,
Чтоб завтра снова ЛЁД РАСПЛАВИТЬ в воду,
ИСПОРТИВ жизнь для уличных собак.
ХРУСТАЛЬНОЙ КРОМКОЙ СТЫЛЫЕ капели
ВЦЕПИЛИСЬ В КАМЕННЫЙ КАРНИЗ домов.
Жаль не суметь посредством акварели
СТЕРЕТЬ СВИНЕЦ С ЗАСТЫВШИХ облаков.
Итак, какие «колючки» убрались:
1) Союз «А», добавленный начале первой строчки превратил хорей в ямб и добавил недосказанности всему стиху. Будто автор продолжает давеча начатый разговор.
2) Труднопроизносимое «обернутьлёдвводу» превратилось в гораздо более понятное «лёд расплавить в воду»
3)Ну, а четвёртый катрен претерпел коренные изменения и в образности, будучи приведён к пятистопному ямбу, которым написано всё стихотворение. Можно поспорить выиграла ли образность, но мне кажется больше выиграла в первых двух строчках, чем проиграла в 4-ой. Но это было право автора закончить на этом правку.
Суть я думаю понятна. Данный стих от «причёсывания» ничего не потерял, а приобрёл многое и в удобочитаемости, и в образности, и в решении темы.
Как всегда жду голосов несогласных.
Ваш Ю.П.
Продолжение темы ("Как сделать шарик упругим?"):
http://www.stihi.ru/2011/04/01/2478
Свидетельство о публикации №111033102769
Только сейчас прочел Вашу лекцию о шарике.
Как Вы правы, Юрий Петрович, как Вы правы.
Еще в предыдущей лекции Вы говорили о плохом
поэте и о "хороших" читателях, которые стоят
друг-друга. Такая же история была и у меня.
(коротко). Я имею неплохие произведения. Но
на стихире их почти никто не читал. Не было
рецензий, и рейтинг на нуле. Я решил сделать
эксперимент. Процентов 20 я стал писать частушками.
И знаете, Юрий Петрович, сразу меня завалили рецензиями
на эти самые частушки. Мне, как ученику отца моего, известного
поэта стало стыдно. Нет. Ни за себя. За них! Недоделанных
стихировцев. Не понимающих даже самих себя. Юрий Петрович!
Сколько сот тысяч в нашей Россиюшке таких поэтишков?
Юрий Михайлович Лермонтов написал всего горстку стихов.
Каждый из них достоин всего золота мира. А с нами что происходит?
Юрий Петрович! Простите меня за неподобающий монолог. Я недавно
написал одну частушку стихирянам:
Стихи писать не так уж надо.
Зачем писать их, для чего?
Или похвастаться бравадой,
Иль крикнуть Богу:" Кто кого! "
Поэтом слыть ни так уж плохо,
Поэтом быть, куда трудней.
Ведь первый - куст чертополоха,
Ну, а второй - труд тяжких дней.
Поэт от Бога счастьем дышит.
Поэт от беса, мир гневит.
Да. Первый в небе просинь ищет,
Ну, а второй, уж не ликвид.
Так что же легче. Быть поэтом?
Или гнобить всех под строкой.
Кто слыл им, жив ведь поэтому,
Убив мой стих своей рукой.
Поздравляю Вас с весною - Вячеслав
© Copyright: Вячеслав Тимошенко, 2025 Автор stihi.Ru Санкт Петербург
Вячеслав Тимошенко Волгоград 01.04.2025 09:23 Заявить о нарушении