Неканонические формы сонета, ч. 2
Продолжим наш разговор о неканонических формах сонета. Как вы помните, они отличаются от канонических сонетов (о которых у меня написано ранее пять статей) изменением какого-либо правила написания сонета. Например,
3. Изменение порядка строф
3.1. ОПРОКИНУТЫЙ СОНЕТ
Кроме перемены числа строф, возможна перемена их порядка. Если в стихотворении катрены и терцеты меняются местами, то оно превращается в ОПРОКИНУТЫЙ СОНЕТ. В качестве примера рассмотрим сонет «Огонь» А.Антоновской (1919г):
Я улыбаюсь Богу из лампад,
Но сатана расцвечивает ад.
Я в очаге пляшу над углем черным,
Дыханьем воскрешаю души свеч,
Блещу в забавах, мчусь в труде упорном,
Но смертному меня не уберечь…
И закружусь стремительней Эринний…
Мир превратив в разбрызганный топаз,
С колючим смехом, красный щуря глаз,
Игриво покажу язык свой синий…
Плети венок моих несчетных линий,
Цвети, Земля, пока я не погас!
Испепелю твой лик в последний час.
Я задохнусь, - тебя задушит иней…
4. Изменение рифм
4.1. БЕЛЫЙ СОНЕТ
Отступлением от нормы является и перемена рифм. Поэт может вообще отказаться от рифм и написать БЕЛЫЙ СОНЕТ,
В качестве примера предлагаю свой – «опрокинутый» по форме и написанный белым стихом (ритм шестистопного ямба, рифмовка отсутствует):
Обыденность... Пути не помнит счастье.
Беспамятство – обычная уловка.
Печалиться, грустить - удел несчастных.
Давно пора разбрасывать мне камни,
сорвать цветок, пока он свеж и ярок,
сломать приличья, глупостей наделать...
Прекрасен хищник, мчащийся по следу,
он полон страсти, алчет, жаждет пищи,
ему ли знать о времени и долге?
И, что начертано, то с нами происходит...
Короткий выдох. Нежность, радость встречи,
пропитан вешним солнцем запах кожи...
Не знает меры женщин безрассудство.
Я так хочу сегодня быть счастливой...
/Алкора. «Я так хочу сегодня быть счастливой»/
4.2. СПЛОШНОЙ СОНЕТ
Иногда автор, усложняя техническую задачу, соединяет катрены и терцеты одной или двумя общими цепями рифм – и получается СПЛОШНОЙ СОНЕТ.
Друзья мои, отпущено немало
Прекрасных дней на наш суровый век.
Всего достичь способен человек.
Всего достигнет. И придёт в начало,
Туда, где удивительные скалы
Хранят в себе истоки горных рек,
Где хлопьями летает белый снег,
И где рассвет царит попоной алой.
И завершится бесконечный бег,
Господь отложит в сторону свой стек,
И, на тебя взглянув, вздохнёт устало.
А ты, уже печальный имярек,
Найдя наисвятейшую из Мекк,
Потупишь взор, ступив на путь к финалу.
/Тим Скоренко http://www.timskorenko.ru/sonetina.html/
5. Изменения правил членения на строфы
5.1. Сонет без членения на строфы
Автор может отступить от правил, изменив привычное членение сонета. Например, С.А.Есенин вообще отказался от строфического членения в стихотворении «Сонет» («Я плакал на заре, когда померкли дали…»).
Я плакал на заре, когда померкли дали,
Когда стелила ночь росистую постель,
И с шепотом волны рыданья замирали,
И где-то вдалеке им вторила свирель.
Сказала мне волна: «Напрасно мы тоскуем», —
И, сбросив, свой покров, зарылась в берега,
А бледный серп луны холодным поцелуем
С улыбкой застудил мне слезы в жемчуга.
И я принес тебе, царевне ясноокой,
Кораллы слез моих печали одинокой
И нежную вуаль из пенности волны.
Но сердце хмельное любви моей не радо...
Отдай же мне за все, чего не надо,
Отдай мне поцелуй за поцелуй луны.
5.2. Изобретение новых форм строфы
Ф.К.Сологуб в сонете «Триолетно–октавном» попытался скрестить популярные формы строфы – французский триолет (традиционная рифмовка abaaabab, фраза 1–й строки повторяется в 4–й и 7–й, фраза 2–й – повторяется в 8–й) и итальянскую октаву. Обе эти строфы – восьмистишия: Сологуб графически выделил центральное двустишие сонета, которым в этом тексте завершается строфа триолета и открывается строфа октавы. В результате у него получилась схема с неожиданной симметрией 4+2+ центральное двустишие +4+2):
Нисходит милая прохлада,
В саду не шелохнется лист,
Простор за Волгой нежно–мглист.
Нисходит милая прохлада
На задремавший сумрак сада,
Где воздух сладостно–душист.
Нисходит милая прохлада,
В саду не шелохнется лист.
В душе смиряется досада,
И снова облик жизни чист,
И вновь душа беспечно рада,
Как будто соловьиный свист
Звучит в нерукотворном храме,
Победное колебля знамя.
К созданию новых разновидностей сонета приводило не только нарушение установленных традицией правил, но и творческое их развитие. Распространение правила «сонетного замка» со словом – «ключом» на стихотворный цикл выразилось в появлении сложнейшей формы – «ВЕНКА СОНЕТОВ» и «ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ». Но об этом речь пойдет в моей следующей статье.
Подведем итоги сказанному и перечислим наиболее известные формы неканонического сонета (модификации канонической формы):
1. Изменение метра:
-хромой сонет,
- сонет написанный хореем, дактилем, амфибрахием или анапестом.
2. Изменение количества строк и строф:
- сонет с кодой,
- безголовый сонет,
- полусонет.
3. Изменение порядка строф:
- опрокинутый сонет.
4. Изменение рифм:
- белый сонет,
- сплошной сонет.
5. Изменение правил членения на строфы:
- без членения на строфы,
- изобретение новых форм (триолетно-октавный).
Тем, кто прочел все мои предыдущие статьи о сонетах, предлагаю попробовать свои силы в написании любой формы сонета и принять участие в конкурсе Сонетов «Точка зрения» , который проходит на моей второй странице - «Ликбез Для Начинающих».
Для этого достаточно зайти на страницу с объявлением о конкурсе по ссылке http://www.stihi.ru/2011/03/12/1525 и под ней, в окне рецензий оставить свою заявку, включающую три строки:
- Название вашего сонета.
- Ссылка на его размещение в СТИХИ.РУ.
- Ваш электронный адрес(по адресу вам будет сообщено о вашей победе в конкурсе и выслан соответствующий диплом).
Свидетельство о публикации №111032701648