Но - меня не люби

Ефим Ташлицкий

экспромт

Из великих миров, ты пришла незнакомкой, как тайна,
от далеких созвездий лежал неосознанный путь,
взгляд летел сквозь века, удивительным взором случайным,
на красивом лице замирала гармонии суть.

Не понять этих тайн, за печатью любовных запретов,
на чудесном холсте, где покоится образ живой,
нам увы не дано разгадать этот взгляд, в стиле ретро,
линий женственных грез совмещенной с самою судьбой!

Обрету я тебя, спрячу в сердце своем голограммой,
сохраню этот взгляд, чтоб насытиться чудом на век,
идеальная быль, освещенная яркою гаммой,
и придет за тобой вдохновения сказочный бег!

Но - меня не люби, понапрасну сердечко заноет,
я как ветер живой, то шепчу, то кричу, то лечу,
и как облако вечно по чувствам кочую с судьбою,
и как ангел непрошеный женщинам души лечу!

26.03.11. 


Рецензии
"Но - меня не люби" Ефим Ташлицкий написал в 2011 году. А сколько раз он помещал эти стихи в ОК, я уже сбилась со счёта. Чем же объяснить такое внимание поэта к своему детищу? Возможно, это самые любимые стихи у Ефима Владимировича? Но ведь как Творец любит свои создания, так и поэты любят свои стихи. А если они чем-то не устраивают, то все поэты или дорабатывают их или уничтожают свои творения.

Автор назвал стихи "Но - меня не люби" экспромтом. Получается, что написал он их сразу, вдохновенно, без предварительного обдумывания.
В этом экспромте затрагиваются сразу две темы: "Источники вдохновения для поэта" и " Не сотвори себе кумира". Вторая тема плавно переходит в проблему.
Почему же в проблему? И возможно ли такую серьёзную тематику осветить без предварительного обдумывания? Безусловно, эти вопросы волновали и продолжают волновать поэта.

Но недаром Ефим Ташлицкий назвал стихи экспромтом: был такой побуждающий толчок к его написанию. "Из великих миров ты пришла незнакомкой, как тайна,от далёких созвездий лежал неосознанный путь..." Что и говорить...завораживает с первых же слов. Уж не марсианская ли Аэлита явилась поэту? Аэлита - в переводе с вымышленного марсианского языка означает "видимый в последний раз свет звезды". В последний раз... А поэт снова и снова помещает свой экспромт на своей странице в ОК. Значит, явление " незнакомки" не единичный случай, а некоторое постоянство.

А что же это за "великие миры", из которых явилась тайна в женском облике, причём случайно, ведь путь её был "неосознанный".Наивно было бы полагать, что к поэту на самом деле прилетела инопланетянка. Всё, на самом деле, куда реальнее и прозаичнее. Но эта прозаичность не лишена романтичного налёта, что и позволяет ей вылиться в поэтическую форму: " идеальная быль, освещённая яркою гаммой".
"Великие миры" - это сочетание слов здесь имеет два значения. Одно из них - это другие государства, регионы, материки, которые своей отдалённостью, а для некоторых и вообще недоступностью, подобны далёким созвездиям.
Но основное значение - это великие по своему достоинству, выдающиеся по своей неповторимости и непостижимости, миры женских душ и невыразимая прелесть, очарование всего женского естества: "На красивом лице замирала гармонии суть..."

Пока жив род человеческий, мужчины всегда будут восхищаться и вдохновляться женской красотой. Это вовсе не означает, что всё мужское племя состоит из ловеласов, теряющих разум от женских "удивительных взоров случайных". Можно быть примерным семьянином и любить свою спутницу жизни, но ведь глаза мужские так устроены, что они всегда отмечают женский "образ живой". И не имеет значения, где этот образ запечатлён: " на чудесном холсте", на фотоснимках, на мониторе или экране телевизора.

В царстве поэзии любовная лирика занимает достойное место. И невозможно писать стихи о любви к женщине, не имея в сердце своём женский образ. У поэтов одарённых, настоящих мастеров слова, образ этот со временем приобретает идеальные, обобщающие черты, вмещая в себя всё многообразие женских лиц и разноплановость характеров.
Ефим Ташлицкий пишет: "Обрету я тебя, спрячу в сердце своём голограммой". Но прежде чем "спрятать в сердце" некий женский образ, надо "насытиться чудом на век". А для этого надо иметь его перед глазами, чтобы в полной мере насладиться чудесными лепестками губ, изгибами бровей, нежным овалом лица, цветом глаз, волос и прочими женскими прелестями.То есть поэт должен иметь перед собой целую портретную галерею.
Только тогда "придёт...вдохновения сказочный бег!", когда поэт вдоволь налюбуется разнообразными взглядами: и "в стиле ретро", и кокетливыми или задумчивыми, лукавыми или мечтательными, задорными или серьёзными - ведь все эти взгляды "совмещены с самою судьбой", женской судьбой.

А в чём же здесь проблема? Ни для кого не секрет, что любую информацию женщины воспринимают более эмоционально, чем мужчины. А если такая эмоциональная, да ещё и романтическая личность начинает читать этот экспромт...О-о-о!..я просто слышу, как взволнованно начинает биться её сердце: а вдруг это о ней пишет поэт?! Женская логика отлична от мужской, а женские фантазии так масштабны... А тут струна души поэта звучит в унисон с женской...
Сочетание слов в стихах у Ефима Ташлицкого таковы, что их мягкая красота и, в то же время, страстная сила настраивают читающих на определённый лад, темп, идею, заданные поэтом и подчиняющие своеобразию его мышления.

Завораживая читательниц своим необычным поэтическим слогом, изысканной лиричностью, имеющей свой вкус и тональность, поэт подвергает себя опасности стать кумиром для восторженных поклонниц.
А разве это плохо? Но от поклонения до фанатизма один шаг. А женщины склонны создавать нимбы. Мир для них вдруг расцвечивается яркими красками, наполняется смыслом. И однажды стирается эта тонкая грань между поклонницами и фанатками. Любовь к поэзии переносится на самого поэта.
Фанатизм как явление опасен для обеих сторон. Навязчивое внимание к объекту поклонения раздражает сам объект. Но что делать, если известные люди всегда на виду.

Существует такое мнение, что таланты относятся к своим поклонникам как к одному из атрибутов своей работы, как дворник к метле. Может, дворник и вдохновляется метлой, но такое грубое сравнение никак не соотносится с поэтом Ефимом Ташлицким.
Таланты не могут существовать без поклонников. Ведь творчество не существует исключительно ради творчества. Поэт стремится донести свой взгляд на мир остальным людям. Вкладывая в стихи свою психическую энергию, щедро делясь ею с читателями, поэт одновременно вдохновляется ответным пониманием.

Но как отрезвляющий холодный душ звучат слова: "Но - меня не люби, понапрасну сердечко заноет..." Это "НО" возвышается крутой скалой в начале 4 строфы. Оно не объединяет предыдущую 3 строфу, где всё так ярко искрится "голограммой" и предвещает некую сказку, наполненную сердечными признаниями. Наоборот, это "Но" предостерегает, призывает опомниться и отделить любовь к искусству от любви к источнику.
И хоть ангелы целуют в темечко Божьих избранников, сообщая этим поцелуем дар Божий, гениальность не даёт право на святость или ангельский чин в земной жизни.
Вспомнились слова современного поэта и писателя Аль Квотиона: " Поэт - это только со стороны красиво... Поэты - люди сложные, люди внутренних конфликтов. И жить с ними сложно".
А в своём экспромте Ефим Ташлицкий сравнивает себя с ветром, явлением непостоянным и мятущимся: "Я как ветер живой, то шепчу, то кричу, то лечу".
Сравнивая себя с "непрошенным ангелом", поэт побуждает нас задуматься: кто же рад непрошенным гостям? Да это смотря какой гость. Если это ангел, воплощающий в себе нежность, доброту, кротость, то такому гостю женская душа всегда рада.
И хоть гении, увы, не ангелы, но творчество их действует оживляющим эликсиром. Поэт, как всегда, оказался прав.

Так что же делать многочисленным " инопланетянкам", вдохновляющим поэта на творческие озаренья? Любить - не любить? Принимать близко к сердцу кочующего, подобно облаку, гостя - не принимать?
Ответ очень прост. Надо не создавать ореолы непогрешимости и совершенства, а поднять голову и посмотреть на небо. Обожаемый поэт - это безграничное, недостижимое небо, а творчество поэта - это радуга. И небо, и радугу все могут созерцать беспрепятственно.
А может, наоборот? Поэт - радуга, а его творчество - небо? Но ещё древние сравнивали женское начало с землёй, а мужское - с небом.
Небо может быть хмурым или безоблачным, звёздным или грозовым - как и всякий мужчина. А вот радуга - она, как и поэзия,олицетворяет все краски жизни, показывая единство в их разнообразии, и тем самым являясь символом утешения, и даря радость тем, кто вглядывается в небеса.

Елена Зигаленко   03.06.2016 21:48     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →