Неуёмные сомнения 2007. 19
Кому: Алла Гозун
Дата: 26 Сен 2007 01:36:59
Тема: Неуёмные сомнения.
Сегодня опять была на море.
И опять Одинокая Цапля молчала рядом со мной.
Перечитывала Т.Манна "Смерть в Венеции", а потом
взялась за статьи и, конечно, в первую очередь
ухватилась за статью о Чехове.
Сомнения свои посылаю Вам. Что Вы думаете о
"формировании содержания формой"?
Судя по себе, могу сказать, что нынешняя моя
физическая форма, конечно, определяет и
содержание моей жизни.
В "Смерти в Венеции" меня задела фраза о том,
что Ашенбах "сумел благодаря характерному, очень
индивидуальному ЧЕКАНУ своего письма очень рано
занять видное общественное положение".
"Благодаря характерному чекану письма".
Да, действительно, его "чекан" в читающем мире
узнаётся сразу "внушает доверие широкой публике
и вызывает восхищённое, поощрительное участие знатоков".
Значит, стиль узнаётся, как голос - бас Шаляпина или
контральто Обуховой. И если слышишь их голоса, то
сразу предполагаешь и то, "чтО" они поют.
Или, например, моментально узнаёшь музыку Вагнера -
с любого места в любой опере.
То есть, конечно, здесь важны не столько качества
голосовых связок, но и краски голоса и духовный масштаб
певцов, но всё равно - сам голос во всей его совокупности
вызывает доверие и восхищение.
Ровно звучащий на одной ноте самый прекрасный голос
мы слушать не будем, он - как бы формообразующий
материал, который создаёт произведение наравне, а я
сейчас склонна думать, что и в большей степени, с
содержанием.
Это старинный мой вопрос, который в первую очередь мне
всегда хотелось понять: "КАК это сделано?"
И вот Томас Манн в самом деле всю жизнь пользуется
одним "чеканом", особенно в его романах.
Да и в статьях, и в письмах. Письма его написаны
конкретным людям, но как будто в расчёте на то, что
когда-то опубликуются.
И это так у всех писателей - ведь вот, например,
Салтыков-Щедрин тоже имеет очень характерный чекан.
И мне сейчас кажется, что сам этот чекан, голос, во
многом определяет его содержание. Как говорил Сорин из
"Чайки" - "голос у него сильный, но противный".
Всё это, конечно, не ново, просто я вчера прочитала
статью Манна о Чехове и очень удивилась некоторым
вещам.
"Не обманываю ли я читателя, - спрашивал себя Чехов, -
не зная, как ответить на важнейшие вопросы?"
Наши русские вопросы нам известны, но в Европе
часто "подтрунивают над безграничной страстью русских к
бесплодному философствованию и спорам".
То, что они называют бесплодным философствованием, для
нас задача номер один.
А Чехов, по мнению Т.Манна, излишне скромен.
Это чрезвычайно привлекательно, но не внушает миру
почтения, "ибо наше представление о нас самих
отзывается на представлении, которое другие составляют
о нас".
И вот ему - Чехову - казалось, что "его работа в
области литературы требует дополнения в виде
энергичной общественно-полезной деятельности".
Литература - любовница, а медицина - законная жена.
Обе они требовали большой работы, "и он проделывал
эту героическую работу, не переставая сомневаться в
её смысле, испытывая постоянные угрызения совести
оттого, что ей недостаёт центральной "общей идеи",
что на вопрос: "Что делать?" - у него нет ответа, и
что он вопрос этот бездумно обходит, описывая одну
только неприкрашенную жизнь".
"Мы пишем жизнь такою, какая она есть, - говорил он, -
а дальше - ни тпру, ни ну" и "чем талантливее
художник, тем страннее и непонятнее его роль".
И вот дальше эта странная формула у Т.Манна -
"ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО ПОСТОЯННОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ ЭПОХЕ ПО МЕРЕ
ОВЛАДЕНИЯ ИМ МАСТЕРСТВОМ ФОРМЫ".
По мере овладения мастерством формы.
Выходит, что у Чехова менялся взгляд
на мир из-за того, что он стал лучше писать?
Т.е. форма диктует содержание?
"...следовательно, - констатация связи между эстетикой и
этикой, ибо она, эта связь, и сообщает ТРУДОЛЮБИЮ
ИСКУССТВА достоинство, смысл и полезность".
Понравилось Манну выражение "почтенная бессонница"
из рассказа "Случай из практики".
И вот итог статьи - Чехов с иронией относится к
бесперспективности жизни, но "...продолжаешь
работать, выдумываешь истории, придаёшь им
правдоподобие и забавляешь мир в смутной надежде,
в чаянии, что правда в весёлом обличье способна
воздействовать на души ободряюще и подготовить мир к
лучшей, более красивой, более разумно устроенной
жизни".
Меня удивило такое понимание Чехова писателем,
который много учился у русской литературы,
правда, у других учителей. И это всё, что он
может сказать о Чехове?
Когда я прочитала Коле то, что я написала, он сказал,
что, наверно, где-то Манн прав о мастерстве формы и
влиянии его на содержание - например, довольно путаная
и сумбурная пьеса "Леший" и позднейшая её переработка -
"Дядя Ваня". Он ещё собирается написать сам о
сопоставлении "Чайки" и "Каштанки" .
А всё-таки осень - хорошая штука!
Осенние встречи.
Надо встречаться осенью, а расставаться весной.
Т.
От кого:Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 26 Сен 2007 20:50:33
Тема: Re: Неуёмные сомнения.
И вот дальше эта странная формула у Т.Манна -
"ДЛЯ ЕГО РАЗВИТИЯ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО ПОСТОЯННОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ ЭПОХЕ ПО МЕРЕ
ОВЛАДЕНИЯ ИМ МАСТЕРСТВОМ ФОРМЫ".
По мере овладения мастерством формы.
Выходит, что у Чехова менялся взгляд
на мир из-за того, что он стал лучше писать?
Т.е. форма диктует содержание?
Т.
А как же иначе?!
Ведь меняется не только взгляд на мир - меняется человек,
его физиологическое состояние, скорость биохимических процессов,
утихают гормональные всплески и пр., и то, что раньше казалось
самым главным, сегодня теряет свою привлекательность.
Сумбур Лешего становится Дядей Ваней, бурлящие лицейские стихи
завершаются просьбой покоя, и при всем этом сохраняется этот
самый "чекан", позволяющий нам узнать перо гения всего лишь
по одной стихотворной строке или по отрывку прозы на вырванном
из книги листке, который мы нашли в парке на скамейке, и это
узнавание волнует нас словно свидание с юношеской любовью.
- Эк, куда меня затащило!
Вчера вечером думала о том, что пора бы начать печатать
нашу переписку. Не всю, конечно, но выбранные места.
Взять хотя бы это сегодняшнее письмо -
ну не грех ли предавать его " льду забвения"?
Не лучше ли растопить печку и расстелить постель?
Шутка.
Обожаю Каштанку. Как-то взялась перечитать и как будто
вернулась в мир детства, мир, который находится в ином
измерении; и я вдруг почувствовала себя необыкновенно
счастливой - как будто вся жизнь впереди, бесконечно
длинная и прекрасная жизнь.
Помню, что в детстве чтение этого рассказа было связано
у меня с запахом столярного клеями, запахами цирка, мне
казалось, что это я прячу про запас недоеденную косточку,
это я в дикой панике бегаю по темным улицам, я кувыркаюсь
на арене цирка и леденею от страха в темной комнате рядом
с умирающим гусем.
Помните у Пруста - эта знаменитая история с пирожным "мадлен"?
Вкус пирожного вызывает у него состояние блаженства, которое он
испытывал в детстве, когда приходил в гости к своей тетушке,
и она угощала его этим пирожным.
Вопрос.
- Что же происходит?
Ответ.
- Воскрешение прошлого через совпадение непосредственного
ощущения и бессознательного воспоминания.
А.
Свидетельство о публикации №111032606150