Сказочный мир Федоскино, Снегурочка
Олег Шапкин Снегурочки
Русское народное искусство подарило миру по-настоящему уникальные вещи - это лаковые живописные миниатюры. Все начиналось с обыкновенных художественных лакированных шкатулок еще в XVIII веке. И способствовала этому мода нюхать табак: в это время в Московской и Санкт-Петербургской губерниях появляется до десятка художественных мастерских по изготовлению лакированных табакерок из папье-маше (в переводе - битая, жеваная бумага). Основой для изготовления изделий из папье-маше служит картон, нарезанный на полоски определенной толщины и ширины, и затем склеиваемый по определенной технологии. Далее делается форма, все шлифуется, грунтуется и затем на поверхности выполняется живописная роспись. Далее изделие с живописью покрывается несколькими слоями лака.
Таким способом, кроме шкатулок, постепенно начинают изготавливать и оформлять портсигары, коробочки, спичечницы, шахматные столики, пудреницы, броши и многое другое. Искусство русских художников-миниатюристов формировалось под воздействием русской традиционной живописи XVIII-XIX веков и в то же время под влиянием декоративных народных традиций. В 1910 году была организована "Федоскинская артель живописцев" - Федоскино. В 1923 году на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке федоскинская артель удостаивается диплома первой степени за свои лаковые миниатюры. В настоящее время в Федоскинском промысле сохранились традиции миниатюрного портрета и пейзажа: чаще всего, создаются композиции на современные бытовые сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты. Представленная ниже галерея демонстрирует современные работы русских мастеров: их шкатулки, броши, миниатюры пользуются необыкновенным спросом за рубежом, у нас же... ну разве что у ценителей. Может причиной тому очень высокая цена на эти произведения искусства?
Тихие провинциальные города России часто являются настоящими сокровищницами русской культуры. Небольшие краеведческие музеи хранят бесценные коллекции живописи и скульптуры, сберегают для нас имена тех, кто уже может быть уже и почти забыт. Старый городок Шадринск в Курганской области известен всему миру и благодаря собрание картин русского живописца Федора Андреевича Бронникова (1827-1902), "шадринского уроженца, европейской известности". Это самая большая коллекция картин художника - более 300 полотен, множество эскизов и зарисовок, дневники и фотографии были завещаны родному городу самим Ф.А. Бронниковым. Другие же его картины хранятся в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее в Москве, в Перми и Саратове. Большое количество работ художника в настоящее время находится в государственных и частных собраниях Италии, Дании, Англии и в частных коллекциях Филадельфии, Нью-Йорка. Но большинство из них, к сожалению, неизвестно российскому зрителю.
Бронников Ф.А. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу 1869
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Почему же так произошло? Это связано скорее всего с тем, что сам художник с 27-летнего возраста постоянно проживал за границей и там создал большую часть своих живописных работ. Но его связь с Россией была постоянной и неразрывной. Да и как может быть иначе, если родился и вырос он именно здесь, в семье шадринского иконописца. Помогая отцу растирать краски, мальчик постепенно увлекся рисованием и в шестнадцать лет фактически повторил поступок М.В. Ломоносова, отправившись с попутным обозом в Санкт-Петербург, мечтая поступить в Академию художеств.
Прощай зима, и здравствуй,Солнце.
Открыто засветло оконце.
Прощаюсь с Вами наперед,
Пусть Дед Мороз к себе возьмет.
А Вы - понежтись теплым летом.
Пока. Снегурочка. С приветом!
Свидетельство о публикации №111032603457