Вышла 8-я книга Сундучок воспоминаний 2011

Вышла 8-я книга Сундучок воспоминаний. Предисловие. Содержание.
Александр Раков

                КЛЮЧИ ОТ «СУНДУЧКА»
У каждого из нас, дорогой и многоуважаемый читатель, если пристальней вглядеться, обнаружатся две биографии – внешняя и внутренняя. Внешняя биография легко обозрима: родился… учился… женился… трудился… (с небольшими вариантами). Но помимо этой, документально подтвержденной, оболочки существования, в каждом стру-ится «подводное течение» жизни потаенной, заповедной, скрытой от посторонних глаз. Среди повседневных забот, в стремительно убыстряющемся круговороте дел мы все равно успеваем, подчас нежданно-негаданно, вспомнить какого-то человека или событие и погрузиться в размышления о нем, о себе.

С покаянным стыдом вдруг отчетливо представляем вроде бы забытый и поросший быльем проступок.  Иной раз пытаемся кусать локти от совершенных ошибок, которые уже не поправить. Или же с растроганной благодарностью созерцаем какой-нибудь светлый миг в своей жизни, что-то очень хорошее, бережно хранимое в тайниках сердца. Если наше сердце верующее, то под напором внутренних движений памяти оно неизбежно начинает молиться – молитвой благодарственной, или покаянной, или просительной. Мы несем в себе все свои возрасты, мы включаем в бездонную сердечную клеть образы всех неслучайно встреченных на жизненном пути людей. В наших душах то и дело воспаляются рубцы от понесенных потерь. Как говорили древние, «все мое ношу с собой». Или, как утверждается в одной славной песне, «мои года – мое богатство».

Автор книги, которую Вы сейчас раскрыли, дорогой читатель, готов всем своим накопленным богатством щедро поделиться. С широтой истинно русской натуры он распахнул перед нами весьма весомый «сундучок», до-верху наполненный воспоминаниями, мыслями, переживаниями, драгоценным жемчугом жизненного опыта – бери на здоровье, сколько сможешь вместить, сколько способен унести. Вынимай, что придется по душе, из лю-бой «укладки» – и верхней, и средней, и донной. Прими от чистого сердца, да еще и с верхом .От этого хозяину «сундучка» одна радость и ду-ховный прибыток, ведь старинная мудрость гласит: «Что ты спрятал – то пропало, что ты отдал – то твое».

Зовут этого неуемно щедрого человека Александр Григорьевич Раков. Он известен в городе на Неве и далеко за его пределами как редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» и четырех ее дочерних изданий. Непостижимо, как при таких нагрузках он ухитряется писать и выпускать книги – чуть ли не по одной в год! Возможно, дело тут в его очевидной пассионарности и в молитвенной поддержке духовника, протоиерея о. Иоанна Миронова.
«Сундучок воспоминаний» – восьмая книга А. Г. Ракова, написанная в изобретенном им жанре былинок. Мне уже приводилось делиться своими размышлениями об особенностях этого жанра в рецензии на предыдущую книгу со светлым названием «О жизнь, нечаянная радость» и в предисловии к книге «На милость дня…», удостоенной в 2009 году Шолоховской премии.

Коротко повторю свои мысли. Былинки, в соответствии с их названием, невелики и скромны, но они драгоценны тем, что вырастают из глубоких пластов той внутренней биографии души, о которой говорилось вначале. В былинках нет ничего нарочито придуманного – ведь они связаны с былью жизни, ее правдой. Однако при всей безыскусности, органичности этого жанра он требует немалого писательского опыта и мастерства, соединенного с живой болью сердца.

Итак, быль и боль – это именно то,  что жизненно необходимо былинкам и без чего они не могут существовать.
В книгах Ракова, составленных из рвущихся на Божий свет впечатлений, переживаний, воспоминаний – спонтанных и свежих, предельно искренних в своей исповедальной смелости – раскрывается неповторимая, очень своеобразная личность автора. И в то же время, при всей своей уникальности, былинки универсальны, поскольку выросли на почве нашей общей исторической судьбы, совместного опыта всенародных бед и побед, схожих реакций на происходящие ныне события и перемены. Да и внутренние, духовные проблемы у нас общие, поскольку принадлежим мы одному грешному человеческому роду. Трудная работа совести, которая ведется в каждой книге былинок, может оказаться для читателей по-хорошему заразительной, дать толчок для цепной реакции добра в человеческих душах. Во всем  сказанном можно увидеть живые проявления соборности – коренного начала русской духовности, истории и культуры.

В книгах Ракова присутствие соборного начала особенно ощутимо благодаря тому, что каждая былинка, помимо авторского текста, обязательно несет в себе стихотворные строки известных, а чаще малоизвестных поэтов. Эти строки, мастерски подобранные и бережно присоединенные к прозаическому тексту, приподнимают его над земными реалиями, увеличивают объем мысли, наделяют новыми богатыми и свежими красками, заряжают большой эмоциональной энергией. Эрудиция А. Г. Ракова в области современной отечественной поэзии поистине огромна. Вполне закономерно, что его последняя книга «Сундучок воспоминаний», которую вы открыли, дорогой читатель, посвящена забытым талантливым русским поэтам. Благо-родная цель автора – познакомить читателей с их  творческими открытиями, увековечить в памяти их имена, привить навык и вкус к чтению стихов. Поэтому представленная вашему вниманию книга, как и другие собрания былинок, осуществляет еще и просветительскую миссию. Автор выступает словно бы в трех лицах: не только как самобытный талантливый писатель, но и как очень внимательный и благодарный читатель, и как составитель-просветитель.

В «Сундучке воспоминаний», например, приведен  полный текст «Баллады о прокуренном вагоне» А. Кочеткова. Многие из нас эту балладу не читали и знают из нее лишь хрестоматийную строку «С любимыми не расставайтесь…» Баллада по-настоящему потрясает своей пронзительной нежностью и трагической силой. Но Раков не ограничивается только публика-цией малоизвестного стихотворения. Он приводит рассказ жены поэта об истории его создания, и этот рассказ поражает воображение не менее, чем поэтический текст: оказывается, трехдневная отсрочка разлуки двух любящих людей, осуществленная по обоюдному согласию, спасла поэта в 1932 г. от неминуемой гибели, поскольку он сдал свой билет на поезд, который «нечеловеческой силой» был смят, превращен в обломки в страш-ной железнодорожной катастрофе.

Читатель найдет в «Сундучке» А. Ракова и сведения о жизни и творчестве Николая Зиновьева, одного из лучших поэтов современности, наследника тютчевской традиции в создании афористически лаконичных и философски емких строк о России, ее великой крестной судьбе. Немало таких строк с ювелирной точностью, словно драгоценные жемчужины, вставлены в былинки Ракова. И другие поэтические строки-самородки, отшлифованные в мастерских ныне живущих и уже ушедших поэтов (в книге насчи-тывается 286 имен!), одна за другой вкрапляются, бережно вводятся в авторский текст. Особое внимание автор книги уделяет трагическим судьбам поэтов.

Ведь это правда: «поэт в России больше, чем поэт». Вот, наверное, почему не просто поэтическое, а пророческое слово, написанное кровью сердца, у нас нередко оплачивается жизнью. В книге приводятся некоторые малоизвестные широкому кругу читателей сведения об обстоятельствах гибели Н. Гумилева, С. Есенина, М. Цветаевой, Н. Корнилова и других больших поэтов XX века.

Надо сказать, что в последней книге расширены границы жанра: наряду со стихами используются различные прозаические формы – отрывки из интервью, газетных статей, читательских писем. Приводятся даже копии документов. Кроме того, в «Сундучок» включены некоторые наиболее близкие автору рассказы Ю. Бондарева из книги «Мгновения». Причем и они, по законам жанра былинок, снабжены родственными поэтическими строками, против чего глубокоуважаемый современный классик великодушно не возражал. Но все-таки кажется, что в данном случае нарушение цельности авторского текста не всегда оправдано и необходимо.

Вообще иной раз возникает опасение, что маленькие былинки могут не выдержать груза все новых и новых поэтических и прозаических дополнений. Однако, смотришь, – нет, ничего: порой с трудом, но выдерживают. Понятное дело, автору бывает трудно остановиться: вот еще и эти строки  замечательно точно подобрались, и этими хочется обогатить, расцветить тему, и этим перлом нужно поделиться с читателем, а уж от этого и совсем жалко было бы отказаться…

Однажды Ф.М.Достоевский (имея в виду и себя самого, и каждого из нас) изрек замечательную полушутливую, полусерьезную формулу: «Широк русский человек, я бы сузил». Но ведь только сузишь, введешь в необходимые рамки  – а человек, глядишь, став узким, перестал быть русским. Так что пусть уж «Сундучок» распирает от помещенных в него вещей и вещиц – подобного богатства и разно-образия добротной поклажи в иных местах ведь и не сыскать…

Расширение жанровых границ – не единственная особенность последней книги А. Г. Ракова. Гораздо важнее выбор тем. Иные из них традиционны, и в новой книге продолжается их разработка и развитие. Это, например, увлекательные рассказы о разных географических точках, в которых автору довелось побывать. В «Сундучок» попали впечатления о недавней поездке в Париж и стихи современных поэтов, посвященных этому удивительному городу, который принимает каждого как своего, и каждому щедро дарит все новые чудесные открытия, покоряя  и притягивая своим неповторимым обаянием. Однако мало кто знает, что в России, в Челябинской области, на дороге между Магнитогорском и Челябинском, есть село… Париж. Читатель извлечет из  «Сундучка» сведения, почему оно так названо и чем интересно.

Как и в прежних собраниях былинок, в новой книге можно найти живые и яркие воспоминания автора о детстве, о последующих жизненных этапах, а также связанных с ними событиях и людях. Но нельзя не отметить, что в данном издании наиболее пристальное, глубокое внимание уделено старости, ее нешуточным проблемам. Тут, прежде всего, одиночество и одна из самых болезненных его примет – частое и неизбежное непонимание со стороны молодых, даже самых близких людей. Тут и необходимость смиряться с разными немощами, и новое ощущение бытия, и осознание стремительно уходящего времени. Но этот возраст увенчан царственной мудростью, отмечен стремлением завершить что-то важное, как можно больше отдать, оставить после себя. В книге справедливо говорится о том, что старость –  это возраст небывалых творческих возможностей, когда душа, освобожденная от земных страстей, оказывается способной к высокому, могучему и смелому полету. Поистине, жизнь, чем дальше, тем интересней, если она правильно идет.

Необходимо добавить, что не только у людей преклонного возраста, но, пожалуй, у всех в наши дни возникает чувство ускорения времени и стремительного приближения человечества к какому-то краю. Это ощущение с большой силой отражено в последней книге Ракова. В ней показано, что происшедшее еще вчера, сегодня уже кажется далеким прошлым, становится воспоминанием, поскольку вытесняется новыми спрессованными событиями, навалившимися проблемами и бедами – «как из прорвавшейся сумы». Землетрясения по местам, извержения вулканов, потоки бешеной воды или селей, сметающие все на своем пути, удушающая жара и пожары, ледяные дожди, небывалые по интенсивности снегопады, едва ли не ежедневные сводки о крушениях воздушных лайнеров, об авариях на дорогах, техногенные катастрофы, террористические акты в разных точках планеты…
 
Автор с предельной честностью говорит обо всем этом, и не только говорит, но стремится осмыслить. И здесь проявляется новая грань изобретенного им жанра былинок. Былинка беззащитна и хрупка, как все живое. Ибо «жизнь человека как трава: пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не помнит его» (Пс. 104).И оттого жизнь требует особо бережного к себе отношения, особой ответственности. Нельзя прятать глаза и совесть от чьей-то боли и беды – завтра они могут постичь и тебя. Из книги в книгу автор бередит наши души, вызывая в них покаяние и сострадание.

Вот и здесь, в этом издании, очень сильные страницы по-священы, например, «параллельному миру» бомжей. Назван конкретный адрес, по которому можно оказать помощь замерзающим людям. Как и в прежних книгах, с исключительной любовью, пониманием и состраданием рассказывается о животном мире. Некоторые страницы невозможно читать от боли за тех, кто доверился человеку и кому человек нередко отвечает вероломством и запредельной жестокостью. При чтении этой книги возникает и усиливается чувство личной причастности к общечеловеческой вине, уже перешедшей все границы, вызывающей ответную грозную реакцию изнемогающей и возмущенной природы, когда, как справедливо отмечает автор, аномальные явления становятся нормой.

Итак, вышла в свет уже восьмая книга былинок. Восемь – это особое, сакральное число – число Христа. Восемь – число символическое, связанное с выходом за пределы земных измерений, несущее в себе образ Вечности. Все, о чем идет речь в настоящей книге, – даже самые острые современные события и вопросы, самые новые, небывалые явления  –  рассматривается автором с христианских позиций. И на лучших, драгоценных страницах книги есть отблеск Вечности. Этот благодатный отблеск находим мы в мудрых, исцеляющих и возвышающих душу словах духовного отца автора протоиерея Иоанна Миронова, в дивных размышлениях архимандрита Амвросия (Юрасова) о монашеском счастье, его связи с Небесным Царством и  Крестом. Этот отблеск с особой силой проявляется в воспоминаниях о приснопамятном митрополите Иоанне (Снычеве), его духовных поучениях.

Митрополиту Иоанну посвящен целый раздел в «донной укладке» книги, и этот раздел  – сокровище поистине безценное. Автор книги в  данном случае смиренно самоустраняется, позволяя в полной мере звучать любящему отцовскому голосу всенародного Архипастыря. Авторское начало проявляется  только в выборе статей, выступлений и изречений митрополита Иоанна, наиболее насущных для нас сегодня, дающих необходимые ориентиры для понимания современных событий, укрепляющих в чистоте православной веры.

Там же, на самой глубине «Сундучка воспоминаний», помещена и удивительная поэма «Русский крест», в которой с огромной художественной убедительностью подтверждаются слова еще одного великого и прозорливого старца, недавно почившего: «В зримом умирании России начинается незримое ее воскресение». Да будет так.
Ольга Борисовна Сокурова, кандидат искусствоведения, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета.

  ВОТ, ДОСТАЛ ИЗ СУНДУЧКА
I. Вводные слова — О.Б.Сокурова.Ключи от "Сундучка"...................... 8
II. Зачало
Возьми, поэт, перо, возьми листок бумаги................................18
III. Укладка верхняя
1. Жизнь — переменчивое чудо ................................................24
2. Пока жива, с тобой я буду ..................................................27
3. Оглянитесь, чада мои бедные ...............................................33
4. «Христос Воскрес!» — всего два слова ...................................38
5. Живёт он — печальник — не зная… ......................................46
6. Лето красное приспело ......................................................55
7. Распинают пионеры дворового кота .....................................65
8. Незнание порождает страх ...................................................71
9. Нам смерть прорезает голос неизведанной чистоты .............87
10. Я старик, не вышла сказка .................................................91
11. В том краю, в ночи лесоповала ...........................................96
12. Мни, что ничего не изменится. Грезь .................................105
13. Счастье монашества .......................................................109
14. Вся тварь к спасению стремится .......................................116
15. Он вырастал послушным, нежным, кротким ......................123
16. Мама — праздник жизни на земле .....................................126
17. Суеверие — вера безбожия ................................................132
18. Кому позор, кому безславье, а кому безсмертие .................137
19. Улитка тоже слышит Бога ...............................................147
20. Отцы всё чаще к нам приходят ..........................................153
21. Кошки когда умирают, — становится пусто ........................161
22. Был внизу Париж — столпы и крыши ................................168
23. Черта горизонта в тумане пропала ....................................181
24. Заблудился заезжий юноша ..............................................191
25. Ах, какая она недотрога! .................................................195
26. Пол — значит половина ....................................................211
IV. Укладка средняя
27. Что будет там, за смертной гранью? ...................................223
28. Вот и лето прошло ........................................................232
29. В платье из чужого флага ходит Родина моя .......................241
30. Души за други своя по заповеди положили .........................255
31. Среди первых гвардейцев ..................................................263
32. Шла, пошатываясь от голода ..............................................273
33. Мы вдали телевизор смотрели ...........................................275
34. Три недели мытарились, что ни день, то допрос .................283
35. Удивительные люди: позабыли имена ................................292
36. За ювенальною чертой не достучаться до ответа ................302
37. О чём деревья просят нас .................................................309
38. А всё же «Грачи прилетели» ...............................................317
39. Наши погостики лёгкие, милые .........................................332
40. Гармония не стоит свеч! Нас потрясли другие ритмы!...........242
41. Шумело море. Читали Грина ..............................................347
42. Только в снах, бывает, плачу я на русском языке .................359
43. И невозможен путь обратный ............................................377
44. «Рассказы сведущего человека» ..........................................388
45. Богом нам даны они в награду ...........................................392
46. Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта! .................405
V. Укладка донная
47. И только б не забыть слова ...............................................425
48. Лирик я, лирик по сути ...................................................431
49. Болью за честные строки платил ........................................439
50. У меня нашёлся сын .......................................................444
51. Хочет женщина быть любимой ..........................................446
52. Сердце ищет глупых земных примет ..................................454
53. Был тут город всем привольный ........................................462
54. Ни Божьего, ни людского суда они не боятся ......................467
55. И девчонка с косичками – глупость ....................................475
56. Засохший лист в Писании лежит .......................................477
57. Отцу Иоанну Миронову в день тезоименитства ..................480
VI. Закатилось наше ясное солнышко ............................489
VII. Русский крест
Глава 1. Ровно в полночь, торопливо… .....................................574
Глава 2. Льётся время… Век двадцатый… ...................................576
Глава 3. Средь густых лесов посеян… ........................................577
Глава 4. В каждый храм, при построенье… ................................581
Глава 5. Над остывшею землёю… .............................................582
Глава 6. Дня на три, иль больше даже… .....................................584
Глава 7. Сколько странников ходило… .....................................587
Глава 8. В ноябре, на Златоуста… .............................................591
Эпилог. По весне, лишь снег растаял… .....................................593
VIII. Из заключения .....................................................596
Список поэтов, стихи которых использованы в книге - 286 поэтов, 414 стихов и отрывков
Вы можете приобрести книгу в редакции газеты по адресу: 190005, СПб, Измайловский пр., д.2А, пом 71, тел.(812)335-36-22 pravspb@yandex.ru


Рецензии