Библиотекарь или Тетя Наташа

В нашей  школе была большая библиотека. Мы любили бывать там каждый день. Заходили не всегда  для того, чтобы книжку поменять. Просто каждому хотелось еще и еще раз походить между стеллажами книг, провести рукой по многочисленным разноцветным корешкам, потрогать или подержать в руках книжку, чтобы представить, о чем она расскажет, когда ты возьмешь ее в следующий раз. В следующий, потому что на руках у нас всегда была книжка, которую нужно было прочитать, чтобы взять другую.
Много лет прошло с тех пор. Я иногда задумываюсь и не нахожу ответа на, казалось бы, простой вопрос: почему сейчас дети так мало читают? Да что мало! Вообще не читают! Если только то, что требуется обязательно прочесть по программе, написать сочинение и сдать экзамен. Если бы не экзамены, читать и вовсе ничего не нужно было. Ну, выучил ты материал по химии, физике, биологии, ну написал контрольную очередную по математике, с диктантом справился кое-как – и хватит! Читать там что-то – да где же время на это еще взять?!
А мы читали. Сейчас говорят, что программа стала сложнее, что нагрузка ложится на учеников большая. Неправда. Просто мы много читали, а нам все  казалось, что мало. А ведь кто много читает – грамотнее становится, память развивает. Писатели-классики советуют:
-Читайте! Перед вами откроется мир заманчивый и удивительный! Пусть не одного дня не будет, чтобы вы не прочли одну страницу книги!
И мы читали. А то, что приходили в библиотеку для того, чтобы просто походить между стеллажами и не брали книгу – не успели прочитать очередную. В нашей  школьной библиотеке много лет  работала тетя Наташа – человек начитанный, любящий свою работу и очень требовательный. Она знала всех учеников по именам, класс, в котором они учатся, и какие книги любят ребята читать. Мы не могли просто так  забежать в библиотеку на перемене, сдать прочитанную книгу, взять другую – неважно какую – подойти к тете Наташе, записать ее и отправиться на урок. Тетя Наташа не любила этого. Она требовала, чтобы ребята приходили в библиотеку только  после занятий, книгу приносили в отмеченный день и, прежде чем вычеркнуть ее и предложить пойти выбрать другую, беседовала с читателем. Ей нужно было знать, прочитал ли ребенок эту книгу, о чем она, понравилась ли, требовала запоминать автора.  Читатель мог попасть впросак только один раз: если кто приносил книгу и заявлял, что прочитал ее, но  после беседы выяснялось, что он ее не читал – уходил домой с этой же книгой. В следующий раз пересказывать содержание книги он готов был с порога. И никогда больше не приходил, не прочитав книгу. Тетя Наташа не просто требовала, чтобы ей пересказали содержание книги. Она, слушая посетителя, уже знала, какую книгу порекомендовать для прочтения в следующий раз.
Шли годы. Мы подрастали, менялись наши интересы, а  тетя Наташа все равно  знала, что нам посоветовать, о чем спросить. Привыкли мы  к ней. Привыкли видеть ее в школе, привыкли к тому, что библиотека всегда открыта,  и что строгая  тетя Наташа встретит нас и поможет в выборе нужной  книги.
  Но однажды все закончилось. Не пришла на работу наша тетя Наташа. Вместо нее встретила нас другая библиотекарь. И мы сразу почувствовали разницу. Она так же выслушивала нас, помогала выбирать нужные книжки. Но на наше ожидаемое:
  - Прочитал? Расскажи, о чем. Мне тоже интересно…
Вопроса не следовало.
Растерялись мы. А как же? Выходит, не с кем и поделиться, некому вопросы задать. А так хотелось. И постепенно мы перестали регулярно посещать библиотеку, часто возвращали книгу, не дочитав ее до конца или вообще не читая.
С тех пор много времени прошло. Давно те ученики школу закончили, работают, семьи создали, но я помню только  нашу тетю Наташу. Другие, может, и забыли. А я помню, потому что она была мамой моей подруги,  и мы были соседями.  Возможно, ребята никогда не узнали, что произошло и почему их любимая тетя Наташа однажды не пришла на работу.  Долго и я ничего не знала, пока не зашла однажды к подруге по дороге в школу.  Увидела ее и была поражена: на меня смотрела постаревшая, сильно изменившаяся усталая женщина. Меня поразила и перемена, произошедшая в ней за это короткое время: двигалась она по комнате с трудом, была угрюма и неприветлива. А ведь совсем недавно это была жизнерадостная энергичная женщина, и ей еще не было и сорока лет.
Больше я  не заходила  к подруге – чувствовала неловкость. Да и подруга переживала, что ничем не может маме помочь. Она почти перестала выходить на улицу, не гуляла как прежде с подружками после уроков, ссылаясь на занятость.
Выросли мы, окончили школу, разъехались кто куда. Я училась теперь в городе, домой приезжала редко и с подругой почти не встречалась. А как-то, проходя мимо ее дома, увидела тетю Наташу. Увидела и испугалась: у дома, низко наклонившись к земле,  что-то делала женщина, совсем не похожая на прежнюю тетю Наташу. Я стояла и ждала: вот сейчас она выпрямится, заметит меня, и я поздороваюсь, подойду поближе. Мы поговорим, и я обязательно расскажу ей об учебе и о том, как помогают мне сейчас ее беседы после прочтения книг и как это здорово, что она была у нас в школе библиотекарем. Но она не разогнулась. Она ходила по двору  согнувшись, так и в дом вошла. Эта страшная болезнь такой ее сделала, и отступать она не собиралась.
Ни сегодня, ни в следующий свой приезд я не решилась подойти к ней. Что-то подсказывало мне, что ей будет тяжело видеть меня,  разговаривать со мной.
Но, приезжая домой, я часто теперь видела одинокую сильно пригнувшуюся к земле фигуру у железнодорожной насыпи – это тетя Наташа собирала корешки и травки  - лечилась она ими. Лечилась, но, видно, лекарства от этого недуга природа еще не изобрела…
Теперь, спустя много лет, я часто думаю: почему, за что судьба так жестоко обошлась с этим замечательным человеком? Почему лучшие на этой земле должны страдать? Ведь она могла бы еще очень долго работать – ребятишки так нуждались в ней!
Тети Наташи давно нет на свете, а мы, ее читатели, идем по жизни, помня ее добрую улыбку, советы и неизменное:
- Прочитал? Расскажи мне – я не успела ее еще прочитать…


Костенко-Акимкина В.И.


Рецензии