Парадигма Федосеева. цикл Художники современности
С первых минут встречи с Евгением, статным 34-х летним безупречной арийской внешности молодым человеком, меня поразил глубокий, проницательный взгляд вовсе не молодого мужчины, а глубокого старца, прожившего уже не одно столетие. Казалось, взгляд проникает и касается всех тайных уголков твоей внутренней вселенной и с любопытством пытливого исследователя рассматривает видимые лишь ему потоки и движения человеческой природы.
Ю.О.-Расскажите нам немного о себе. Откуда родом, сколько Вам лет, где живете, Ваше семейное положение. В общем, краткая автобиография.Когда по-настоящему увлеклись рисунком?Хотелось бы узнать, какой путь Вы прошли, чтобы стать тем, кем Вы есть сейчас?
Е.Ф.-Родился я в июле 1976 г. в славном и любимом городе Апрелевка, которого никогда надолго не покидал (не считая срочной службы на Дальнем Востоке) и по сей день остаюсь верым родным местам.Учился в СОШ №3. Никаких особенных впечатлений от учебы не осталось, поскольку, на мой взгляд, учителя преподавали сухо и неинтересно. Есть лишь одна учительница, которой я очень благодарен и многим обязан.Это мой учитель русского языка - Преображенская Галина Александровна. Она смогла передать мне нечто очень важное, что бережно храню и несу по жизни, и хочу передать это своим детям. В трудные периоды моего творческого становления она поддерживала и вселяла оптимизм и стремление к совершенствованию. Она такой человек, что и сейчас, я уверен, не откажет в помощи. Спасибо ей огромное! Я женат, у нас супругой Ириной растет замечательный сын Матвей. Поэтому много времени сейчас уходит на воспитание и обустройство уютного семейного гнезда. Помимо творческих наклонностей у меня имеется, что называется, крепкая хозяйская жилка. Люблю мастерить все собственными руками. Сам делаю ремонт в квартире, занимаюсь электрикой, сантехникой и т.п. Я считаю, что это навыки, которыми необходимо владеть каждому мужчине, независимо от его профессиональной принадлежности. Обстоятельства жизни заставили меня очень рано повзрослеть. Отец развелся с матерью, когда я был подростком и с 8-го класса я стал кормильцем нашей большой семьи (у меня есть младшие брат и сестра), за свою жизнь перепробовав множество профессий - от метростроевца до повара 1-го разряда. Оглядываясь назад, понимаю, что тот трудный путь, который я выбрал, обтесал и закалил меня, преподнес важные уроки, без которых я сейчас не стал бы тем, кем являюсь. Несмотря на раннюю трудовую биографию и постоянную занятость, рисовал я всегда сколько себя помню, с детского сада. По началу не получалось, поэтому приходилось долго, упрямо и терпеливо оттачивать технику, вырабатывая свой индивидуальный стиль, порой в ущерб сну и развлечениям. Бывало, увлекшись работой, мог не спать по 2-3 суток. Обычно я рисую в любое свободное время, везде, где представляется такая возможность - в метро, маршрутках, в кафе на салфетках, в гостях у друзей. Художник должен быть в хорошем смысле трудоголиком, ему важно не забывать, что только очень усидчивым людям открываются секреты великих мастеров.
Ю.О.- Кого из русских или зарубежных художников Вы можете назвать своими учителями? Кого цените из нынешних художников?
Е.Ф.-Безусловно Сальвадор Дали. Я не считаю его своим кумиром, но творчество этого великого мастера оставило неизгладимый след на мировоззрении и процессе моего становлении как художника. Дали заставляет задуматься о мимолетности и безбрежности нашего мира, над тем как он несовершенен и зыбок. Но, по моему глубокому убеждению, стремиться к совершенству при создании рпоизведения нет никакого смысла. Совершенная картина или скульптура не вызывает такого интереса, какой рождает недорисованное произведение, имеющее некую "неправильность", недосказанность, как бы троеточие творца. Смотрящий начинает искать утерянный пазл, пытается понять то, что хотел, но не выразил художник.
На мой взгляд любой художник обязан оглядываться ся на своих великих передшественников, чаще обращаться к академической живописи, но стараться при этом быть современным и новым, найти свой неповторимый стиль.
Также своим художественным наставником считаю бывшего апрелевчанина, ныне покойного Алексея Синиченкова. С его заразительного примера начинались мои первые шаги в творчестве. Вообще, многих талантливых художников моего времени к огромному сожалению, уже нет в живых, но, уверен, всегда найдется человек, у которого есть чему поучиться. На самом деле, я стараюсь не называть себя громким словом художник, хотя приятно, что люди все же считают меня таковым. В свое время я даже состоял в Московском Союзе Художников, а также несколько моих работ представлены в частных коллекциях за границей.
Ю.О.- Расскажите поподробнее о своем творчестве, о стиле, направлениях, которым следуете, формах и способах выражения своих креативных идей.
Е.Ф.-Главной парадигмой, питающей мою творческую фантазию стало направление в изобразительном искусстве и литературе, именуемое мистическим символизмом. Живой реальности мистический символизм противополагает мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия можно назвать символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Создавая свои картины, я ощущаю себя посредником между реальным и сверхчувственным. Мне всегда было интересно рисовать то, что скрыто от человеческого взора, что можно почувствовать, наблюдая за явлениями реального мира, те тонкие энергии, возникающие в пространстве восприятия.
У меня есть свое особое представление о вещах, которые нас окружают, порой отличающееся от типичных представлений большинства. Я вижу предмет, живое существо или абстрактное понятие через призму биомеханики внутренних законов и скрытых процессов, происходящих в их материи. Наделяя их механическими свойствами и соответствующими их скрытой природе символами, модель магическим образом начинает функционировать по своим законам, диктуя в каком направлении моему перу продолжать ее конструировать.
Сильное влияние на мое творчество также оказали алхимические трактаты и система алхимических знаков и символов. Я могу сложить из знаков правильную форму и только знающий человек сможет ее прочитать. Более того, временами я ощущаю, что внутри меня живет старый премудрый алхимик, который знает все о секретных формулах жизни и умеет намного больше того, что могу себе представить. И обучаясь чему-либо, постигая новое, я часто четко осознаю, что знал об этом, что это хорошо забытое старое, с которого просто смахнули вековую пыль.
Я не зацикливаюсь лишь на рисунке. Мне нравится ставить перед собой разнонаправленные художественные задачи, будь то скульптура, резьба по дереву и кости, литьё, ювелирное дело, выделка кожи или оформление интерьеров, создание сайтов, любого рода полиграфии, а также логотипов и различной символики с использованием графических компьютерных программ. Поле для творческого самовыражения и количество инструментов его возделывания поистине безгранично, главное, чтобы оно удобрялось свежими плодородными идеями. В этом смысле, недостатком урожая идей и задумок я никогда не страдал. Причем, начиная разработку модели с простого рисунка, я скурпулезно и детально продумываю соответствие формы, размеров, материала, из которого она должна быть создана, функциональную дееспособность а также утилитарные возможности,т.е. проще говоря, ее бытовую полезность. Для меня как для художника-инженера обязательна и важна проверка реальностью.
Но так или иначе, я приверженец нестандартных решений и стараюсь не ходить дорогами, которыми уже прошли до меня другие.
Ю.О.- Раскройте секрет, каким образом у Вас рождаются идеи? Хотелось бы узнать Ваши приемы создания произведения и много ли времени уходит на создание каждого?
Е.Ф.-Большинство художников садясь за холст не знают, что рисовать. Я же, часто, принимаясь за работу, чувствую как некий энергетический поток пронизывает и озяряет меня. В какой-то момент, глядя на белый лист, я отчетливо вижу рисунок, и мне просто остается его точно обвести. Вдохновение я черпаю от всего, что меня окружает- это может быть мое впечатление от прочитанной книги, от разговора с другом, от прогулки по лесу, да много от чего. Я очень люблю миниатюру, люблю точное исполнение мельчайших деталей. Как сказал кто-то из великих: "Бог в мелочах". Обычно то, что появляется на бумаге - это мое интимное глубокое переживание. Поэтому, кстати, далеко не все произведения художников видят свет, не желая быть выставленными на публичный суд. Художник - человек всегда восторженный, до болезненности восприимчивый и впечатлительный. Отсюда и мучительные искания, и частые перепады настроения от эйфоричной окрыленности до отчаяния и парализующей депресси. Хотелось бы пожелать себе и всем тем, кто занимается этим сложным видом искусства, больше позитива и твердого оптимистического настроя, оно как якорь в неспокойном море просто необходимо кораблю. Хотя, время от времени, и штормы ему не менее полезны.
Ю.О.- Какие Ваши любимые инструменты, материалы и техники, которые используете для воплащения своих задумок?
Е.Ф.-В плане изобразительного творчества я особенно тяготею к графике. Обожаю простой карандаш или черную шариковую ручку. Они наиболее точно и тонко передают экспрессию руки, позволяя чувствовать перо, сливаться с ним. Вообще, черно-белые цвета оказывают определенное влияние на сознание и восприятие. Они дают пространство для фантазий, додумывания. Рисунок в цвете - это уже немножко другая жизнь, более понятная, простая, снимающая с образа вуаль таинственности.
Очень занимает резьба по дереву и кости. Обожаю работать с пластилином. Нагретый многочасовыми механическими движениями пластилин, стирающий в кровь и мозоли руки, рождает потрясающее чувство, которое могут испытывать, наверное, только волшебники, когда тебе становится подвластна материя, с помощью которой ты способен вопплотить любую, даже самую сумасшедшую творческую мысль в реальность. Хотя, по законам искусства, оригинал обычно сильно отличается от задумки. Возможно потому, что процесс творения есть таинство созидания вместе с Богом, оставляющим на произведении след Десницы Своей.
Ю.О.- Что для Вас важно во время работы, а на что не обращаете внимания?
Е.Ф.-Я считаю, что практически все одинаково важно. Начиная с распределения времени, чтобы успеть в срок, и кончая разминкой перед работой. Чтобы рисовать и создавать шедевры, вы должны думать обо всем, включая думание ни о чем, с тем, чтобы дать вашей руке возможность подвигаться бессознательно.
Ю.О.- Над какими проектами Вы работали и над чем работаете сейчас? Какие планы на будущее?Проект Вашей мечты?
Е.Ф.-Было несколько выставок моих работ в Москве. За плечами много трудов на ниве скульптурной миниатюры интерерных объектов, резьбы по кости, оформления интерьеров и отделки помещений различных развлекательных заведений. Относительно недавно участвовал в разработке дизайна бара в поселке Кокошкино. Успешно и с удовольствием занимаюсь разработкой логотипов для различных коммерческих и государственных организаций, созданием рекламных видеоинсталляци, рекламных проспектов, поздравительных открыток, визиток и т.п.
Последняя работа –оформление особняка в одной из подмосковных коттеджных деревень. Работа была интересной и существенно пополнила копилку моего художественного инструментария.
Я никогда не повторяю своих работ, будь это фасад дачи властьпридержащих или интерьерные вещи, у каждой из них свой индивидуальный набор неповторяющихся черт. На данный момент у меня миллион невоплащенных (в силу финансовых трудностей) идей и пухлая папка, где в мельчайших подробностях описано, то каким способом и из чего их изготовить. В надежде на глобальные перемены в жизни художника лелею надежду о создании грандиозной инсталляции. Давно хочу поставить в Апрелевке скульптуру, т.к. городу очень не достает декоративного убранства. Также имею большое желание вести у нас в городе детскую изостудию, но пока все банально упирается в проблемы финансирования и рекламы. Людей, готовых достойно оплачивать труд художника удручающе мало. Для многих работа художника кажется чем-то простым и легко воплотимым. Кажется, чего проще- сел да нарисовал. Но когда берешь в руки кисть, приходит понимание того, что без пресловутых ЗУНов и таланта не выйдет, как говорил Данила-мастер "каменный цветок".
Я достаточно скромен в своих запросах и не из тех кто выставляет большие гонорары за работу.Порой я работаю за перспективу, не называя фиксированной суммы. А перспектива зачастую оказывается мизерной, поэтому пока больше творю для себя, для друзей и знакомых. Но, как любой творец, надеюсь на интересные предложения, перспективные проекты и достойное вознагр-е за кропотливый труд. Помимо индивидуальных заказов также не раз работал в творческих коллективах. Вообще, очень люблю коллективное творчество. Здесь важна сплоченная команда единомышленников, творчески подкованных, креативных, душевных людей, которые говорят друг с другом на одном языке и способных вместе свернуть горы!
Ю.О.- Какой совет Вы бы дали родителям, которые хотят отдать ребенка в художественную студию?
Е.Ф.-Когда ребенок берет в руки что-то не надо настаив чтобы он занимался этим же завтра. Важно почувствовать и пойти за наклонностью натуры и ни в коем случае не принуждать, если малыш не испытывает никакого интереса к рисованию. Многие из тех, кто заканчивают художественные и музыкальные школы по настоянию родителей, впоследствии так и не становятся ни художниками, ни музыкантами, и порой за всю жизнь больше никогда не подходят к мольберту или инструменту. Влияние изобразительного искусства на воспитание будущего творца должно быть очень тонким, деликатным, ненавязчивым. Очень важно формировать в ребенке пытливый ум и желание познавать и самостоятельно добывать знания об окружающем мире и его законах. Это намного больше и ценнее самого знания.
Ю.О.- Ваше пожелания и советы читателям.
Е.Ф.-Будте добрее и внимательнее друг к другу, любить друг друга!Учитесь слышать и разгадывать знаки, которые нам посылает Вселенная через людей, события и порой едва заметные подсказки. Вселенная всегда предоставляет нам ключи к разгадке многих тайн, нужно только вовремя прислушаться и присмотреться...Ведь как сказано в Евангелие: "Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит".
Оленикова Ю.К.
Газета "Наша Апрелевка".Номер №3 (61) от 04 февраля 2011 года
ссылка на статью: http://nashaaprelevka.com/index.php?stat=139
Свидетельство о публикации №111032301125