Музыка в душе - сугубо личный венок сонетов

                Музыка  в  душе
                ( Сугубо личный венок сонетов )

                Эпиграф – посвящение
                „ Ему в сорок первом был сорок один,
                И старше отец мой не станет:
                У фронта особый рецепт для мужчин..."
                Покрывайло Г.  „Эти первые семьдесят пять"
               




                I

В моей душе мелодии звучат,
И среди многих, памятью напетых,
Свои скромны, как бледная свеча,
Мерцающая только до рассвета.
А вот сиянье песен, оперетт
И вспыхнувшие оперные страсти –
Сознанья неотъемлемые части,
Живые лейтмотивы прошлых лет.
Нисколько друг на друга не похожи,
На стойкость проверяются они :
Одни подчас становятся дороже,
Другие – неуместны в наши дни.
Из тех, что до сих пор не надоели,
Какие-то знакомы с колыбели.




                II
Какие-то знакомы с колыбели,
И я наверняка не ошибусь,
Считая, что родители хотели
Развить у малыша хороший вкус.
Отдельно об отце : не помню, так ли
Силён был его мягкий баритон,
Но по легенде спел на сцене он
Онегина в любительском спектакле.
Умолк отцовский голос на войне,
Однако верный родовой примете,
Преодолев рубеж, возник во мне,
И через годы отозвался в детях :
Смогла права наследства доказать
Сработанная генами печать.
 
 

                III
Сработанная генами печать
На всех потомках ярко отразилась.
Я очень рано начал понимать
Вокала удивительную силу.
Дарил радиоточки чёрный круг
Мне лучших исполнителей Союза,
Бывало просыпался, как Карузо,
От собственного пенья поутру.
На первых пробах подружив с удачей,
Не зазнавался и не забывал,
Кому обязан, чьё богатство трачу,
Кем собран драгоценный капитал.
Достоинства, что предкам души грели,
Уже с рожденья в нашем личном деле.



                IV
Уже с рожденья в нашем личном деле
Есть графы : Планы, Действия, Мечты.
Перед тобою сразу ставят цели,
Как их осуществить – решаешь ты.
Задача новичка – не растеряться,
Ведь столько направлений, жанров, тем,
Что хочется порой заняться всем
Наперекор друзьям и домочадцам.
Отечества кому-то горек дым,
За океан ведущие дороги
Пьянят разнообразием своим
И обещают многое и многим.
Но отрезвляет истина одна :
Жрецам искусства жертвенность нужна.



                V
Жрецам искусства жертвенность нужна,
Из приближённых – только цвет элиты,
И зачастую не важна страна,
Снабжающая гениями свиту.
Зато чужих не допускают в храм :
И местным, и гостям из заграницы
До этой чести надо дослужиться,
Короче, пропуск заработай сам.
Пускай по справке важная ты птица
И внешне у тебя приличный вид,
Как в лозунге, учиться и учиться
Служителю искусства надлежит.
Пожалуй, это есть тот самый случай,
Чтоб бывшее обычным сделать лучшим.               


                VI
Чтоб бывшее обычным сделать лучшим,
У юности особых нет проблем :
Неискушённых пению научат
В вечерней музыкальной ШРМ.
А педагог понравится мне очень :
Как выразить признательность мою
За те уроки-встречи, где пою
С заслуженной артисткой* , между прочим.
В тот бурный год я, не попавший в вуз,
Разучиваю массу детских песен :
В специнтернате**  доблестно тружусь,
И вроде бы живу в родной Одессе,
Но в сновиденьях, если их озвучить,
В Италии прекрасной и певучей.


*В вечерней музыкальной школе моим педагогом была заслуженная артистка УССР Александра Ильинична Жуковская.
**Восемнадцатилетнему студенту  „вечерней консерватории“ (как мы называли нашу школу) доверили обучать пению детей в специнтернате для слабозрячих.

                VII
В Италии прекрасной и певучей,
Возможно, существует некий код,
Ещё не расшифрованный научно,
В котором жажда музыки живёт.
Я покорён был мощью голосов
И очарован нежностью бельканто.
Сверкала россыпь признанных талантов
И не нуждалась в переводе слов.
Умевшие подпольно торговать
Тогда пластинки редкие искали,
Чтобы продлить мгновенья волшебства...
Да и теперь, когда попасть в Ла Скала
Возможность телевиденьем дана,
Мы познаём кумиров имена.



                VIII
Мы познаём кумиров имена,
О них нельзя небрежно, между делом,
Из громких для меня в те времена
Упомяну Дель Монако – Отелло* .
„Любимых арий“**  длительный успех
Нас киномеломанам уподобит,
И вновь сюрприз : в „Паяцах“ Тито Гоби
Тремя ролями поражает всех*** .
Любовь приходит возрастным недугом
В растроганные музыкой сердца,
Не зря студент и юная подруга
С галёрки аплодируют певцам.
И мы, природным следуя законам,
В супружество вступаем с Мендельсоном.



*Марио Дель Монако – знаменитый итальянский тенор, лучшей ролью в его ререпертуаре признаётся партия Отелло в одноимённой опере Верди
** „Любимые арии" -  популярная в конце сороковых годов музыкальная конокомедия, где оперные арии исполнялись лучшими итальянскими певцами.
***Выдающийся итальянский баритон Тито Гоби сыграл и спел в фильме-опере „Паяцы“ (музыка Леонкавалло, режиссёр М.Коста – 1948 год) три абсолютно разные роли : Пролога, уродливого шута  Тонио и молодого красавца Сильвио.



                IX
В супружество вступаем с Мендельсоном,
Чей бодрый ритм, восторга не тая,
Рай на земле сулит молодожёнам
И открывает тайны бытия.
Нас время избавляет, как от сора,
От огорчений, страхов и невзгод,
Но память благодарно сбережёт
Всю нашу связь с Одесским детским хором* .
Великолепен, публикой любим,
Он триумфально проходил этапы :
Там Лондон и Париж, Брюссель и Рим,
Где дети пели прямо перед Папой** ,
И главное, что подкупало в них –
Многоголосье радостей земных.


*В 90-ые годы мы с женой работали как переводчики во время гастролей этого коллектива на Мальте, в Англии, в Бельгии и особенно много во Франции, причём, по просьбе энергичного импрессарио Жерара Седрю, я стал постоянным автором текстов к музыкальным произведениям, написанным французскими композиторами специально для нашего хора.
**Французскую песню  “Un berger  de Pologne“ о выдающемся духовном пастыре польского происхождения хор спел Иоану Павлу II по-украински в моём переводе.





                X
Многоголосье радостей земных
Слегка меняет курс в семействе нашем :
У старшего состава не затих
Былой настрой, но дети – Аня с Пашей,
Не обижая свой родимый дом,
Глядят вокруг : им поиск интересней,
Тем более, что авторская песня
Советует идти другим путём.
Конечно, сыну собственное любо :
Его охотно слушает народ.
Руководитель бардовского клуба,
Дочь – женщина, которая поёт.
И творчество теченьем неуклонным
Сопровождает жизнь счастливым фоном.


                XI
Сопровождает жизнь счастливым фоном
Рефрен, что нам нередко говорит
О вкусах, иноземным увлечённых,
Но не такой уж я космополит !
Попробуй из когорты выбрать имя :
И Глинка, и Чайковский-исполин,
Мясковский, Даргомыжский, Бородин,
Плюс легион прославленных за ними –
Великое наследие страны !
А разве мы не пользуемся шансом :
Привычно сняв гитару со стены,
Грустим словами русского романса,
Сочувствуя судьбе немолодых
В парадоксальном мире на двоих.


                XII
В парадоксальном мире на двоих
Любовь друг к другу сохранить непросто,
И горечь отношений у иных –
Пародия на свадебные тосты.
Нет, не грозит нам поворот такой :
Мы в оперу спешим стряхнуть заботы,
И чистый звук определённой ноты
Для нас подарок самый дорогой.
Пусть кто-то пишет книгу на века,
Найдя единство времени и места !..
Пусть торжествует гимн любви, пока
Природа дирижирует оркестром !
Потом в ответ на зов творца Вселенной
Нетленный дух простится с телом бренным.




                XIII
Нетленный дух простится с телом бренным,
Лишь завершив свой кропотливый труд,
Он, представленья автор несомненный,
Дождётся, пока занавес дадут.
Это его кипучая натура
Отважилась на перемену мест
И, обеспечив труппы переезд,
Детально обновила режиссуру.
Здесь у людей есть всё, за что боролись,
Они нашли для нас просторный зал,
Подходят нам полученные роли,
И даже жаль, что, отыграв финал,
После поклонов мы покинем сцену
Под траурно-бессмертный марш Шопена.

                XIV
Под траурно-бессмертный марш Шопена
( Обычай соблюдается везде )
С учётом ритуалов современных
Хоронят долго правивших вождей.
Везут их,засидевшихся на троне,
Уверовавших в то, что не умрут,
В безмолвие, хоть, правда, и в миру
Владыки обходились без симфоний.
А нам уже без музыки нельзя :
Последние минуты – эхо первых,
В конце, по краю пропасти скользя,
Мы будем слышать классики шедевры.
Как здорово, что столько лет подряд
В моей душе мелодии звучат !
 
                XV
В моей душе мелодии звучат,
Какие-то знакомы с колыбели :
Сработанная генами печать
Уже с рожденья в нашем личном деле.
Жрецам искусства жертвенность нужна :
Чтоб бывшее обычным сделать лучшим,
В Италии прекрасной и певучей
Мы познаём кумиров имена.
В супружество вступаем с Мендельсоном,
Многоголосье радостей земных
Сопровождает жизнь счастливым фоном...
В парадоксальном мире на двоих
Нетленный дух простится с телом бренным
Под траурно-бессмертный марш Шопена.

             
                1.03. – 18.03.2011
                Франкфурт-на-Майне


Рецензии
Есть еще порох в пороховницах! За три недели такой венок - это, я вам скажу, ЧТО-ТО!! А по конкретности, как всегда, сильна образность. Отчетлива, цельна тема поколений и тема музыки, искусства в их жизни. Слияние индивидуальности и всеохвата Космоса, Духа, что всегда считал первым и главным, в том, что составляло сущность, ядро поэзии. Да просто читать и перечитывать сонеты - чистое наслаждение. Спасибо.

Владимир Кромкин   15.05.2011 11:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.