Когда добро приводит в ад

Бог-Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею- и говорит всем нам: "Купуйте, дондеже прииду, искупующе время, яко дние лукави суть", то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Земные товары- это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа.

В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: "Шедши, купите на торжищи". Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него.

Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть и юродивыми, да все же девами называются?

Ведь девство есть наивысочайшая добродетель как состояние равноангельское и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей.

Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумению, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать.

Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было.

Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в отеческих книгах: "ИН ЕСТЬ ПУТЬ, МНЯЙСЯ БЫТИ БЛАГИМ В НАЧАЛЕ, НО КОНЦЫ ЕГО- ВО ДНО АДОВО".

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: "Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная, и третья бесовская- вполне пагубная".

И вот эта-то третья, вражеская, воля и НАУЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ НИКАКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ИЛИ ДЕЛАТЬ ИХ ИЗ ТЩЕСЛАВИЯ, ИЛИ ДЛЯ ОДНОГО ДОБРА, А НЕ РАДИ ХРИСТА.

Вторая- собственная воля наша- научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и, как враг научает, ТВОРИТЬ ДОБРО РАДИ ДОБРА, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую.

Первая же- воля Божия и всеспасительная- в том только и состоит, чтобы делать ДОБРО ЕДИНСТВЕННО ЛИШЬ ДЛЯ СТЯЖАНИЯ ДУХА СВЯТОГО КАК СОКРОВИЩА ВЕЧНОГО, НЕОСКУДЕВАЕМОГО И НИЧЕМ ВПОЛНЕ И ДОСТОЙНО ОЦЕНИТЬСЯ НЕ МОГУЩЕГО.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно, и называется тем елеем, которого недоставало у юродивых дев. За это-то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без Которого и СПАСЕНИЯ НИКОМУ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, ИБО: "СВЯТЫМ ДУХОМ ВСЯКА ДУША ЖИВИТСЯ И ЧИСТОТОЮ ВОЗВЫШАЕТСЯ, СВЕТЛЕЕТ ЖЕ ТРОЙЧЕСКИМ ЕДИНСТВОМ СВЯЩЕНОТАЙНЕ"

Преподобный Серафим Саровский


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.