Сост. Ю. Малкова Апокалипсис нашего времени Васили

Сост. Ю. Малкова Апокалипсис нашего времени Василий Розанов

Предсмертный духовный кризис мыслителя отразился на страницах его последнего писания. С ноября 1917 года он начал выпускать маленькие книжечки на серой бумаге — что-то вроде журнала или «дневника писателя»: «Апокалипсис нашего времени».
Этот труд Розанова был задуман как книга историческая, подводящая итоги человеческой цивилизации и истории всех религий. Интимно-бытовой материал здесь не играет прежней важной роли — это не биография Розанова, а краткая биография всех времен и народов. Таинственное значение слова «Апокалипсис» указывает не просто на прерывание, а на крушение традиции, ибо традиция не есть только цепь, а скорее дом и храм, кров и покров. И Древний мир с его язычеством, и христианство, и европейская цивилизация в целом — все завершается для автора в эти дни революции. Революция — это последний, отрицательный итог, в свете которого рассматривается всемирная история.
В такой глобальной постановке вопроса Христос и христианство оказываются виновниками нынешней всемирной катастрофы. Розанов как будто возвращается в свою «анти-
христианскую» критику десятилетней давности. На страницах книги он снова восстает на христианство и Христа, ругает его за «вялость», «безмузыкальность», «половую немощь». Христос, по мнению Розанова, подготовил революцию — тем, что лишил мир религиозной «начинки», религиозного смысла. Разрушив религию Бога-Отца, на которой прочно покоился весь Древний мир, Христос не принес ничего взамен и создал религию смерти, а земная жизнь осталась без Бога. Религия ушла в «монастыри» и стала там религией без пола, без жизни, без мира, а мир остался без религии. И поэтому мир так легко провалился в небытие революции. Революция была для писателя провалом, позорным провалом всех старых сил России, которые оказались слабыми и ненадежными: и царство оказалось гнилым, и Церковь оказалась гнилой, и все традиционные сословия великой Российской Империи. Русский народ-богоносец, воспетый Толстым и Достоевским, в один миг оказался толпой хулиганов и безбожников. Брат пошел войной на брата, повсюду голод и мор, и это закономерный конец христианской цивилизации, «обезбоженной Христом». По Розанову, Апокалипсис гласит не о конце мироздания вообще, а о конце только одной христианско-европейской цивилизации. После чего начнется «новая земля» и придет «новая религия».

Василий Розанов за 90 минут Сост. Ю. Малкова.


Рецензии