ПУТЬ К ЛУЧУ

(Рудольфу Нуриеву посвящается...)

1

Саван бессмертия
серыми сплетнями шьется,
но славословием
“Танца огня” не вернуть...
Кружатся, крутятся,
мелятся смерти колеса,
вот провожаем творца
не в дорогу - а в Путь.
Слышится ржанье коней
во вселенском разбеге,
Годы летят словно листья,
а Рок - как метла...
Что же осталось
в неистово-огненном беге?
Лишь затепленная свечка,
да ладан-смола...
И багрово-туманная высь
завопила:
“Со мной примирись,
Жизнь твоя -
угасающий сон,
унеслась без тревог
на заре,
твой уход
никого не согрел,
Спишь,
забыв о мученьи времен”
 
2

И всплывают
из памяти стоны,
Что в себе,
не жалея, топил.
А теперь
колокольные звоны
Рвутся вдаль.
Ты ль не чашу испил:
Сладко-горькое
пойло разлуки,
Славы, почестей.
Все - шелуха.
Ты вставал изнуренный.
Старухи -
Пустоты -
холодяща рука.
Но не зная
начала конца.
Разорвал ты
порочность кольца,
А талант вновь зовет -
вне эпох.
И полжизни отдал бы
за взлет,
Пот, глаза выедая,
течет -
Но не стал бы
последним -
тот вздох.

3

В “Метрополе” -
прокурено и душно,
а легкие - как месиво и рана.
И где ж мундштук
спасительной подушки?
Вам не увидеть мук
с экрана.
Но, кровью харкая,
ты все ж дотанцевал,
сквозь боль доплыв
до бездны - цели.
Теперь - антракт...
Аплодисменты, зал -
всё мелочи -
но тянут к тине, мели...
Но в воронке
житейских проблем
Истончилась последняя грань,
Отделявшая ясность и муть.
И в огнях
отгорающих схем
Виден снова
театр-балаган.
На Искусство
приходит толпа -
лишь взглянуть.

4

Приговор вами вынесен,
снова - не “наш”,
ты - чужой.
Значит можно и в шею
гнать, как волка больного,
хромого из чащ?
И поэтому мир,
как траншеи,
вам мерещится.
Ненависть, СПИД
и любовь, красота -
однозначны...
В твоей жизни
случалось парить,
счет судьбы
не тобою оплачен.
Хоть на родине ты -
не пророк,
Но суров
тот последний урок,
Что не надо - ни яда,
ни пули в висок:
Можно просто,
ведь, заживо сгнить,
И лишь подлость
останется пить,
Обрывая последней струной
жизни нить.

5

Ах, Вам не нравится
сарказм?
Но извините,
Вы мадам,
без крыл.
Чем одиночество -
не казнь
среди тупых
мещанских рыл?
И ресторанный -
мерзок чад,
где мусорят деньгами
филистеры.
Уйди, беги
в весенний сад,
где нет толпы,
где птичьи разговоры.
Но спускаешься
к серой толпе,
Где и воздух,
сам, томно-сонлив,
там и цвет -
только черен и бел.
Проходя
по лиловой тропе,
ты колышишь
листочками ив,
но суров
смерти водораздел.

6

Все пройдет,
останется дорога,
вязкий ветер,
колкие снега
заметут...
Присядешь ты
немного,
и простишь и друга,
и врага
Уходя
к седому небосводу,
натыкаешься
на сотни спин.
Вам, живым -
не видеть мрака лодок,
застревающих
в тисках трясин.
Плач струны -
 среди вороха скал...
Миновав
 предпоследнюю грань,
ты задержишься вдруг
на излете души.
Поднимаясь
 на тот перевал,
где видна
 розоватая рань,
покидать снова
храм не спеши.

7

Отныне
символ твой -
страданье,
и отливается душа
в тоске,
как жалкий призрак
 оправданья,
ползущий вниз -
к больной реке.
Ты снова выбрал
соль разлуки,
засыпь ее
в гноящуюся рану.
В сплетеньях судьб -
разомкнутые руки,
и черно-белой ласточкою -
 Память.
Мир устал
 в бесконечности слов,
предваряющих
 сотни измен,
но - Ромео -
летишь в па-де-де...
Впереди виден
тлеющий ров
и домишки
с изломами стен,
как хрустальные замки
замерзших сердец.

8

Растревожен
божественный танец
вальсом мер -
этот хрип - до конца.
И чахоточен -
матовый глянец.
Шип -
известно с какого венца...
Рисковать,
или жить вхолостую,
обгореть,
загасить ли костер?
И глаза,
как в безумьи,
пустуют,
отражая
стеклянный узор...
Видел ли,
как рассохлась земля
до змеящихся
трещин-морщин?
Но пророчески -
тихо стучит метроном...
Дождь пройдет -
оживут тополя,
по асфальту -
шуршанье машин...
Как живется,
толпа,
в мире норм?

9

Помогите
найти струну
в глубине
золотистых скал.
Разжимало
тиски в весну
бесконечное
время-спираль.
Разве каменность
ваших лиц
Даст понять -
где правда,
где ложь?
Вы с обрывов
бросаетесь вниз,
как из спелого колоса -
рожь...
Но в проеме
космических стен -
неземной
и тоскующий вальс.
И туманности
 смотрят с высот
в угасающий век.
Темный звук -
будто скудный рефрен,
И банальна -
людская молва:
“Без мучений
окончит свой путь -
Человек!”

10

Сорванный стих -
как обрывок печали,
перекати-поле
 в ветре невзгод,
Солнцем прорвется
Другого вы ждали,
Будто распятый -
лишился забот...
Сломленный голос -
предвестник разрухи,
В смерче времен -
нарастающий зов...
А в глубине -
потаенные звуки,
Вас оковал
звон
стальных кандалов.
Ослепительно
светится храм,
и в поющей
святой синеве
“Вальс цветов” льет
таинственный ритм.
В тишине -
резкий стон,
словно шрам,
бороздит плугом
след по траве,
и доносит до нас
отголоски молитв.
 
11

Как жуешь,
мещанин,
как месится
не земная -
вселенская грязь?
Не волками же
выть под месяцем -
истонченная злобой –
страсть....
День пройдет.
Волчья пасть оскалится,
Жажда крови -
в разрезах глаз -
На оббитой железом
палице
запеклась
мутно-ржавая мгла...
Неспокоен
столетья зигзаг,
Но в обрывах
земной крутизны
Чуток пульс
раздвоившихся вен.
Словно змеи,
сплетаясь в кулак,
Вы ползете,
ища тишины,
И, как прежде,
вам чудится мир
“без проблем”.

12

Не отрекаются
 поэты от стихов...
Равеля разлучи,
попробуй,
с “Болеро”.
Вскрывайтесь, мысли,
скальпелями слов!
И в небо луч
вонзился над горой.
Луч, уничтожь и ложь,
и безнадежность доли,
Надежды дай,
хоть с болью,
хоть на миг...
Но паралич разбил
“стальную вашу волю”,
Вновь всюду слышен
каркающий крик...
А в неоновый
свет пустоты
звук иной -
неземной частоты
Вдруг донесся -
и стало светлей.
И в неистовом
танго судьбы
Не видны
верстовые столбы,
И не сложите вы
новой “Песни песней”.

13

Дикой смуте -
наперекор
Кинешь ты свое
гордое: Будь!
Метит жало
стальной топор
В ослабевшую,
хилую грудь.
Ордена -
лишь подачка
толпы
В чванстве звезд
и муаровых лент.
И блестят
жирной славы
кресты,
Но на всем -
омертвенье и
тлен.
Мутит вас
темно-серая мгла,
От распятий -
лишь дым и зола:
Вы нашли сотни
вянущих лоз.
А весной не
хватило тепла,
И согреться
душа побрела
К пепелищам
растаявших роз.

14

Да исцелит
тебя Господь,
сожженное заклятьем
небо.
Со лба стекает
мерно пот
на изъязвленный
снегом стебель.
Прости
тщедушность
мыслей, слов.
Наследства
не наркоз -
но кайф
вы разгребали
лезвием штыков,
А мирный путь
ведет в
Нагорный край.
Опален
несгорающий
куст
Радиацией злобы и
тьмы,
И смертельно опасен
сердечный надрыв.
А баланс
энергетики
пуст,
Но контакты
не истощены.
Вы - толпа.
Вам бы пошлости
взрыв.
 
15

Два луча,
стремящихся
к стыковке,
Как вселенский
отголосок душ.
Пролетит один -
период ковки,
а другой -
сквозь
вакуум,
пыль,
сушь.
Так, в мерцаньи
сотен поколений
состыкуются
 лучи в одном -
Кто прошел десятки
со-мучений
И не дрогнул под
земным крестом
У границ
беспредельных
пространств -
Переход через
огненный ров:
Веры луч образует
таинственный мост.
Прикоснувшись
к лучу постоянств,
Ты вступаешь
в один из миров,
Где мрачнейший путь -
легок и прост.


Рецензии
Дорогой Андрей! Поэма -- это итог поэтического творчества, высший взлёт автора. Поэма -- крупное эпическое произведение. Чтобы его прочитать полностью, необходима заинтересованность. Автор должен увлечь своего читателя. А это делается строго продуманным содержанием, хороши языком и формой. Уже самое начало меня смутило. Саван бессмертья? Серыми сплетнями шьётся. Сплетни-- не проверенные слухи. Мелятся смерти колёса? На каком языке это написано? Твой уход никого не согреет -- это упрёк в адрес Нуриева? Почему уход должен кого-то согреть? Спишь, забыв о мученье времён? С содержанием не справился читатель, форма странная. Ну, да ладно, извините, что влез, куда не следует. Это ведь чисто интернетский стиль письма. Написал мало приятного, но душой не кривил, всё честно сказал. Всего доброго!

Вл.Шилин   20.04.2013 18:28     Заявить о нарушении
Если - честно, поэма написана в 1994-м году, когда еще массового интернета и в помине не было, так что интернетовский стиль здесь ни при чем. Саван бессмертия, действительно, шьётся серыми сплетнями - злобными и коварными. Чтобы не ходить далеко за примерами, вспомните - до чего довели эти серые сплетни серых людишек Пушкина и Лермонтова. Не дай Бог увидеть и то, как мелятся колёса смерти. Ладно, перед кем-то оправдываться - нет желания. У каждого поэта есть право на эксперимент, это - один из примеров экспериментального творчества.

Андрей Соцков   25.04.2013 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.