Как стать поэтом песенником. Урок 1
Если в вашей голове возникла мысль: «А не стать ли мне поэтом-песенником?», поздравляю! Вы по адресу.
Отчего ж нет?
«Этому можно научиться», – говорит оптимист.
« О! Это сложно…», – говорит пессимист.
« Это сложно, но этому можно научиться», – говорит реалист.
Хорошими поэтами-песенниками становятся реалисты, и именно поэтому хорошие поэты- песенники редко называют себя «поэтами» , хотя те, кто побывал на «вершине славы» и хлебнул «звездности», как радиации в зараженной зоне не утруждают себя какими-то приставками. Поэт, и все!
Но мы-то с вами знаем, что хитовое «муси-пуси» очень далеко от поэтического совершенства.
Итак, мы с вами будем говорить об искусстве ремесла, поскольку написание песенных текстов – это ремесло.
Вы решили стать поэтом-песенником?
Замечательно!
Первый шаг вы уже сделали.
Представьте себя в заманчиво белоснежном фраке, на сцене, гордо восседающим на стуле. Да что там, «на стуле»?! На троне! А перед вашим отрешенным поэтическим взором один за другим сменяются звезды российского шоу-бизнеса, говорят «спасибо», называют «маэстро» и бросают к вашим ботинкам (за штуку баксов!) цветы.
Представили?
Отлично!
Этого никогда не будет.
Даже если с вами это случиться, то, скорее всего, это будет не результат ваших титанических усилий в деле написания гениальной чудо - поэзии, а каких-то других усилий, весьма косвенно связанных с вашим ремеслом.
Но собираясь в длинный путь, лучше на несколько минут задержаться, присесть на дорожку и подумать:
– во-первых: все ли вы взяли?
– во-вторых: не утомит ли вас дорога?
– в-третьих: кто вас ждет в конце пути?
Начнем все по порядку.
В дальний путь нужно взять все свои способности.
А много ли их у вас?
Если вы обременены грузом гениальности: «Сказал, как на камне высек!», то наша дорога будет для вас мучительна. Останьтесь дома! Иначе, убедившись в неблагодарности и тупости человечества, вы надорвете свое сердце.
Если в вашем жилище книжный шкаф забит томами «Библиотеки поэта», если вы тонкий ценитель словесности, да и вы сами грешите тем, что время от времени, так, по случаю, накропаете достойный Шекспира сонет, ваш путь будет тернист и полон потрясений. Зачем вам это? Откройте томик Хлебникова и прошипите вослед пробегающему мимо графоману:
«… А когда знамена оптом
Понесет толпа ликуя,
Упаду я, в землю втоптан,
Пыльным черепом тоскуя….»
Если вы за всю свою жизнь не написали ни одного стихотворения и к тому же вам медведь наступил на ухо, то для вас песня ничего не построит и жить не поможет. Как вам нравится карьера управдома?
Если вам не нужно объяснять, что «палка – селедка» – это не рифма, если стихи пишутся, ну прямо, сами собой, хотя даже близкие друзья опускают глаза вниз, когда вы вдохновенно пытаетесь декламировать свои шедевры, и на ваш открытый вопрос: «Ну, скажи, здорово?», – уклончиво отвечают, похлопывая вас по плечу: «Ну, ничего-ничего-ничего…», то смело в путь! Вас ждут потрясающие открытия!
Но самое главное открытие: ваш путь «в никуда», вас никто нигде не ждет!
Так вы все-таки хотите стать поэтом-песенником?
Ну что ж, извольте!
Урок 1.
Может, перейдем на «ты»? К чему нам, людям-птицам, познавшим небесные полеты творчества, эти формальности? Ведь мы сумеем понять друг друга с полуслова и, начиная долгий путь, можем со всей неистовой силой нашей талантливой открытой души обняться и, радуясь своим еще не свершившимся победам, сказать: «Собрат!»
Любишь ли ты петь?
Уверена, что любишь. Не хитри! Я знаю, ты просто скромный и застенчивый человек и, наверняка, думаешь, что твои вокальные данные «весьма посредственные» и твое «невнятное блеяние» может вызвать насмешливую улыбку окружающих. Так?
А если тебе налить грамм 150 водочки да усадить за шумное застолье? Неужели ты не подтянешь задушевно-трагическую песню «Ой, мороз, мороз»?
Подтянешь! Ведь ты же поэт-песенник! Ты уже привык к этой мысли?
К тому же я не зря тебя привела на это шумное застолье, где уже после пятой рюмки какая-нибудь голосистая тетка непременно заорет, пугая соседей за стеной запредельной силой своего верещания:
…Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома.
Привела меня стежка узкая
До…
Э-э-э! Дальше я слова забыла, но это не важно. Важно то, что русская душа…а ты, кстати, славянский поэт-песенник? Если нет, то потерпи, и для тебя у меня найдется слово!
… Так вот, русская душа томится без народной песни.
Когда ей грустно, она тоскует: «шумел камыш…», когда весело – она притопывает под частушку: «мой миленок гармонист…». Да, сложная это штука – Душа…
И наша с тобой задача понять: что же ей нужно?
Оттого мы и начинаем с народной песни.
Этот урок один из самых важных, потому что все основы песенного искусства лежат в народном творчестве. Народ, скажу я тебе, непревзойденный гений в песенном мастерстве. Давай проанализируем его творения.
Далеко ходить не будем. Возьмем тот же « Ой, мороз».
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня
Не морозь меня
Моего коня.
Моего коня
Белогривого
Стоп! Вот сейчас будет очень важный момент…
У меня жена
Ой, ревнивая.
Ты почувствовал, в чем важность момента?
Да! Важность момента в том, что в народной песне, как правило, ход повествования идет от описания природы к человеческому переживанию, или описанию человеческого переживания, если текст песни написан не от первого лица.
Образно говоря, пишем первое, что пришло в голову:
Во колодезе студеная вода,
А у меня свекруха злая…
Это уже песня…
Или такое:
Угасало ясное солнце
Бедная девица Господу молилась…
Тоже песня…
«Что-то не то, – скажешь ты мне,– не складно…»
« Конечно, не складно, – отвечу я, - А как ты хотел? Это ведь только начало!»
А начало – это всего лишь идея. И твоих знаний еще явно не достаточно что бы справиться с этой задачей.
Поэтому внимательно смотрим на написанные строчки нетленного шедевра. Я их опять приведу ниже, чтобы ты не утруждал себя лишними движениями.
Ой, мороз, мороз,
Не морозь меня
Не морозь меня
Моего коня.
Ты заметил, что две из четырех строк одинаковые? И в написанном четверостишии присутствует рифма? Глупый вопрос. Конечно, ты заметил.
Так вот, повторение строчек песни – это один из приемов написания.
Во-первых, оттого что не нужно в этом случае сильно напрягать мозги, придумывая рифму, а во-вторых, в большинстве народных песен отсутствует припев, и такой прием .помогает запомнить песню быстрее. Это повторение может разбрасываться по разным куплетам. Кстати, рифмы в народных песнях может и не быть, она, конечно, не помешает песне, но и без нее обойтись можно.
Давай поколдуем вместе над нашими строчками, может у нас получится что-то интересное?
Угасало ясно солнышко,
За лесочек, за тёмен садилося.
Что я сделала? Я усилила описание природы, к тому же применила слова в уменьшено-ласкательном значении. Это весьма характерно для народного творчества, не солнце, а солнышко, не лес, а лесок, лесочек. Я умышленно сломала слово «темный» и перенесла ударение на непривычное место. Не «тёмен», а «темЕн». Скорее всего, народная песня придумывались сначала, как мелодия, а потом уж к этой мелодии подбирались слова. Не всегда удавалось найти подходящее к мелодии слово, оттого брали то, которое подходило по смыслу, и пели уже так, как велела мелодия. Окончание «ся», и отсутствие окончания, как в слове «ясно» – это тоже народная «фишка». Возможно, в практике это тебе никогда не пригодится, но знать это – не помешает.
Продолжаем.
Угасало ясно солнышко,
За лесочек, за тёмен садилося.
Бедна, бедная, бедна девица
Да под вечер Господу молилася.
Ты спросишь меня: «Откуда взялся такой ритм?». Все очень просто. Я составила нехитрую схему.
5*5*
5*8 *
5*5*
5*8*.
« Вот-вот, – скажет пессимист – Началось!»
« Непонятно, – скажет оптимист. – Давай это пропустим».
« Поподробнее, – скажет реалист. – Я не понял. Что за схема?»
Значит, ты не совсем понял, о чем я веду речь? Сейчас объясню.
Давай петь наш любимый «Мороз».
Поем.
Ой, мороз, моро-оз.
Стоп. Заметь, ты взял дыхание, что бы спеть следующую фразу.
Так вот, дыхание я обозначила знаком «*». А цифра, это количество фактических слогов, что ты спел. Я надеюсь, ты помнишь о том, что слово состоит из слогов. Считаем слоги:
1—ой, 2—мо, 3—роз, 4—мо, 5—ро, 6—оз.
Ты теперь понял, почему я сказала «фактических слогов»? Потому что в этой фразе по правилам русского языка – 5 слогов, а фактически мы их спели 6.
Ты ведь, однозначно понимаешь, что написанный текст – это еще не песня. Песня родится только тогда, когда есть мелодия этого текста. А мелодия, надеюсь и это для тебя не секрет, состоит из нот, так же как и наши слова из слогов. В песне, на каждый фактический слог приходится ровно одна нота. И в нашем случае с «морозом» на пропетую фразу пришлось 6 нот.
Совокупность нот до взятого дыхания назовем музыкальной фразой. К слову сказать, певец не всегда берет дыхание по окончанию музыкальной фразы, а некоторые «умельцы» умудряются взять дыхание и во время музыкальной фразы, но этот факт мы не будем брать в расчет. Пусть берут, где хотят, мы это дыхание обозначим там, где нужно!
Вернемся к схеме нашей рождающейся песни.
Первая строчка состоит из двух музыкальных фраз, в каждой из которой 5 нот.
На схеме мы ее обозначили:
5*5*
На каждый слог текста приходится не менее одной ноты.
Вот на первую строчку текста пришлось десять нот. Еще раз закрепим изложенный материал. Я не случайно сказала, что на каждый слог не менее одной ноты. В первой строчке у нас только 9 слогов, значит, на какой-то слог пришлось две ноты. И это нормально! Хоть 3! Вспомни «Ой, мороз»:
Ой, мороз, моро-оз…
Ты меня спросишь: «Если все дело в нотах, то зачем эти схемы? Пусть композитор голову ломает, сколько нужно нот на слог! И почему именно 5*5*, 5*8*?».
5*5*, 5*8* – набор случайных чисел, он мог быть любым, но, конечно же, не 100. Рисуя схему, ты можешь спокойно брать числа от 1 до 10, но лучше быть в середине этого числового ряда, тогда и тебе проще, и песня на слух будет восприниматься лучше. А схема нужна, чтобы упростить тебе работу, ведь песня состоит из нескольких запевов, а в народной песне их количество может приближаться к 10, и во всех запевах должен быть один и тот же рисунок.
А давай-ка, напишем припев к нашей песне. Припевы, как правило, имеют другой ритмический рисунок, соответственно и цифровая схема будет другой.
Пусть она будет такой:
3*3*
7*
3*3*
7*
Пишем!
Русая, русая
КОса заплетенная
Я опять перенесла ударение. И дописываем:
Бедная, бедная
Девка нарученая.
Да… «наручеными» называли сосватанных девушек. Это так, к слову.
Как читается наш припев? Ведь я не зря написала:
7*
а не, предположим:
3*4*.
А читаем именно по схеме:
Русая, пауза, русая, пауза, косазаплетенная, пауза.
Именно так, одним словом: косазаплетенная.
Прочти сам. Не кажется ли тебе, что у этих строчек появляется мелодика?
Попробуй по этой же схеме прочитать запев. Ты помнишь, что в запеве слогов меньше, чем предусмотрено схемой? Я тебе немного подскажу, но ты постарайся эту работу сделать сам.
Подсказка: Угаса-ало….
И вот что у нас получилось в итоге:
1.
Угасало ясно солнышко,
За лесочек, за тёмен садилося.
Бедна, бедная, бедна девица
Да под вечер Господу молилася.
Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая
Теперь тебе больше нравится?
Понятно. Ты не большой любитель народного творчества.
Хорошо. Давай допишем эту песню и отдохнем. Возможно, то, о чем я буду дальше вести речь, вдохновит тебя больше.
2.
Бедна, бедная, бедна девица
Да под вечер Господу молилася
Ты не дай, Господь, замуж выйти
За нелюбого да за старого.
Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая
3
Ты не дай, Господь, замуж выйти
За нелюбого да за старого
А ты дай, Господь, замуж выйти
За молодого, за кудрявого.
Пр:
Русая, русая
Коса заплетенная
Бедная, бедная
Девка нарученая
Вот такая песня у нас с тобой получилась, собрат! Ты уже устал? Тогда сделай перерыв, и начнешь следующую главу, когда все, о чем я тебе поведала сейчас, станет настолько же простым, как таблица умножения на 2. А при случае напиши пару народных текстов. Для тренировки. И не забудь! От природы – к переживаниям!
Но если тебе, вдруг, понравится работа в этом песенном жанре, то в конце учебника ты найдешь факультативное занятие, в котором ты сможешь узнать больше о секретах написания стилизаций народных песен. Я не стала их тебе рассказывать прямо сейчас, поскольку это может быть тебе не интересно, ведь ты мыслишь себя поэтом-песенником, работающим в жанре совсем другой музыки, например, рэпа. И я тебе рассказала только о том, что тебе действительно может пригодиться.
Свидетельство о публикации №111032005530