Краткая История Епархии
В течение всего первого тысячелетия нашей эры христианская вера была одним из основных, а в отельные периоды и основной, духовной силой в Кавказской Албании. Была создана автокефальная Албанская церковь, христианство до оккупации арабами и последующей насильственной исламизации, было государственной религией. После исламизации Кавказской Албании её церковь пришла в упадок, большую роль в этом сыграло то, что она лишилась автокефалии и была передана Эчмиадзину. В статуе автономной она и просуществовала до 19-го века. В начале 19-го века в регионе появилось много этнических православных, русских и других. Вместе с ними, естественно пришла и Русская Православная Церковь. Церкви появились в столице - Баку. Так же были возведены храмы в Гяндже и Шемахе. Нефтяной бум спровоцировал динамичный рост экономики в регионе, что в свою очередь спровоцировало прирост православного населения. Возникла необходимость в епархии, которая и была основана в 1905 году. Епархия объединила православный народ вдоль всего западного побережья Каспийского моря, а епископ стал зваться «Бакинским и Прикаспийским». Тем самым было подчеркнуто, что именно Баку является всесторонним центром в данном регионе.
После октябрьского переворота 1917 года духовная жизни Бакинской и Прикаспийской епархии, как и Русской Православной Церкви в целом, существенно усложнилась. Азербайджанская ССР была присоединена к Закавказскому обновленческому митрополитанскому округу в 1923 году. Начались преследования священнослужителей епархии, были репрессированы священники Иван Ганчев (новомученик Иоанн пресвитер Бакинский), Ефимий Савельев, Андрей Ерёмин и другие. В 1936 году в Баку была уничтожена часовня на месте казни святого апостола Варфоломея, а так же собор Александра Невского.
В 1943 году жизнь церкви начала переживать некоторый подъем. 1944 год ознаменовался восстановлением деятельности Собора «Рождество Богородицы» в городе Баку. Так же были открыты ещё несколько православных храмов на территории Азербайджанской ССР, однако все эти приходу были включены в состав епархии «Ставропольской и Бакинской», а Бакинская и Прикаспийская кафедра восстановлена не была. Подобное положение не изменилось вплоть до восстановления Азербайджаном независимости. В Суверенной Азербайджанской Республике остро встала необходимость в упорядочении религиозного управления, духовной жизни. В ответ на эти требования времени Священный Синод РПЦ и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий второй восстановили Бакинскую и Прикаспийскую епархию, ставшей уже 128 в РПЦ. Епископом стал Архимандрит Александр, который до того занимал должность благочинного приходов православной церкви в Азербайджанской Республике. В епархию были включены приходы Русской Православной Церкви в Азербайджане, Дагестане и, по началу, Чечне. Затем приходы Чеченской республики были исключены из состава епархии.
Восстановленную епархию в разное время посещали Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй и Кирилл, а так же Экуменический Патриарх Варфоломей. На встрече Патриарха Варфоломея и общенационального лидера Азербайджанского народа Гейдара Алиева было заявлено о восстановлении часовни, которая стояла на месте казни апостола Варфоломея.
Епархия находится на территории в основном населенной представителями ислама, и в этих условиях подает добрый пример того, как христиане строят отношения с иноверными. Так же следует отметить, что в Азербайджане действуют и другие христианские церкви, Католическая и Протестантские. Епархиальные власти выстраивают с ними отношения в духе христианской любви. Епископ часто посещает праздничные богослужения Сестры Церкви, и пользуется уважением и авторитетом среди всех христиан региона.
http://yahya-mesihi.livejournal.com/8525.html
Свидетельство о публикации №111031907440