Предисловие
*За глаза, внутри себя и в своем кругу я называла Владимира Абрамовича Файвишевского Фаем. К нему же лично обращалась по имени отчеству – Владимир Абрамович, поэтому в моем тексте он - В.А.
Читала «Записки» Фая, и меня охватывали ностальгические чувства. Будто из другой жизни приплывали ко мне воспоминания о страстях молодости, о сейчас кажущейся немного наивной вере в чудесную таблетку или всесильную формулу. Вспоминались и молодой азарт, и витающее в воздухе 60-х годов предчувствие чего-то огромного, ощущение возможности необыкновенного прорыва.
Смесь сумасшедшего энтузиазма с работой по 20 часов в сутки и юношеского честолюбия в предвкушении «Нобелевской» завладела и мной, 17-летней (я была лаборанткой, потом старшей лаборанткой и дипломницей В.А.), попавшей в окружение блистательных молодых умов, которые собрались в то время в НИИ Психиатрии АМН СССР.
«Записки» - об этом времени, о молодом упорстве, о вере в себя... И о боли от несбывшегося, от предательств, препон и лжи.
Даже на склоне лет – а В.А. сейчас уже 80 – чувствуется эта неизбывная боль…
Помимо воссоздания атмосферы времени, охватывающего период после «оттепели» до краха казавшегося вечным ужасного красного колосса, «Записки» интересны и рассказом об опыте одного из первых практикующих психотерапевтов в нашей стране, которым довелось, по воле судьбы, стать Фаю. Это сейчас каждый второй здесь – психолог-практик. Это сейчас нам доступны книги Милтона Эриксона и Вирджинии Сатир, и курсы НЛП – хоть для начинающих, хоть мастер-классы. А тогда – ничего этого не было.
В «Записках» В.А. рассказывает, какое огромное значение он придает первой беседе с клиентом, как изобретательно и успешно он использует внушение, гипноз, медитацию, работу с образами и перевоплощениями.
Однако давно замечено - что бы ни делал психотерапевт, каким бы методом он ни работал, - лечит, прежде всего, его собственная личность. Может, в этом факте больше всего сокрыта тайна психотерапии, объяснение того, что далеко не всегда находки большого Мастера могут быть воспроизведены последователями, а также то, что результаты разных методов психотерапии, в общем, мало различаются по эффективности.
По мнению Кохута, известного психоаналитика, которое я в большой степени разделяю, нередко исцеление клиенту в психотерапии приносит восстановление или даже формирование нарушенной самости.
В самом деле, очень многие, перегруженные проблемами и обращающиеся к психотерапевту люди, страдают от падения чувства самоуважения, даже от подавленного, глубоко спрятанного внутри чувства стыда, от потери чувства сопричастности с человечеством. Кохут называет три базовые потребности, удовлетворение которых приводит к формированию здоровой самости:
1) потребность в идеализации, т.е. ощущении себя замечательным, достойным, приносящим наслаждение самим своим существованием,
2) потребность в уважаемом, значимом Другом,
3) потребность в сопричастности с этим Другим, чувство, что «Мы – одной крови».
В.А. – в высшей степени наделен способностями удовлетворять все эти три потребности страждущего клиента. Так и вижу его, сидящего в кресле, попыхивающего неизменной трубкой, заряженной вкусно пахнущим табачком. Внимательно слушающий, с живыми, невыразимо прекрасными глазами (может, в них весь секрет?), острым, часто ироничным или озорным взглядом. Умеющий поднять беседу с бытовой плоскости на высоту, шуткой разрядить напряжение. Бесконечно много знающий. Настоящий Отец по Духу, Учитель, мудрец, даже волшебник – вот каким он видится с той, другой стороны, где клиент – страдалец.
И никакие гипнотические приемы и рациональные объяснения вне этого исцеляющего и покоряющего образа, уверена, не работали бы с такой силой.
Согласна с В.А. – не важно, что ты делаешь с клиентом – может, просто плачешь вместе с ним, – а важно, какой ты.
И еще удивительно, как проницательно и бунтарски, в один голос с практически неизвестными у нас в то время Адлером и Юнгом, В.А. думает и говорит о бессознательном.
Мне хочется процитировать отрывок из замечательной статьи Л.И. Невлера о В.А.Ф. , где хорошо передаются звучавшие в их диалогах любимые мысли В.А.:
« Не надо думать о бессознательном слишком плохо. В нем содержатся вовсе не одни только «комплексы» и постыдные желания, которые извлекают оттуда психоаналитики.
Моя практика лечения неврозов убеждает меня в том, что в вытесненном за пределы сознания содержатся порой вещи хорошие, благословенные – память о подлинной, но скрываемой от себя истине, и то тайное знание о возможных последствиях ошибочного выбора, которые древние называли «судьбой», «роком», и то, наконец, что входит в понятие «совести», что Сократ называл «своим демоном». Помните? Он говорил, что его «демон» никогда не подсказывал ему, что надо делать, но всегда – чего делать не надо. Он умел слушать «своего демона». Слушать и слушаться. А большинство наших пациентов не умеют этого, живут с сознанием, наглухо закрытым, никогда не вырываясь в пространство общения с самими собой. И наша задача – организовать им это пространство на психотерапевтическом сеансе…»
Сквозь «Записки» красной нитью проходит больная и грустная тема, подкрепленная жизненными наблюдениями Фая, что каждый получает по заслугам. И что не надо беспокоиться об отмщении, мол, «есть Божий суд, наперсники разврата».
Но у В.А. это не Божий суд, а, можно сказать, самосуд – самонаказание, еще одно проявление бессознательного в нашей жизни.
И последнее. «Записки» еще и об упорстве, верности себе, мужестве человека творческого, поставленного в условия, когда, казалось бы, все против него. Об умении найти свою нишу. Может быть, это умение особенно важно сейчас, в нашей российской действительности.
Стихотворная переписка с другом, скромный кабинет районного диспансера – вовсе не экран ТВ, не трибуны съездов, не страницы газет – вполне пригодные, как оказалось, места для выращивания и сохранения себя. Такого себя, что и эпохи сменились, и властители государств и умов, а обаяние и притяжение личности – и остались, и действуют.
В общем, «делай, что можешь, и будь, что будет».
И вот – настоящее чудо: появляется «стихи.ру» (спасибо всем причастным!!!), а вместе с тем и возможность многим людям из разных стран и поколений, и - кто знает?! - может, и далеким потомкам познакомиться и пообщаться с этим прекрасным, мудрым и бесконечно обаятельным – Владимиром Файвишевским.
Свидетельство о публикации №111031906714
Вам действительно повезло с ученицей, а ей с учителем. Начну читать с вашего позволения.
Спасибо за фотографию. Трубку обычно курят философы.
С глубоким уважением и пожеланием здоровья,
Иван Боруто 09.04.2011 14:27 Заявить о нарушении
Владимир Файвишевский 11.04.2011 21:59 Заявить о нарушении