Станислав Белковский В Россию пришла истинная своб

Станислав Белковский В Россию пришла истинная свобода слова

Московский Комсомолец № 25594 от 18 марта 2011 г.

Многие аналитики, наблюдатели и комментаторы считают, что в современной России нет свободы слова. Как же горько они заблуждаются! Именно в наше время в нашей стране достигнута самая полная свобода слова: можно говорить и писать все что угодно, никого и ничего не опасаясь.

Вот, например, не какой-нибудь хрен с горы, а сам руководитель политического департамента нашей крупнейшей партии “Единая Россия” Алексей Чадаев намедни написал на официальном партийном сайте буквально следующее: “Лозунг “Единая Россия” — партия жуликов и воров” на самом деле сработал в плюс правящей партии. (…) Нормальным стереотипом общественного сознания считается гипотеза о том, что во власти сидят жулики и воры. Этот было свойственно любой стране и в любую эпоху. Тем самым для массового сознания сказать, что “Единая Россия” — партия жуликов и воров означает просто другим способом заявить, что “Единая Россия” — это партия власти. И таким образом подтвердить стереотип, на котором партия сама в первую очередь настаивает”.

Мне представляется, что в любой стране мира, даже в Ливии или, там, Уганде, функционер партии власти, официально провозгласивший: “Мы — жулики и воры и этим гордимся!”, был бы немедленно отправлен в отставку. А затем, не исключено, стал бы объектом сурового товарищеского суда. И только в нынешней России, как мы видим, такие вещи остаются совершенно безнаказанными.

Следуя логике “едреного” идеолога, можно предположить, что на думские выборы-2011 единороссы пойдут, предварительно раскрыв перед лицом народа полную информацию о том, сколько и чего украдено — ими всеми, вместе взятыми. И тогда, видимо, конституционное большинство “ЕдРу” обеспечено.

Пользуясь случаем, как политтехнолог на пенсии, хотел бы порекомендовать “партии власти” расширить тандем “жулики—воры” до триады и пойти на выборы под лозунгом “Единая Россия” — партия жуликов, воров и дураков”. Тогда даже самые тупые поймут, что речь идет именно о партии, представляющей нынешнюю российскую власть.

Прошу прощения у читателя за избыточное внимание к малоизвестному персонажу, но пресловутый г-н Чадаев на днях отметился еще и прямой кавалерийской атакой на президента Дмитрия Медведева, которого “ЕдРо”, по идее, должно считать полубогом. (Ибо полноценным богом партия считает другого человека.) В своем блоге партийный идеолог указал на провал ливийской политики Кремля: “Я считаю попытку кремлевских обитателей присоединиться к хору осуждающих Каддафи ошибкой, которая может стоить Медведеву политического будущего”. И заодно атаковал средствами Twitter президентского помощника Аркадия Дворковича, поставив перед ним поистине гамлетовский вопрос: “В случае вооруженного мятежа в Москве что Вы посоветуете своему шефу — бежать или защищаться?”

Если это не свобода слова, то что же это?

Надо сказать, что в последнее время неслыханной в мировой истории свободой слова все чаще пользуется и Русская православная церковь Московского Патриархата (РПЦ МП). Например, легендарный о. Всеволод Чаплин, руководитель структуры с пикантным названием ОВЦО (Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества), отточенным лезвием своего быстрого языка решительно прорвал международную изоляцию полковника Каддафи, одобрив его усилия по ракетно-бомбовому уничтожению собственного народа. “Кто знает, какой была бы сегодня Россия, если бы в феврале и октябре 1917 года власть достойно, как ей и подобает, отреагировала на действия мятежников?” — спросил нас священноначальник.

Нельзя не отметить, что воздух свободы сыграл с профессором Чаплиным злую шутку. Перед выступлением в поддержку Каддафи он забыл перелистать историю русской революции. А если бы перелистал, то вспомнил бы следующее.

Не надо думать, что последний российский император Николай II в феврале 1917-го не хотел силой подавить волнения в Петрограде. Очень хотел, и даже отдал соответствующий приказ Петроградскому военному округу. Просто этот приказ оказалось некому выполнять. Поскольку авторитет самодержца в войсках упал до критически низкого уровня. И как раз генералы, которые должны были бы спасать империю (во главе с начальником штаба Верховного главнокомандующего М.В.Алексеевым), оказались в первых рядах энтузиастов отречения императора, то есть делателей революции. Ну а в октябре 1917-го в России просто не было никакой реальной власти. Так что жесткий антибольшевистский приказ отдать оказалось некому.

И вполне резонно было задать каддафилюбивому священнику встречный вопрос: а где во время трагических событий 1917 года была Церковь? Могла ли она, старейшая опора русского народа и человека, предотвратить сползание страны в кровавый хаос? Ответ: нет. Потому что уже не обладала необходимым для спасительной миссии духовным авторитетом. Ни для элит, ни для народа. Утрата же авторитета стала следствием двух с лишним столетий огосударствления Церкви, ее фактического превращения в составную часть имперского аппарата. Сейчас РПЦ МП идет тем же путем — хочет огосударствиться. Причем добровольно. Разжигает пламя, в котором она уже один раз горела. Может быть, если бы у церковников было меньше свободы слова, у них нашлось бы время об этом подумать?

А пока они пользуются широчайшей свободой напропалую. Например, благочестивый иерей Александр Шумский откровенно высказался о свежей японской трагедии, объяснив православному люду, что страшная беда — трансцендентный ответ японским претензиям на исконно русские Южные Курилы. “Знаменательным, безусловно, является тот факт, что катастрофа в Японии произошла в дни Великого Поста. Практически все русские люди, в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских островов российским президентом в Японии топтали его портреты... другим странам тоже есть над чем задуматься”.

В общем, кто нас, нефтегазовых сирот, обидит, тот дня не проживет. Жестоковыйненько, зато честненько.

К иерею примкнула еще одна православная дама, журналистка, известная в качестве
 духовной дочери нар. арт. РФ Н.С.Михалкова. В своей газете, рассуждая о причинах японских землетрясений, унесших десятки тысяч жизней, она произнесла: “Унижать Россию не рекомендуется. Доказательства этого настолько впечатляющи, что оторопь берет. …Тут не восторг, тут эмоциональная лихорадка, вызванная близостью чуда, явного и грозного”.

Да. Еще, по словам этой дамы, и крушение самолета польского президента под Смоленском было актом помощи Российской Федерации со стороны высших сил.

Разве в нашей советской юности мы могли мечтать о такой свободе слова, ничем не стесненной и никакими рамками не ограничиваемой?

Да, многие вокруг свободно говорят, что современной России, наверное, и вправду чудовищно везет. И с Японией, и с Северной Африкой. Сейчас цены на нефть подскочат до $150 за баррель — а нам, как тут объявил министр финансов Алексей Кудрин, и $115 достаточно, чтобы закрыть дефицит федерального бюджета. Да и шальные иностранные деньги
, убоявшись японских катаклизмов и арабских революций, многомиллиардными потоками ринутся к нам, в нашу абсолютно спокойную, вызывающе стабильную экономику. Куда же им еще деваться?

Но что-то мне подсказывает, что такое материальное везение может быть не от Бога. А в результате сделки с другим субъектом, известном в просторечии как дьявол.

А, собственно, что? Ведь, если подумать, именно дьявол остался главным положительным героем русской литературы советского периода. Воланд и Остап Бендер — вот две основные ипостаси этого героя. Один — настоящий сатана, другой — земной человек, вжившийся в роль и образ мелкого беса.

Эти герои стали образцами для тех, кто правит сегодня Россией. Остап, который хочет стать Воландом и почти верит, что это возможно, — вот идеальный представитель современной правящей элиты страны. Он же — гарант чудовищной свободы, обуявшей Россию в нулевые годы XXI века.

Так что если мы не можем обнаружить в сегодняшней России души — это неудивительно. Видимо, она отдана в залог долгого нефтегазового благополучия.

Как вы думаете, чем все это закончится?


Рецензии