7. Переклички и ДСП

Стихи.ру. Инструкции по эксплуатации для "Чайников"

Написала Алкора http://www.stihi.ru/avtor/koryalla

Продолжение. Начало в http://stihi.ru/2011/02/10/4570


   На протяжении какого-то времени я знакомила вас с тем, что называется Твердой формой – стихотворениями, написанными по определенным и строгим правилам рифмы, размера и оформлению строфы, настолько строгими, что эти правила иногда записывают в виде определенной формулы. (см. http://www.stihi.ru/2010/06/22/2746 (АлКора) )

   Написание стихов  в твердой форме встречается не так уж часто. Подавляющее число творений нашего сайта создано без всяких правил построения, то есть допускают любой рисунок строфы, порядок чередования рифм и их количество и любое количество (либо отсутствие) рефренов – повторения строк.  Тем не менее, авторы стараются писать свои стихи по какому-то определенному «рисунку» и ритму, чтобы их творение выглядело и звучало красиво и гармонично.

   Встречаются стихи еще в меньшей степени подвластные правилам – так называемые ПИСЬМА В СТИХАХ. Их часто используют поэты, работающие совместно – в стихотворных ПЕРЕКЛИЧКАХ на самые разнообразные темы. Один поэт задает тему, делая ссылку-обращение на какого-либо автора – пишет ему письмо в стихах, а другой на это стихотворение отвечает – пишет ответ. Хороший поэт старается сделать это красиво – не просто набросав тему ответного послания, но и придав ему подходящую форму. Поэт-торопыга (да простит меня тот, к кому можно отнести это наименование!), о форме послания не думает – он просто пишет письмо. При этом и рисунок строф постоянно и произвольно меняет, и за ритмом не следит – разве что концевые рифмы причешет, чтоб звучало «складненько». Подобными письменами многие из нас баловались на лекциях в институте – когда лектор читает скучно, а нам  лень записывать. Но одно дело – игра с приглянувшейся девушкой, другое - публикация на сайте. Иногда, правда, такая переписка получается интересной – содержит остроумные фрагменты и радует умными размышлениями. Почему бы ее не опубликовать? Тем более,  кто нам запретит, кроме нашего собственного врожденного вкуса, если таковой имеется? К какому жанру ее лучше всего отнести при публикации? Не знаю. Я свои «опусы», если решаюсь их опубликовать , отношу к жанру «без рубрики».

   Что важно для публикации этих «писем»? Они должны быть интересны для многих. Не для тех двоих, которые увлеклись игрой и прекрасно понимают разные свои намеки и междусобойчики, а для большинства читателей. Необходимо помнить, что ваш читатель вовсе не собирается прочитывать все, что вы написали в своей переписке раньше, как бы вам этого ни хотелось. Именно поэтому КАЖДОЕ ваше письмо должно быть понятно сейчас и само по себе, а главное, содержать какие-то интересные мысли, которые пригодятся или просто понравятся вашему читателю. Они должны быть ЗАКОНЧЕННЫМ и самостоятельным стихотворением, пусть и нанизанным на длинную нить  множества писем вашей переписки.

   А теперь еще один важный момент, касающийся уже не только писем-перекличек. Есть люди, которым Господь подарил хороший поэтический слух и легкую руку на  рифмовку речи. Такие, если они в хорошем настроении, могут беседовать стихами, ни мало не затрудняясь подбором слова. Но то, что хорошо в устной речи и среди своих, не всегда радует глаз читателя. Уважающий себя поэт должен обдумать и выносить в себе то, что он хочет обрушить на головы своих читателей.

    Применительно к поэзии степень этой обдуманности демонстрирует наличие ПРОЗАИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СТИХОТВОРЕНИЯ. Не мысль должна  следовать  за подходящей рифмой, а подходящие слова подбираются, исходя из желания наиболее полно выразить «наболевшее». Поэтому, прежде, чем писать «ответное послание» или просто «стихи по поводу», обязательно прикиньте в прозе, что именно вы хотели бы сказать – ну, хотя бы примерно. Конечно, иногда в процессе бездумной рифмовки к нам из потока сознания приходят очень удачные мысли – это бывает, и многим знакомо, но все-таки не уповайте только на чудо. Определитесь со своими намерениями. А иначе у вас получится «телега» - так на языке хиппи называются длинные связные тексты, произносимые умельцами часто без всякой цели. «Телеги», как правило, имеют незначительную сюжетную основу и состоят в основном из пространных рассуждений и вольных допущений. Очевидно, что «телега» - это то, чем баловались скальды при написании  своих  древних саг и акыны, которым многие поэты нашего сайта так любят подражать («пою о том, на что смотрю»!).

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь написать, это стихи ДСП – «для служебного пользования» или, что еще точнее - «для собственного пользования». Вы решили кого-то поздравить с Юбилеем или написать послание для прочтения его на застолье своих коллег по работе. Те, кому вы это написали, были в полном восторге: вы вспомнили в своих стихах много того, что всем понятно, памятно и случилось на их глазах. Окрыленный успехом, вы публикуете эти стихи на сайте. Или даже просто направляете их поэту сайта, у которого ныне праздник, а вы с ним болтаете ежедневно, почитывая и похваливая стихи друг друга.  Такие стихи я называю ДСП-шными или НЕСТИХАМИ, и считаю запрещенным приемом. Если, конечно, они не попали в разряд  безумно талантливых  и не содержат истин, понятных всем (что бывает крайне редко), то они, кроме вас и ваших знакомых, никому не нужны.

   Я уже предвижу множество возражений на свою статью. У многих такой тип ДСП-шных стихов практически составляет сто процентов из всего опубликованного. Они просто не пытались еще пробовать «ваять поэзию». Начинайте! Раз Бог дал вам талант рифмовать, то даст и возможность творить – надо просто очень захотеть этого, а еще – полюбить тех, кто является читателем этого сайта. А «он достоин самого лучшего» - обычно говорю я себе. И свой собственный многотомный «Поздравляж» размещаю совсем в другом месте – в личном компьютере, а не в интернете!

  За сим, хочу откланяться. Я  с удовольствием выслушаю все ваши возражения, дорогие мои и горячо любимые Чайники. Чайник Чайника всегда понять сможет.

  С теплом, ваш Чайник.

Продолжение следует


Рецензии
СПАСИБО, Алкора! Очень хорошая ваша статья!
И чувствую, что здесь совсем не обойтись без меня.
Я себе поставила задачу - в интернете лишь рифмой говорить!
Слежу как организм развивается, как борется и помогает жить.
Творчество - это деятельная пурга и это неоднократно повторю я:
http://www.stihi.ru/2009/10/11/777

Однажды пожилая поэтесса мне сказала: "Поэзия интернета - хлам".
Очень хочется ещё раз для неё ответить:
"Поэзия интернета - не хлам, а большой труд, который каждый день видишь со стороны."

Стихи - крик о помощи... протягивание руки...
противостояние читателя и автора... зов оголенной души...
Стихи - несуразицы... кружева из слов... структурирование мысли... логичность основ...

Есть стихи сценичные,
Есть стихи бумажные.
Знай, те и другие -
Бесконечно важные.

Сценичные - бесправильны,
Бумажные - гармонь.
В стихах, тех и других,
Нелегкой жизни соль.

Поэт в душе открытый.
Поэт в душе - не враг.
И слог в нем не убитый,
Поймет любой простак.

Поэт в душе - художник,
Поэт в душе - не трус.
Он лихо, как сапожник,
Снимает с жизни груз.

Кругом его подковы.
Везде его подкол.
Он знает все основы,
Чтоб устранить раскол.

Поэт эгоцентричен,
Поэт душою чист.
Рисует жизнь словами,
В работе - футболист...

Есть стихи сценичные,
Есть стихи бумажные,
Знай, те и другие -
Беспрекословно важные.

Катится мой клубочек мыслей по дорожке...
За ним еле успеваю прыгать на одной ножке.
Сама не знаю, куда клубочек жизни приведет,
Где ниточка оборвется и конец свое возьмет.

В общем, конца и края по этой теме нет!
Очень прошу прощения за длинный ответ.
С уважением.

Людмила Филатова Владимировна   18.03.2011 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за столь пространный отклик и за стихи. Если честно, я немного настороженно отношусь к стихам в окнах рецензий: иногда они по существу, но гораздо чаще - самореклама себя любимого взамен мнения о прочитанном.
Поэзия интернета - разная. Есть хлам, а есть и стихи профессионалов своего дела. И на Стихире надо постараться найти для себя свою нишу - тех поэтов, кто вам нравится, у кого вы сами готовы учиться. Для каждого - это свой круг авторов. Их удобно помещать в свои "Избранные" и следить за их публикациями, обмениваться мнениями с ними о стихах (а не просто болтать!). Тех, чьи стихи могут казаться вам "хламом" лучше не трогать - они в начале пути. Лучше пусть они пишут пока еще слабые стихи, чем... много чего лишнего делать.
Я СТИХИ. РУ нашу люблю - она многому меня научила - и в творческом, и в человеческом плане.
С уважением!

Алкора   18.03.2011 11:05   Заявить о нарушении