Стихи из романа Прыжок в пустоту

Полная электронная версия романа на сайте Проза.ру

Герой фантастического романа Николай после травмы находится в состоянии управляемой искусственной комы. При этом вся его мозговая деятельность "читается" теми, кто этой комой управляет. В данном отрывке представлен один из моментов такого "читаемого управления", когда "наблюдатели" видят на экране то же, что видит в искусственном сне их подопытный. Видят, как он встречается с различными виртуальными образами исторических персон,в основном учёных, философов разных эпох и народов, которые видят в Николае неожиданно оказавшегося в потустороннем мире живого человека, и у них возникает надежда, что благодаря ему будут сбываться их прижизненные желания и мечты. "Наблюдателями" за всем происходящим являются профессор Лугин (нейрохирург - нейропсихолог - психофизиолог), осуществивший операцию на мозге Николая с подключением его к специальной "читающей" аппаратуре, созданной, в свою очередь, академиком Дналовым. События происходят в "Центре Вездесущности" академика Дналова (Дналов - это Воланд, если читать в обратном порядке).
   Эти пояснения даны для того, чтобы был хотя бы в основном понятен контекст. Сам же отрывок прозы нужен для того, чтобы было понятно место и значение стихов. А стихи написаны с целью краткого, но цельного изложения сути трудов ряда древних философов, например, Гесиода ("Труды и дни"), основных умозаключений Аристотеля, для описания некоторых мифологических моментов, например, отношения Фортуны к людям. Одним словом, стихи написаны для того, чтобы сконцентрировать многие мысли, обширную информацию, сократить объём книги примерно в три раза, потому что в наше время людям читать "толстые" книги совершенно некогда!В романе со стихами около 160 страниц, а только в прозе было бы около 500. Итак, выдержка из романа:
                ------------------------------
"... Повторилась уже виденная ими картина туманностей и густот, плавающих колонн и пересекающих их плоскостей, золотисто - багряных отблесков, множества радуг концентрической формы, контуров, напоминающих горы, полупрозрачных теней людей и животных, огромных всадников на вздыбленных конях...
    Постепенно очертания ландшафта, если можно его так назвать, стали напоминать Николаю картину Чюрлёниса "Соната гор" с множеством пирамид, конусов, увенчанных шарами, разрядами молний. В центре виделось подобие крепости. Наверное, Акрополь.Вот кто-то движется навстречу, в лучах заката, в греческой тоге... Похоже, Гесиод, создавший поэму "Труды и дни" о порче человека при смене поколений. С широким жестом гостеприимства Гесиод продекламировал:

Мы рады, что посланца шлёт земля!
За двадцать семь веков мы так заждались!
"Труды и дни" пяти веков ни дня
За этот долгий срок не продолжались!

Тогда, при Кроне, в веке Золотом,
Спускались боги за советом к людям.
А люди, возомнив, что так и будет,
В подземном царстве обрели свой дом.

Зазнайство губит. Нет сильней врага
Для оскуденья разума и силы.
За неповиновение богам
Во гневе Зевс людей загнал в могилы.

Так век Серебряный был завершён,
А с ним и люди в духов превратились.
И Зевсом Медный век провозглашён,
Но люди лишь во вражьи стаи сбились.

И, перебив друг друга до конца,
Исчезли в Царстве мрачного Аида,
Без чести, без победного венца,
Но с гневом за взаимные обиды.

И Зевс полубогов - героев рать
Создал в четвёртом веке, чтобы сами
Могли людей не только защищать,
А возродить общение с богами.

Но жизни отдали они в боях,
Их подвиг вечной славой увенчали.
Теперь они живут на островах,
Вдали от всех, не ведая печали.

Последний, пятый век, и род людской -
Железный. Да таков он и поныне:
Ликует Зло. И собственной рукой
Сам человек всё превратит в пустыню.

Уходят поколенья рой за роем,
Но связь времён, народов и богов
Неведома сегодняшним героям:
Не до богов - отбиться б от врагов!

Давно не видим мы живые лица.
Вам предстоит ту связь восстановить.
И благосклонность Зевса возродится,
И веку Золотому снова быть!

Все боги в благосклонности пребудут,
"Труды и дни" да будут продлены,
И духи предков в Небесах да будут,
А люди - вещим разумом сильны!

Тут, откуда ни возьмись, появились архангелы, и, как бы предупреждая Николая, чтобы он не мешкал и не вступал в долгий разговор с наскучавшимся по общению Гесиодом, хором сказали:

Приветствуем богов Олимпа
И славных мудрецов Эллады!
Склоняем головы и нимбы,
И к делу - нам работать надо!

     Гесиод жестом указал Николаю путь в сторону Акрополя. Архангелы исчезли. Николай двинулся дальше, размышляя: почему всё-таки Акрополь? Причём тут Греция? При этой мысли перед ним явились четыре красавицы гречанки, одна краше другой. Но лишь одна, идущая впереди, игриво и кокетливо улыбалась. Её стройные длинные ноги изящно оплетены тонкими кожаными ремешками сандалий... Лики сопровождавшей её троицы были невозмутимо строги.
 - Всё-таки сначала на ножки смотрит, - ворчал Дналов, - может, ты ему какой-нибудь штырь вогнал не туда, куда надо?
 - Как раз, слава Богу, не вогнал, - ответил Лугин, - боюсь, что тогда эта дама им бы не заинтересовалась...
 - Но всё-таки было бы лучше, чтобы он меньше глазел, не отвлекался, - не унимался Дналов, - тем более, что у них это не принято, невежливо...
 - Иш ты, какой целомудренный! - возразил Лугин. - У них не принято только потому, что все ходят полуголые и глаза давно "замылились", как на пляже. Но я не думаю, что им это неприятно.
 - Это же богини!
   Тут Лугин от души расхохотался:
 - Экий же ты наивный старый бес! Или ты всегда был таким? У вас ведь нет возраста?!
 - Любви все возрасты покорны... - пробубнил Дналов и отмахнулся, как будто ему мешали смотреть кино. Как раз в этот момент кокетливая красавица заговорила очень даже приятным грудным голосом:

Я Тюхэ. А у римлян - Фортуна.
Я - богиня счастливой судьбы.
Но ни арфы волшебные струны
Не приманят меня, ни мольбы.

И тебя я навеки оставлю.
Счастье должен ты сам добывать.
Трём богиням судьбы лишь представлю:
С ними будешь весь век пребывать.

Три богини судьбы - это мойры.
Мойра Клото прядёт жизни нить.
Если жизнь - лишь одни разговоры,
Клото нить ту не даст удлиннить.

А Лахосис свой жребий бросает.
И не может никто изменить
Жребий, с коим она вынуждает
Жить в смиренье иль вовсе не жить.

Вот Атропос: она наблюдает
И заносит всё в свиток судьбы.
И всё то, что в него попадает, -
Неизбежно. И тщетны мольбы.

Даже боги Олимпа подвластны
Непреклонности воли судьбы.
Боги знают, что я беспристрастна,
Предвещая исходы борьбы.

Кто судьбу обмануть замышляет -
Глуп и жалок такой человек.
Лучше пусть он другим промышляет,
А судьба даст и жребий, и век.

Кто шагает, дороги не зная,
Я в попутчицы не навяжусь.
Кто же путь свой земной осознает,
Я к тому непременно вернусь.

С изначально предмтным сознаньем
Человеку дарован язык.
Как к словам, так и к их сочетаньям,
Человек постепенно привык.

Чьей же волею мысли открылись?
В честь кого изрченья взялись?
Или боги на землю спустились?
Или люди до них поднялись?

И тому - бесконечность примеров
О рождении слов в небесах:
"Гомерический хохот" - с Гомером,
С богом Паном - "панический страх".

"Титанический труд" иль "сизифов",
Что ни слово - то новый пример,
Зародясь в древнегреческих мифах,
Обретает гигантский размер.

А когда захотелось всем вместе
В олимпийском спокойствии жить,
Сам Создатель отвёл это место
И велел ему дружно служить.

Для того, чтобы сферу познанья
От вторжения Зла остеречь,
Всем сойтись дал Господь указанье
И Акрополем крепость наречь.

Видение исчезло. Николай понял, что предупреждён Судьбой: не хитри, если осознаешь свой путь,не блуждай, не путай. В то же время понял и другое - Судьба ему поможет, если он не вздумает её обмануть. Он должен идти вперёд и делать то, что может, на своём пути. Вспомнилось изречение Екклесиаста: "Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".
                ----------------------------

... Тотчас на экране, вернее в стереопространстве, явилась взору картина Рафаэля "Афинская школа", на которой уже в течение нескольких веков в молчаливом споре замерли Платон, указующий на небеса,и Аристотель, указующий на землю. Аристотель сошёл с полотна, обрёл объёмную форму и заговорил по-русски:

Знакомству повод превосходный!
Я рад: вновь стали понимать -
Нельзя в позиции исходной
От тела душу отнимать!

Плоть лишь рабочая система.
Душою жизнь привнесена.
Она главенствует в тандеме:
Что тольку в чаше без вина?

Представьте глаз, отдельно взятый,
Способный сам существовать:
Ведь без такого аппарата,
Бесспорно, зренью не бывать!

Покуда жив он, то способен
Узреть, презреть, запечатлеть.
Так человек ему подобен:
Жить - значит то же, что смотреть.

А "насмотревшись", иль "нажившись",
Чтоб впечатленья передать,
Душа от плоти "отслужившей"
Сама не может улетать.

А это так несправедливо!
Где ж в этом божья благодать?
Но дал Господь спасенья силу:
Бессмертье в творчестве искать!

Творения не умирают,
И "рукописи не горят".
И если предки что-то знают-
Потомки их благодарят.

И предки в памяти потомков
Живут, как мы живёи, в веках.
Ведь чаша жизни - из обломков,
Обломки ж - в наших "черепках"!

Душа суть разум вместе с чувством,
Чтоб жить, не только выживать:
Наукой, логикой, искусством
Премудрость жизни познавать.

Для жизни калакаготичной
Всё, что по силам, - соверши,
Стремясь, чтоб жизнь была этичной
И эстетичной для души!

А кто лишён такого дара,
Того катарсис посетит
И его душу от удара
Трагедией освободит.

Так поприветствуем друг друга!
Добро пожаловать, друзья
Эзотерического Круга
И Вечной Мысли сыновья!

Произнеся сие приветствие, Аристотель вновь занял своё место на полотне Рафаэля.
Лугин смотрел на Дналова с явным восхищением. Ему нравилась эта странная и увлекательная игра.
Если такова вся "мозготека", если в уста виртуального Аристотеля удалось вложить всю суть его философии, с его же собственными примерами, как пример с глазом,то...
...Следующим явился Декарт со своими трудами "Правила для руководства ума", "Начала философии", "Страсти души" и трактатом "О человеке"...

                ----------------------------------------

Описанные в романе в научно - фантастическом аспекте "Центр вездесущности" и "мозготека" - это, по сути, современный интернет.

Уже никого не удивляет, что одним нажатием кнопки мы можем получить любую информацию. Не кажется фантастическим и то, что вскоре действительно можно будет вызывать виртуальные объёмные образы и даже вступать с ними в контакт.Уже реальностью стало "внедрение штырей" в отдельные зоны головного мозга с реальным воздействием на его функции.

Ещё совсем недавно всё это было чистейшей фантазией и казалось нереальным, или, во всяком случае, могло бы стать реальностью в весьма отдалённом будущем. Но оказалось, что в современном мире реальность стала опережать фантастику!

Следует заметить, что роман "Прыжок в пустоту" был издан в 1999 году, а написан мною ещё в начале девяностых, когда Интернет только появлялся, и большинство людей ещё ничего о нём не знали. Только с 1 января 1992 г. начинается официальная история Сообщества Интернет. Только в 1993 году собственным сайтом обзаводится Белый дом (США)и появляется первый общедоступный веб-сайт в России. Только появляются первые радиотрансляции. Лишь в 1999 году, когда книга вышла в свет, появляются первые музыкальные файлы. Даже самые "продвинутые пользователи" тех лет не могли предвосхитить такое бурное развитие системы Интернет...

Невозможно было предположить и то, что психофизиология, нейропсихология и нейрохирургия столь быстро достигнут таких высот. А генетика и генная инженерия?... А нанотехнологии?...

Трудновато теперь писателям-фантастам. Они уже не предвосхищают научно-технический прогресс. Более того, "не догоняют" науку! Теперь мы видим, что фантасты всё чаще стали обращаться к мистике, погружаться в историю, перемещать героев то в прошлое, то в будущее, придумывать замысловатые сюжеты, которыми трудно завлечь и удивить.

Что будет дальше с жанром научной фантастики?

Вот поэтому я и придумал своеобразный жанр, назвав его "фантасмология скрытого знания".

Поживём увидим...


Рецензии