Борьба с духом блуда
"Велик наш подвиг в борьбе с духом блудным и крайне труден лют зело; ибо борьба эта обнимает и душу и тело- всё существо наше; поэтому нужно нам крепко и непрестанно стараться о том, чтобы бодренно и неусыпно соблюдать сердце свое от блудных мыслей, а наипаче- в святые праздники, когда готовимся причаститься Св.Таин: в то время враг всячески силится осквернить нашу совесть.
Но когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе страх Божий, приводить себе на память то, что от Бога ничто не может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердца, и что Господь есть Судия и Взыскатель за всё- даже самое тайное и сокровенное. Должно тогда оживить в памяти своей и то обещание, которое изрекли мы пред Ангелами и человеками, обещание пребыть в целомудрии и чистоте.
Целомудрие и чистота не ко внешнему только житию относятся, но обителью целомудрия должен быть потаенный сердца человек, соблюдающий себя от скверных помыслов: сие-то пред Богом многоценно и вселюбезно; а кто часто предаётся блудным мыслям и сквернит себя ими, тот любодействует в сердце своём,- сказали отцы,- и если не соблюдает себя, то от мыслей и к самому делу приходит.
А сколь велико бедствие- это самое дело- видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким сей грех называется у Отцев: они именуют его ПАДЕНИЕМ; ИБО ВПАДШИ В НЕГО СТАНОВИТСЯ БЕЗДЕРЗНОВЕНЕН И СИЛЬНО ВЛЕЧЕТСЯ К ОТЧАЯНИЮ.
Во время брани против блуда, думаю, полезно размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находимся, размышлять, что мы облечены в образ ангельский: как же дерзнём попрать совесть нашу и уничтожить носимый нами ангельский образ мерзостию блудною? Вспомним ещё о стыде и сраме пред людьми; ибо и этим представлением стыда и срама можем отразить студное и гнусное намерение. В самом деле, вообразим себе, что мы застигнуты кем-либо в сквернодействе: не пожелали бы мы тогда лучше умереть, чем оказаться в таком сраме? Так, и иными способами постараемся отсекать нечистые помыслы.
Главное же и сильное и победоносное оружие против духа нечистоты состоит в прилежной молитве ко Господу Богу, как учат св.отцы. Св.Максим Исповедник наставляет вооружиться на блудные помыслы молитвою, заимствуя слова молитвы у Псалмопевца Давида: изгонящие мя ныне обыдоша мя ( Пс.16,11); радосте моя, избави мя от обышедших мя ( Пс.31,7 ). И св.Иоанн Лествичник, говоря об этом же предмете, представляет свидетеля, молившегося на помыслы блудные так: Боже в помощь мою вонми ( Пс.62,1 ).
Нужно при этом призывать на помощь тех святых, которые известны особенными подвигами и трудами в сохранении чистоты и целомудрия, как например Даниил Скитский одному брату, путаемому от блуда, велел помолиться и призвать на помощь мученицу Фомаиду, убитую за целомудрие, и сказать так: Боже, за молитвы мученицы Фомаиды, помози ми! И боримый брат, помолясь у гроба мученицы, тотчас избавлен был от блудной страсти. Имея такие свидетельства, будем и мы молиться и призывать на помощь тех, о которых в Святом Писании говорится, что они подвизались о целомудрии и чистоте.
Если же брань сильно належит, то, встав и простирая очи и руки на небо, помолись, как повелел Григорий Синаит, и Бог отгонит помыслы. Молись же так, как говорит св.Исаак: Ты силен еси Господи и Твой есть подвиг: Ты и ратуй и победи в том, Господи, за нас! И как Иоанн Лествичник научает: возопий к могущему спасти тебя, не хитро сложенными словами, но смиренным и простым вещанием- помилуй мя Господи, яко немощен есьм!
И познаешь силу Вышнего и невидимых врагов невидимо отженишь. Всегда бей ратников именем Иисусовым; ибо крепче этого оружия не найдёшь ни на небе, ни на земле.
По замечанию Иоанна Лествичника, бес назирает за нами, и в то время, когда заметит, что мы не можем вооружиться против него молитвою телесной, т.е. помолиться и внешне и внутренне, тогда особенно нападает на нас. Внимай же бдительно и не ослабевай в молитве особенно в то время, когда смущают тебя скверные помыслы, как сказали мы. Возводи око телесное или душевное, как тебе удобнее будет по времени и по мере силы твоей; и если будешь это делать, опытом познаешь, что силою Вышнего и невидимою помощию они крепко побеждаются. Если же обленишься, то потом постыдишься, как побеждённый от них и имеющий осквернённую совесть.
Нужно ли нам знать и то диавольское ухищрение, сказали отцы, которым он влагает в ум наш мысли и воспоминания о женских и юных доброзрачных лицах, чтобы тотчас же отсекать их, хотя бы лица те были благочестивые какие и по-видимому не могли возбуждать страсти; ибо если замедлишь, то злой прелестник удобно превратит и облечёт эти мысли в скверные и мерзкие похоти.
Бывает иногда, что и сами мы на блудные помыслы огорчаваемся и, размышляя о них, зазираем себя в том, что желанием такой гнусности, которая свойственна одним только безсловесным, даже обуреваемся тем, что будучи противоестественно и скоту чуждо...Но в таких чувствованиях, особенно немощным, нужно хранить себя, чтобы, долго думая о том, под предлогом борьбы не оказаться исполнителями страсти. Поэтому безопаснее для нас отсекать прилоги- начало помысла. Вступать же с ними в брань свойственно сильным, которые привыкли благоугодно разграничивать эти помыслы.
Наконец, сохраняй себя от собеседования с женщинами и от взирания на них; удаляйся также от сожительства с юными, женовидными и красивыми лицами, и от взоров на них удерживайся; ибо это есть сеть диавола, как сказал некто из отцов. И, если можно, не бывай с ними наедине, говорит св.Василий Великий, ни в нужной потребе: ибо ничего нет нужнее для тебя души твоей, за которую Христос умер и воскрес...И не желай слушать от кого-либо непристойных разговоров, которые возбуждают страсти."
Преподобный Нил Сорский: ( память совершается 7 мая/20 мая ). Великий отец Русской Церкви, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил ( Майков ) родился в 1433 году и, хотя о месте рождения и происхождении его ничего не известно, судя по его обширным связям и образованию, принадлежал он к роду боярскому. Начало иноческой жизни и пострижение преп.Нил получил в обители преподобного Кирилла Белозерского, затем путешествовал к святым местам на Восток и несколько лет прожил на Афонской горе.
Преподобный Нил Сорский почитается основателем в России скитского жития. Скончался 7 мая 1508 года.
Свидетельство о публикации №111031305764