Карлсруэ Часть 2
Начало смотрите: http://www.stihi.ru/2011/02/11/5059
Прежде чем продолжить повествование о Германии и рассказать о самом городе Карлсруэ, сделаю небольшое отступление.
Мне уже написали после первых заметок, что немцы убивали русских, а мне нравится Германия… С первого взгляда вроде правильный аргумент. А со второго? Было ведь и татаро-монгольское иго. А живем же мы с татарами, ездим в Татарстан.
Я рано осталась без родителей, они погибли, работая в золотопромышленности и на урановых рудниках. Золото тогда добывали с использованием ртутной и калий-цианистой технологий, что всем известно, смертельно. Техника безопасности не соблюдалось, о защите окружающей среды тоже не было речи. То есть смерть была предсказуема и неминуема. Почему же тогда я, лишившись так рано и трагически родителей, не возненавидела Россию и не сделала этот факт причиной моего отъезда из страны, а осталась и стала работать во благо. Мне кажется, что наиболее правильная позиция для того, чтобы чтить великое прошлое своей державы - это не таить зло на тех, кто сделал ей зло, а каждый день, каждый час работать на свой народ, опираясь и на международную кооперацию, если это потребуется. Брать из опыта других стран всё лучшее. И если один уходит, то на его место должен вставать другой.
А теперь продолжение о Карлсруэ…
Город Карлсруэ расположен на земле Баден-Вюртемберг, недалеко от французско-германской границы, на реке Рейн. Один берег Рейна немецкий, а второй – французский. По преданию город был построен маркграфом Карлом Вильгельмом в 1715 г. Слово Karlsruhe (нем.) происходит от двух слов Karls – Карл и Ruhe – тишина. По легенде Карл Вильгельм охотился в этих изумительно красивых местах, устал и заснул под деревом. А когда проснулся, то увидел прекрасный луг вокруг себя и велел здесь построить город. И еще Карл приказал, чтобы улицы города располагались лучами от этого места. Так и сделали, а уже много позднее тридцать две лучистые улицы были соединены двумя кольцевыми дорогами. Вот какой правитель построил этот красивейший, очень уютный и до сих пор город.
Интересно, что Новосибирский Академгородок, в котором я постоянно работаю, был построен почти подобным образом. Создание Академгородка было поручено Академику М.А. Лаврентьеву, известному математику. М. А. Лаврентьев с группой ученых приехал в Сибирь и увидел красивейший сосновый бор. В Сибири тогда было бабье лето. Бабье лето в Сибири это самая прекрасная пора. Когда еще тепло не ушло, а листья уже начали желтеть… И вот эти уже исчезающие изумруды на деревьях, покрытые золотом, делают возникшую перед путником картину настолько необыкновенной, что просто невозможно взгляд оторвать. Говорят, что М.А. Лаврентьев залез на сосну, увидел возникшую перед ним долину в желтом цвете и очарованный этим зрелищем приказал: «Здесь!». В Новосибирской картинной галерее есть картина, где нарисована эта долина, и единственная гостиница в Академгородке называется «Золотая долина». Он же, М.А. Лаврентьев, не побоялся пригласить вышедшую из тюрьмы пианистку В. Лотар-Шевченко жить в Академгородок. Она потом говорила, что это были её лучшие годы в России.
Я думаю, что не бывает случайных совпадений и потому я и прижилась в Карлсруэ, что он слишком похож на Новосибирский Академгородок.
Город Карлсруэ относительно небольшой, полмиллиона жителей, однако он очень хорошо обеспечивается, как продуктами, так и другими товарами, поскольку в городе живет много чиновников. Здесь расположены Федеральный конституционный суд, Федеральный суд и Генеральная прокуратура Германии. Сам город достаточно тихий. Здесь нет огромных небоскребов, как в Америке, немцы предпочитают пяти-шести этажные здания в городе, а то и ниже, а живут преимущественно за городом в своих домах. В Карлсруэ тихо и утром, когда собираются на работу, и вечером, когда приходят с работы, и особенно в выходные. Здесь хотелось бы отметить, что в воскресенье ни один магазин в Карлсруэ не работает, ни продуктовый, ни промтоварный. Все отдыхают. И если вы вдруг по каким-то причинам не успели купить продуктов, то вам придется поехать на вокзал, и целый день будете есть по большей мере фрукты и шоколад. Я однажды попала в такую ситуацию. А это не так уж и плохо!
Бродить по улицам города – одно удовольствие. Даже если на главной avenue (улица) много народа, это почему-то не чувствуется. Потому что все заняты своим делом и уважают твою занятость… После работы немцы отдыхают в полной мере. Надо сказать, что работают они очень интенсивно и без проволочек. Во время рабочего дня «выжимают» из себя всё. А потом спешат домой…К семье. Очень семейные люди. А мне часто после трудового дня очень хотелось перебить впечатления, избавиться от мыслей о работе – посмотреть город, что-то купить… Платят хорошо, потому деньги всегда есть…Германия просыпается рано и рано засыпает. В 5-6 часов уже страна на ногах, а в 16-17 все возвращаются домой.
Но никогда нет столпотворения в транспорте, ни в начале рабочего дня, ни в конце, ни тем более в средине, хотя достаточно много служащих пользуются общественными трамвай-поездами. Это трамвай, который идет по железнодорожным рельсам. Карлсруэ является пионером в использовании железнодорожных путей трамваями. По центру города трамвай-поезд идет медленно, а между городами или районами развивает скорость как поезд. Потому добраться можно быстро, даже если живешь далеко. И вы можете прямо с трамвайной остановки уехать в другой город. Очень удобно! Трамваи-поезда чистые, как и вся Германия. У немцев культ чистоты и порядка. Транспорт в Германии дотируется государством, потому трамваи ходят часто и, в основном, полупустые. Никогда не видела, чтобы они были полными. Очень хорошо сделано расписание. Утром, когда надо на работу, часов с 7 до 8, транспорт ходит часто, потом реже. Когда надо возвращаться с работы (16-17 часов), то тоже часто. А потом реже, но всё-таки круглые сутки. То есть и в 2-3 часа ночи вы можете уехать на общественном транспорте. Проблемы, чтобы уступить места не существует. Быт абсолютно не напрягает. Нация высококультурная и, когда новый пассажир входит в трамвай-поезд, он сразу же, как электронная машина, оценивает ситуацию и занимает «наиболее пустое место», то есть то, где он меньше всего всем мешает. И западные немцы очень вежливые и внимательные. Перед выходом из трамвая-поезда ты должен нажать кнопку, которая расположена в салоне – стоит такая труба, а на ней посередине кнопка (большая, совсем не так, как в России – вверху автобуса и тянись к ней). Немцы очень рациональны. Для выхода из трамвая идут в конец вагонов (чтобы сэкономить время и меньше идти по улице). А я, по-русски, стою в середине, думая о своём, рукой держась за эту самую трубу, на которой кнопка. Проходит немка, я убираю руку, чтобы ей удобно было пройти (естественное движение!), и она тут же меня благодарит: «Danke» (Спасибо, нем.) И так необычно, и так приятно. Как бы нам так научиться - друг другу делать приятное!
У меня было два случая, связанные с транспортом, которые навсегда остались в памяти. Один – в Регенсбурге, другой – в Карлсруэ. До научного центра, где я работаю, добираешься сначала на трамвае-поезде до остановки “Leopoldshafen”(дословно: пристань Леопольда или остановка), а там уже специальный автобус везет тебя в центр. Конечно, расписания стыкуются, но не всегда. А живя в Германии, привыкаешь к жесткому распорядку и рациональному использованию времени, даже когда и никуда не торопишься. А вот я, как-то сойдя с автобуса, вижу, что подходит трамвай-поезд, до которого я не успеваю буквально несколько минут дойти спокойным шагом, и я бегу, и всё равно не успеваю. Дверь трамвая открывается и вот он уйдет…В двери появляется красивая немка (а дверь не закроется, пока все пассажиры не выйдут) и видит что я бегу…Она по-королевски застывает в двери и стоит, не отпускает трамвай – ждет…меня. Я добегаю, впрыгиваю в трамвай, благодарю её сначала по-английски, по-немецки, неловко улыбаюсь. И она, также по-королевски улыбнувшись, спокойно сходит с трамвая. Маленький эпизод большой жизни. И навсегда – в память.
Я её никогда не увижу, я её никогда не забуду… В памяти остался только силуэт и всё понимающая улыбка, но вот это человеческое тепло, которое греет, навсегда осталось. Вот вам и жесткие немцы!
По моим наблюдениям, немцы до конца жизни сохраняют молодость. По воскресеньям на улицах города людей очень мало (немцы, в основном, дома, занимаются семьями) и потому можно детально пронаблюдать, как гуляют пары. Вот возле витрины одна из пар привлекла моё внимание. Женщина лет пятидесяти, а может и больше, тонкая очень, одухотворенная и мужчина рядом, высокий. Она маленькая. Они передвигаются влево и вправо вдоль витрины, где продают драгоценности (по воскресеньям – закрыто). Просто рассматривают, отдыхают. Долго ходят, и им совсем не скучно почему-то. И вдруг через какое-то время она, в простых джинсах и кофточке (одеваются немцы просто), делает такое изящное движение, которое навсегда остается в моей памяти, воздушно берет его за руку и увлекает за собой – как бы отталкиваясь от этой витрины, а на самом деле просто быстро и неожиданно отходит. Будто говорит: - Я хочу летать в другом месте… И он не возражает, ему всегда с ней хорошо. Это любовь. Её никак не скрыть, и так приятно смотреть, когда люди, столько лет прожившие вместе (так думаю) сохраняют новизну и необычность отношений. Молодость, которая длится всегда… Наверное, так и должно быть. Может быть, это и есть та гармония, которую ищем…
А дальше мы уже пойдем во дворец, где жил основатель Карлсруэ - Карл Вильгельм
(продолжение следует).
Свидетельство о публикации №111031303060
Михаэль Адельман 11.09.2011 19:18 Заявить о нарушении