Формула написания сонета
Сонет – это твердая форма, и в то же время – очень странная (не совсем твердая!) форма стихотворения. Сонетов самого разного вида на нашем сайте очень много. Внешне они отличаются и рисунком рифмовки, и видом и порядком расположения строф, и даже количеством строк: есть сонеты с кодой (с «хвостом» -с дополнительными строками!). Но от этого разнообразия они не перестают быть сонетами. И наоборот: не всякое стихотворение, состоящее из 14 строк и обозначенное автором как сонет, можно действительно считать сонетом.
Прежде чем поговорить о каноне (правилах) написания сонета, постараемся выяснить для себя все признаки, которые отличают канонический (классический) сонет от неклассического и вообще от стихотворения длиной 14 строк, сонетом не являющимся.
Классических сонетов, написанных пятистопным ямбом с чередованием мужских женских рифм, специально уже давно никто не пишет – разве только что для освоения техники или для конкурса. Отклонений от классического сонета – великое множество. У Бродского есть сонеты, написанные белым стихом. Я встречала сонеты даже написанные разностопным размером, и звучали они неплохо, оставаясь при этом сонетами. Потому что, на мой взгляд, в сонете главное не размер и даже не способ рифмовки, а его тема и ее построение - теза, антитеза, синтез, вывод. А еще – особая лексика. Последнее – это мое личное ощущение, с которым многие могут не согласиться.
Приведу пример случайно выбранного из интернета стихотворения, отнесенного автором к жанру сонета. Не буду здесь даже рассматривать другие его отклонения от сонета, и даже оставлю в стороне выбор темы и её исполнения, обращу внимание только на лексику.
Пора давно приобрести костюм
и галстук, чтобы выглядеть прилично.
Зачем подобный вздор идет на ум,
когда я горячо влюблен в античность.
И джинсы - одежонка хоть куда,
проверь - не раз войдешь в любую реку.
Их утром надевая без труда,
за Гераклитом мчишь в библиотеку.
У грека про костюм ни строчки нет!
А джинсы в носке - бешеная сила.
Я с девушкой встречаюсь бездну лет,
но про костюм она не говорила.
Пойду куплю родной на завтрак суши,
ведь ты певца и без костюма любишь.
Во-первых, в одном стихотворении рядом находятся слова из разных «миров»: Гераклит и древние греки вместе джинсами и суши. Смешение языковых стилей – не для сонета.
Язык сонета – обязан быть литературным, изысканным, даже возвышенным – любые разговорные обороты, упрощения, сомнительные современные образы типа «джинсы – бешеная сила» и «встречаюсь бездну лет» - не для сонета. И уж тем более, если рядом с ними для рифмы приплетен древний философ Гераклит и сделана попытка перефразировать его известное высказывание «не раз войдешь в любую реку». Смешение «французкого с нижегородским» нормально и весело для жанра «шуточные стихи» или для стихов разговорного, бытового жанра, но совершенно не годится для сонета.
Вторая беда данного опуса – построение предложений. Каждая строка сонета – это в идеале отдельный, содержательный стих, несущий определенную мысль, желательно и умещающуюся в эту одну строку. Не должны сонетные строчки начинаться с союза или с предлога (и даже с притяжательного местоимения!), а здесь это правило нарушено в большинстве строк:
…и галстук, чтобы выглядеть прилично.
…когда я горячо влюблен в античность.
…И джинсы - одежонка хоть куда,
…Их утром надевая без труда,
…за Гераклитом мчишь в библиотеку.
…А джинсы в носке - бешеная сила.
….но про костюм она не говорила.
…ведь ты певца и без костюма любишь.
Итак: сонет, становится сонетом, когда он:
1. Несет в себе определенную ТЕМУ (как правило, возвышенную, философскую, отражающую определенную мысль, ТОЧКУ ЗРЕНИЯ), которая исполнена с помощью строф, каждая из которых последовательно и законченно ее развивает (в идеале - теза, антитеза, синтез, вывод.)
2. Написан литературным, возвышенным языком (высоким стилем), не содержит в себе смешения разных языковых стилей.
А далее вступают в силу все остальные признаки КЛАССИЧЕСКОГО сонета:
1. Количество строк - четырнадцать;
2. Количество строф - четыре (два катрена, два терцета);
3. Повторяемость рифм;
4. Система рифмовки:
- перекрёстная или охватная в катренах;
- разнообразная в терцетах;
5. Размер - пятистопный или шестистопный ямб;
6. Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
7. Интонационное различие катренов и терцетов;
8. Точность рифм, чередование рифм мужских и женских;
9. Отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).
О канонах итальянского, французского, английского и русского классического сонетов речь пойдет далее.
Свидетельство о публикации №111031302888
Холмогорец 21.07.2021 20:03 Заявить о нарушении