6. Правда и вымысел
Написала Алкора http://www.stihi.ru/avtor/koryalla
Продолжение. Начало в http://stihi.ru/2011/02/10/4570
Как-то, прогуливаясь по СТИХИ.РУ, в замечаниях к рецензиям я натолкнулась на вопрос одного из читателей, который показался мне интересным. Какова цена эмоциям, описанным в стихах поэта – настоящие ли они или придуманы так же, как придумывают сюжет книги? Есть ли разница между реальным чувством к конкретному человеку и теми эмоциями, которые поэт выразил своими стихами? И надо ли писать о том, что действительно есть, или ради написания хороших стихов лучше дать простор своей фантазии о желаемом? Автор вопроса заставил меня всерьез задуматься.
На нашем сайте я находила примеры и того, и другого. И страстные, откровенные пересказы в подробностях своих обид и восторгов, и рифмованные переложения чужих личных историй, а иногда и притч, явно не пережитых, не выстраданных самих автором. Какой же материал, какие сюжеты и темы более всего подходят для написания действительно хороших стихов? Что представляет собой настоящая поэзия (цитирую автора вопроса) – «ложную выдумку, за которой скрываются грубые инстинкты и лживое самооправдание или существует какая-то нравственная истина в стихах и в тех эмоциях которые они вызывают?». Здесь сразу же возникает и еще один вопрос – всегда ли есть бытийная истина в жизни поэта? То ли все его эмоции и мнения - чистая выдумка и фантазия по поводу услышанного, то ли за ними стоит сам автор и его собственный внутренний мир?
Вопрос не простой. На него нельзя ответить ни «да», ни «нет»: и то, и другое будет неправдой. Если внутри поэта эмоциональная пустота, и он человек, который еще не познал ни настоящей радости, ни подлинных страданий, о которых пытается написать в стихах – не придет к нему свыше ничего: он не сможет создать то, что отзовется в душе других, а его выдуманные страсти могут вызвать только улыбку читателя.
С другой стороны, на сайте встречается масса стихов, написанных не только по реальным событиям, но и по горячим следам только что пережитого. Они подлинны на все сто процентов, но почему-то не вызывают во мне должного эмоционального отзвука.
Все наши «страсти» - и положительные, и отрицательные - в принципе у всех схожи и, в общем-то, известны. Их пересказ в рифмованной форме нам мало что прибавляет. Оказывается, стихи становятся поэзией только после некоторого осмысления своего опыта. Ты уже имеешь его в своей жизни, но пишешь не только эмоциями и даже не умом, а чем-то еще, что находится над тобой: твою руку словно ведет кто-то невидимый. И совсем не важно, по реально пережитому сюжету пишутся стихи или по несколько додуманному и переделанному. Любой сюжет такой поэт окрасит своими, совершенно особыми и только ему одному присущими красками. Больше того, в какой-то степени он материализует все написанное им в своей реальной жизни – притянет к себе события и ситуации, о которых написал.
Мистика, скажете вы? Может быть. Но такая мистика уже не раз происходила в моей жизни. Стихи – это вообще очень не простая вещь. Загадочная, не от мира сего. Они есть «песнеграмма» конкретной души плюс нечто свыше, позволяющее автору увидеть и записать то, что он уже внутренне готов принять в себя, но о чем до написания стихов даже не догадывался.
Если я слишком длинно и сложно написала, дорогие мои Чайники, извиняйте! Уж больно хороший вопрос прочла на сайте – захотелось с вами поделиться. С теплом и симпатией!
Для ознакомления с Твердыми формами стихов советую прочесть сл. статьи:
http://stihi.ru/2011/03/06/5159 "Что такое Твердая форма" (АлКора)
http://stihi.ru/2011/03/10/4945 "Все о сонете" (АлКора)
В самом ближайшем будущем планируется публикация моих новых статей, посвященных написанию твердых форм и использованию некоторых приемов стихосложения.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №111031203306
Ирина Абаджян 28.02.2013 18:21 Заявить о нарушении