Публикация

"СТИХИ.РУ. ИЭ для Чайников". глава 3

    из гл.2: http://www.stihi.ru/2011/03/07/5966 

   Итак, мой горячо любимый поэт, начинающий публиковаться на сайте, через какое-то время ты все больше и больше перестаешь ощущать себя новичком. У тебя уже появились друзья и читатели, на твои стихи начали поступать отзывы. Эти отзывы тебя не особенно устраивают – в них очень мало о тебе и твоих стихах и слишком много - о самих  рецензирующих! Пусть тебя это не сильно огорчает: вспомни, что ты сам иногда пишешь другим, и не суди людей строго. А главное, не вставай в позу практически сразу же, как только кто-нибудь укажет тебе на то, что у тебя рифмы на концах строк не дружат или что ритм твоего стихотворения постоянно меняется самым непонятным и случайным образом. Не вздумай самоуверенно называть свою пока еще безграмотность "новаторством". Новаторство начнется тогда, когда у тебя будет освоена хотя бы "школьная программа".

     Ты понятия не имеешь, что такое стихотворный размер? Незнание законов не  освобождает тебя от ответственности перед читателем! Загляни в Учебник по стихосложению в который ты можешь войти из меню твоего авторского кабинета и обязательно разберись с этим вопросом. А что ты вместо всего этого только что горделиво ответил своему рецензенту? «… стихи - это моментные ощущения, которые человек способен зарифмовать, долгая работа над ними портит их первоначальное очарование...  … поэт, зависящий от рамок и правил - дикий зверь, пойманный в клетку…»

     Один автор, которому я однажды написала о потере у него рифмы в строфе, ответил мне так: «По мне пусть рифма совсем исчезнет или станет ассоциативной, это - не важно, главное в стихе - отразить состояние автора…  К тому же это - вариант авторской песни…» Из его последней фразы, я поняла, что песня, оказывается, вообще может обойтись без правильных рифм!!! Что не так – всегда подпеть будет можно, «а-а-а» вставить… Тот же автор заверил меня, что употребленное им  «снутри» вместо «изнутри», оказывается, вовсе не его опечатка, а «…один из возможных вариантов. На самого себя можно посмотреть или снаружи, или снутри». Как говорится, добавить к этому нечего! Больше я этому человеку отзывов не пишу: я не любитель спорить.

   Любимый мой Чайник! Пройдет совсем немного времени, и (я надеюсь) ты когда-нибудь сам взглянешь на свои непричесанные «моментные ощущения» и ужаснешься им. Ты, думаешь, все великие поэты не работали над своими стихами? Не изживали из себя малограмотные, местные обороты речи и не приучали себя к чистому и правильному литературному языку? Еще как работали!! И именно поэтому они и стали великими. Хорошая, грамотная форма, где и рифмы, и ритмы органичны и поэтому не замечаются, еще никогда и никому не вредили! Не раздувайся спесью прежде времени и посмотри внимательным взором на те места, которые почему-то не понравились твоему читателю. Читатель уйдет, а твои стихи – ставшими после их исправления еще лучше – останутся с тобой. Не цепляйся за свой  первый, не обязательно, самый лучший вариант!

    Еще одна беда всех Чайников, она же – противоположная крайность – это невнимательность к употребляемым словам в погоне за точной рифмой. В ход идет все, что вспомнится, невзирая на несоответствие падежных окончаний или на странность выведенного образа – главное, чтобы в рифму! Когда нас переполняют чувства, мы почему-то забываем о правилах «великого и могучего», не желая быть «пойманным в клетку» даже своим родным языком, которым так поспешно, не вдумавшись в смысл и значение используемых слов, мы пользуемся! Трагедию из-за своих «ляпов», конечно, делать не стоит – на свои стихи почти у всех поэтов иногда «замыливается взгляд», не замечая очевидного, но вот поправить ошибку придется! И обязательно поблагодарить того, кто обратил на нее твое внимание!

   Какие стихи стоит публиковать на сайте, а какие нет? Перечень предлагаемых СТИХИ.РУ жанров велик, хотя лично я не стала бы ни читать здесь, ни, тем более, публиковать ни матерные стихи, ни частушки. Это - на большого любителя. Написать нечто подобное я, конечно, смогу, но только для своего, очень узкого круга людей и по великой надобности. Хвастаться тут особо нечем! Точно так же я скептически отношусь к жанру, который условно называю «для служебного пользования». За свою жизнь подобных «стихов» я написала огромное количество – поздравлений юбилярам и новорожденным, стихи по случаю дат и событий своих коллег и друзей, всевозможные «поздравилки» и «шутилки». Они пользуются успехом и спросом в своем – узком коллективе, но вряд ли представляют интерес для других. И уж поэзией точно не считаются. Хороши разве что для того, чтобы  их у вас передрали и переделали для своего Юбиляра. Могут ведь и так переделать, что слезы по щекам потекут, когда услышишь эту "переделку": не умеешь – не берись, лучше меня попроси, а то слушать стыдно… Так что, если вас этот мой случай не вдохновляет, то лучше такие стихи на сайт не выставлять. По большому счету, они - просто рифмованная проза на злобу дня, а не стихи. Даже если, и очень метко, в тему написаны!

   Стихи – это поэзия. Поэзия не предполагает пересказа того, о чем вы хотите сообщить другим с помощью рифмы. Поэзия – всегда нечто большее, она передает ваше состояние и, в то же время, всегда содержит загадочную недосказанность. Она обязательно индивидуальна, неповторима. Вы можете полностью не согласиться с позицией автора, но, если он владеет поэтическим словом, он вам запомнится, заворожит и что-то всколыхнет в вас. Только на такие стихи я охотно пишу свои отзывы, невзирая на ошибки их формы. Чистенький с точки зрения формы рифмованный пересказ–описание пришедшей весны, содержащий в себе массу знакомых, всюду повторяющихся рифм и образов, как правило, впечатления не производит.

   Однажды мне пришлось прочесть на сайте огромное по длине стихотворение, описывающее всю историю родного города поэта. Лучше бы он его прозой изложил, подумалось мне. И после этой прозы добавил бы несколько коротких эмоциональных строк о своем городе  - исходящих из впечатления о нем автора, а не из учебника по истории!

    Дорогие мои Чайники! Запомните, что короткие, но емкие по содержанию и эмоциональному заряду стихи оставляют гораздо более сильное впечатление, чем подробные рифмованные пересказы событий вашей личной жизни или услышанных вами историй. Оставляйте в своих стихах элемент загадки, недосказанности – это заставит читателя сопереживать вместе с вами! Не жадничайте и не бойтесь резать свои длинные стихи, оставляя только самые сильные строфы! И тогда то, что получится в итоге – станет шедевром!

    Мой самый последний совет касается только что написанных вами стихов. Обычно, они вам очень нравятся. Не торопитесь их тут же публиковать. Пусть они вылежатся хотя бы ночь. На следующий день, к немалому своему изумлению, вы найдете их не такими уж совершенными. И обязательно доработаете их. Проверьте и убедитесь сами!

    Я желаю вам очень быстрого роста и становления настоящими поэтами. Уверяю вас, это возможно, если вы этого действительно захотите. Не для того, чтобы прославиться или заработать изданием вашим стихов деньги. Для того, чтобы вылечить душу и наполнить ее чистым светом! А это не мало. Любящий вас бывший Чайник!
Алкора, 08.03.11.

     продложение гл. 4 - http://www.stihi.ru/2011/03/09/1230


Рецензии
Добрый вечер !
Очень интересно написано.
Сразу очень трудно все объять ...
Еще вернусь ...

Спасибо !

Сергей Мутелика   23.04.2023 23:25     Заявить о нарушении
И вам спасибо, что прочли и побудили меня перечитать... Ух, какая же я была молодец, когда так здорово это все изложила! Много лет прошло. А все в силе: Чайник на сайте в любой год остается точно таким же милым, но упертым Чайником!)))

Творческая Мастерская Алкоры   24.04.2023 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.