Журнал Мономах. Творческая высота
Похоже, Евгений Мельников заранее знал, что литературная удача не замедлит к нему явиться. Так и случилось: вышла первая книжка его трепетных, сквозящих обнаженной душевностью стихотворений «Подземная вода», а через год, в 1974, появилась, сначала в журнале «Волга», затем в Приволжском книжном издательстве его повесть «Угол прицела», которую высоко оценили ведущие писатели Василь Быков, Григорий Коновалов и Николай Шундик, давшие Евгению Мельникову рекомендации для вступления в Союз писателей. В1977 году Е. Мельников, получив писательский статус, стал единственным в области профессионально работающим прозаиком, молодым, с явной перспективой творческого роста. И Евгений Зиновьевич не обманул надежд почитателей своего таланта: одна за другой в ближайшие десять лет в издательствах Саратова и Москвы были изданы книги романов, повестей и рассказов, в которых в полной мере отразились духовные поиски автора на изломном для страны историческом отрезке времени. Это – «Второе дыхание», «Метеорный дождь», «Шаровая молния», «Кулаки Пифагора», «Третий лишний» и другие произведения, которые стали заметным явлением в нашей литературе и зримым свидетельством творческого роста писателя, его духовного кругозора и умения восчувствовать и отразить острые проблемы современного бытия человека и общества в художественных образах языком традиционной русской прозы.
Евгений Мельников в своем творчестве продолжил линию, пожалуй, самого сложного писателя не только России, но и всего мира – Федора Михайловича Достоевского, которого в литературный образец способен взять далеко не каждый прозаик. Наш русский гений настолько велик, обладает такой магией конечных вопросов бытия, которые он поставил и разрешил в своих великих романах, что приближаться к Достоевскому вплотную весьма опасно, хотя и соблазнительно для писателя даже самого высокого уровня. Но Евгений Мельников этого не убоялся, и в разгар ельцинских распутно-демократических реформ создал пока еще не известный широкому читателю роман «Любовница Иуды», где по-своему продолжил великую литературную линию, начатую Четвероевангелием. Этот роман сложен, разнопланов, дает много поводов для толкований и аллюзий, и в нем, кажется, наш писатель достиг больших высот в языковом мастерстве. К сожалению, этот роман издан микроскопическим тиражом.
За последние пятнадцать лет Евгений Мельников не издал ни одной книги, но это не означает, что он замолчал. Могу подтвердить, что за это время им написаны семь повестей и романов, но это «семикнижье» недоступно читателю. Время чистогана, которое «приближали, как могли» многие писатели, обернулись к ним хищным оскалом «цивилизованного» рынка. Недавно Е. Мельников закончил работу над своим, пожалуй, самым трудным для него романом «Домовой». В числе других, в нем поставлен вопрос о целесообразности творчества, не является ли оно дьявольской ловушкой, той «черной дырой», в которую рухнет наша цивилизация. Вопрос более чем современный, особенно в наше время.
На днях Евгений Зиновьевич вдруг заговорил со мной о замысле своей будущей книги, чем весьма порадовал: значит, жив в нем и требует выхода вечно бунтующий и прекрасный дух творчества и жизненные родники, питающие талант нашего писателя, ничуть не иссякли. С днем 60-летия, дорогой Евгений Зиновьевич!
Николай Полотнянко.
Журнал "Мономах",
№4(47), 2006 г.
http://www.monomax.sis.net.ru/main/view/article/456
Свидетельство о публикации №111030508845