Максимум, на который способна школа

Важно свято помнить всегда, что образование - в любом случае неформально. Если речь идёт о настоящем образовании, то это так. Этот процесс возможен только благодаря сложившимся - субъективным, особенным - взаимоотношениям между передающей опыт стороной и принимающей. И вовсе не факт, что ты найдёшь своего гуру в стенах официального, обязательного учебного заведения, куда, наряду со всеми сверстниками, ты пойдёшь учиться в своё время. Он - может быть где угодно. Для многих из нас поиск Учителя стал делом жизни...

Пытаясь представить себе, каким же должно быть образовательное учреждение будущего, я столкнулась с тем, что в рамках этого проекта - "образовательное учреждение" - в принципе невозможно предусмотреть самое главное: никогда не сможем мы обеспечить встречу между Учителем и Учеником, идя по такому, "стандартному" пути, когда образование получают толпой и в одно время, в одном месте... Эта встреча, сама возможность её - как была, так и останется НЕИСПОВЕДИМОЙ.

А значит, неисповедимым останется и то, как сложатся у человека представления о той или иной дисциплине. Ведь как правило, наш выбор направления деятельности в жизни, наш интерес к тому или иному предмету обусловлен личной симпатией к человеку, подарившему нам этот интерес, увлекательно давшему нам азы данного предмета ! Обусловлен тем, что преподаватель говорил с нами на близком и понятном для нас языке... А значит, гуру был найден ! Но ведь на всех не угодишь... В учебном заведении много учащихся, все они учатся у одного преподавателя... Один похвалит лектора и скажет: "Великолепно. Схватываю всё с полуслова", другой же скажет: "Слушаю во все локаторы, а слышу только шум"... Сие не означает, что преподаватель "плохой". Просто, взаимопонимание всегда субъективно - оно может быть, или его может НЕ быть. И это нормально.

Зато, современная средняя школа вполне способна загубить то, что является непременным катализатором и чуть ли ни единственным шансом, чтобы эта судьбоносная встреча, это священнодействие - (когда-нибудь) состоялось...

Свобода и уважение - вот то, что она методично губит.

Учитель в ней - всегда по совместительству - жандарм !
Как же это унизительно для него, как же это унизительно для детей... В этот момент происходит форменное изнасилование сразу всех присутствующих... Преподаватель опускается ниже плинтуса, когда он орёт, ругается, угрожает, и представления детей о нём и самом обучении - в корне извращаются. Если тебя привели в школу и сказали тебе "сиди и терпи", то закономерно, что ты за это отомстишь. Месть ребёнка - это хулиганство. "Раз меня заставляют, то я им покажу, на что способен !". Ребёнок, таким образом, накрепко фиксируется в инфантильности и безответственности - это раз. А он бы мог уже взрослеть, принимать решения и развиваться, как самостоятельная личность. Так вот : этого не только не происходит, но и при таком "учительстве" - НЕ ПРОИЗОЙДЁТ НИКОГДА.

И, самое главное, что он теряет свою добрую волю, энтузиазм, с которым изначально он пришёл в школу, поскольку более несвободен. Он становится невосприимчивым и грубым. Все предметы, все дисциплины - окрашиваются для него одним цветом : принуждения, прямо скажем - насилия.

Можно ли ожидать от такого молодого человека уважения в последующем ? К чему он потянется, чем "загорится" ? 

Ведь уничтожили, растоптали в нём то единственное, что - даже при хроническом невезении с учителем, чей язык тебе близок, даже при большой отсрочке в развитии, но - всё же, ещё позволяет тебе встретить человека,
который будет благодарен судьбе за такого ученика, как ты...  Это - уважение. Благодаря нему ты сможешь увидеть своего учителя, узнать его !
А уважать может только свободный человек.

Свобода - это хорошо, скажут мне, а как же быть с норовистыми, непоседливыми детьми ?
Просто ! Отделите жандарма от просветителя.

Учитель - это прежде всего просветитель, во-вторых, это методист, психолог, педагог, ведь материал ещё надо грамотно подать. А вот третье - жандармерию - надо выделить в отдельную профессию.

Что может позволить этой профессии - охранник, блюститель порядка в аудитории - существовать финансово ? Например, возможна такая схема. До 10 лет - у деток начальная школа, там они должны чувствовать себя как дома, практически, она должна представлять из себя дневной пансионат. И там - да : учитель он же и нянька, и "наказывает" тоже он. Но с 10 лет - начинается уже СТУДЕНТ. Это уже не совсем ребёнок, часто у человека в таком возрасте есть уже и гражданская позиция и вероисповедание (выбранное произвольно). Соответственно, в этом возрасте вводится практика обращения на "Вы" к учащемуся, исчезает система "классов" и появляется лекционная аудитория. В ней может присутствовать человек 100 (а не 30, как в классе). Вот и экономическая основа - расширение аудитории, обучающейся в момент времени.

Человек 10-ти лет и старше должен чувствовать себя свободным, всегда.
И если нарушил порядок и оказался препровождён за дверь, то не радоваться по этому поводу, а огорчаться : ведь сам принял решение учиться и сам же себя подставил своей невоздержанностью. Вот так это должно ощущаться. Этот порядок распространяется на всех в равной мере - хоть на 10-ти, хоть 70-ти -летних. "Кто нарушает тишину в лекционном зале - будет выпровожен из него" - эта формула отнюдь не что-то новое.

Главное, в таком подходе уже нет ни фамильярности, ни "лазанья в душу", ни хамства, и образ преподавателя (а значит, и предмета изучения!) - остаётся чист от всего этого, незапятнан в глазах любого присутствующего на лекции. Это просто справедливо, и только. Такой подход даёт повод молодому человеку самому пожалеть о содеянном. А не его родителям и т.п., в то время как сам он только радуется, что вырвался из ненавистной клетки с противной, душной "училкой" на свободу. Что ж, радость детей в таких случаях можно понять, до тех пор, пока учитель совмещает свою работу с, прямо скажем, - не своей !

Само обучение мне представляется организованным по образу и подобию того, как это происходит на рабфаке Ленинградского Университета :

1. собственно лекция,
2. вопросы-ответы,
3. ни к чему не обязывающие самостоятельные работы (без "фатальных" оценок, а исключительно в целях самопроверки -"догоняешь" ли ты преподователя),
4. дискуссии по поводу самостоятельных работ.
Итоговые зачёты - с уже "фатальными" оценками.

Такая система - строгая, взрослая, прохладная и очень уважительная - не только не исключает, а всячески способствует тому, чтобы между преподавателем и учениками сложились тёплые неформальные отношения. А ЗНАЧИТ, кому-то посчастливилось на самом деле заполучить драгоценный опыт своего преподавателя. Ведь настоящий образовательный процесс как был с древнейших времён, так и остаётся - НЕФОРМАЛЬНЫМ.

Система лекционной аудитории отнюдь не исключает обучения и в более компактных группах, которые формируются по усмотрению преподавателя, и где хронические "молчуны" могут задать ему все вопросы.

Итак, здесь присутствуют два столпа, на которых стоит образование : СВОБОДА И УВАЖЕНИЕ. И максимум, на который способна школа - уберечь и развить эти качества ! Без них - образования нет, поскольку, погибает и даже сама вероятность
Встречи со Своим Учителем.


Рецензии