Симметрия в анализе и синтезе стихоформ

СИММЕТРИЯ В АНАЛИЗЕ И СИНТЕЗЕ СТИХОФОРМ проявляется у большинства авторов стихотекстов интуитивно (можете не соглашаться, в этом свобода каждого, тогда сформулируйте свои критерии требований к формам и методам произведения, чтоб они помогали совершенствовать свое творчество и анализировать иное). Я вижу это в свете симметрии и комбинации с ее антиподом асимметрией элементов ее формы и даже приемов выражения смысла. Непроизвольно взрослый, как в детстве, если не мешают приобретенные познания стандартов, все разбирает (ломает)
 на части, чтоб познать что-либо, а когда собирает обратно может получить иное да еще остаток частей. Разборку назовем анализом, а сборку синтезом.
Подражание в стихии стихов и есть анализ и синтез. Кому это удается, тому кинут банальный комплимент: пишешь как ПУШКИН, МАЯКОВСКИЙ или иной классик. А в творчестве не нужны ни ЛЮДОВИКИ ТРИНАДЦАТЫЕ ни пушкины четвертые, нужны лишь не схожие (асимметричные предыдущим даже корифеям), хотя учиться нужно тому - о чем и как не нужно писать. Мы конечно в начале  "все учились по немногу чему-нибудь и как-нибудь"(А.С. ПУШКИН) "как делать стихи" (В.В. МАЯКОВСКИЙ). Понять их и сделать по своему - вот в чем удача творчества. К примеру, если терцию нот ре мажор, до минор в сонате, симфонии сравнить с аллитерацией каких-то согласных, и ассонансом гласных в стихах, то можно достичь сильных эмоций. Так и возникают до мажоры МОЦАРТА и в зауми ХЛЕБНИКОВА "вэ-вэ-оби" и на языке смысловых симметрий пронизывают их произведения, ставя на них печать вечности. ВЕЛИМИР синтезируя звуки в пику ПУШКИНУ  все же вместе с ним остался в неповторимой мозаике русской поэзии. Выпадают камешки из этой мозаики, кому-то удается занять их место или пристроиться на окраине общей картины.
МАЯКОВСКИЙ эгофутурировал т.е. творчески продолжил идею своего учителя ХЛЕБНИКОВА , и наши современники Е. ЕВТУШЕНКО, А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Р. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ взяли у В.В.М.  лестницу для формы своих стихов. Можно прижимать стихи к правому краю, чтоб рифма была под рифмой, как это делал ПЕТРУХИН из ОДЕССКОГО САТИРИКОНА  и писал так интутивно свои стихи я,  не зная о ПЕТРУХИНЕ. Можно центрировать стихи или писать фигурно, а главное оправа должна украсить содержание, глубину смысла. А часто авторы себя преподносят в красочном свете, не заботятся об изюминке смысла  и злобствуют, когда с ними не соглашаются.
Условные термины: сравнения, эпитеты, метафоры (ее усложнения - синекдохи) всего лишь аналогии, подобия, свойства схожести объектов реальности, что можно назвать смысловой симметрией. Интересные идея и смысл выигрывают в оригинальной структуре стиха, что можно построить с помощью симметрии и асимметрии рифмующихся строк (силлабика- одинаковое количество слогов в строках) и строф. Построив асимметричную строфу можно весь стих написать такими неправильными  одинаковыми строфами. К примеру стих может состоять из лимериков или из японских танка. Фантазия и мастерство будут рождаться самопроизвольно, если к этому стремиться и ставить себе требования согласно критериям симметрии и ее антиподов. Гармония увенчивается, по моему разумению, симметрией.
Наша поэзия плодотворно и творчески впитывает формы стихов ЯПОНИИ (ХОККУ, СЭНРЮ, ТАНКА),
сонеты ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, АНГЛИИ, верлибры ЕВРОПЫ и т.п. , не смотря на отсутствие в поэзии
современников ГУРУ, СЭНСЭЙ, МЕНТОРОВ, КРИТИКОВ и всеми признанных авторитетов.
Многие авторы слишком умные и не меньше ранимые, когда коснутся их творчества. Но так было и будет, и почеиу бы нет. Свободу творчеству всем до тех пор, пока не наступит на мозоль собрата. Легко давать советы на вопросы, ответов на которые фактически не знаешь.
Это я и сделал, извините, пожалуйста. Проблемы ждут своих мудрецов.
(продолжение следует)


Рецензии