Кое-что про ритм у Маяковского

Давно хотел поделиться мыслями и впечатлениями. Если я что-то и пишу (высказываюсь о писателях), то только на каком-то основании.
По поводу владения Маяковским ритмикой.
Одно из первых "корявых" стихотворений Маяковского (особенно обратите внимание на "крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая." - такие длинноты разрушают всю структуру стихотворения, что периодически случается у В.М.)
              2
 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОЕЙ ЖЕНЕ

                Морей неведомых далеким пляжем
                идет луна -
                жена моя.
                Моя любовница рыжеволосая.
                За экипажем
                крикливо тянется толпа созвездий пестрополосая.
                Венчается автомобильным гаражей,
                целуется газетными киосками,
                а шлейфа млечный путь моргающим пажем
                украшен мишурными блестками.
                А я?
                Несло же, палимому, бровей коромысло
                из глаз колодцев студеные ведра.
                В шелках озерных ты висла,
                янтарной скрипкой пели бедра?
                В края, где злоба крыш,
                не кинешь блесткой песни.
                В бульварах я тону, тоской песков овеян:
                ведь это ж дочь твоя -
                моя песня
                в чулке ажурном
                у кофеен!

И сравните позднее,где больше труда над словом,над ритмом,над формой.

Штыками
                двух столетий стык
                закрепляет
                рабочая рать.
                А некоторые
                употребляют штык,
                чтоб им
                в зубах ковырять.
                Все хорошо:
                10             поэт поет,
                критик
                занимается критикой.
                У стихотворца -
                корытце свое,
                у критика -
                свое корытико.
                Но есть
                не имеющие ничего,
                окромя
                20 красивого почерка.
                А лезут
                в книгу,
                хваля
                и громя
                из пушки
                критического очерка.
                А чтоб
                имелось
                научное лицо
                30 у этого
                вздора злопыханного -
                всегда
                на столе
                покрытый пыльцой
                неразрезанный том
                Плеханова.
                Зазубрит фразу
                (ишь, ребятье!)
                и ходит за ней,
                40                как за няней.
                ...................

                19/IV-26 г.

И вот из раннего, стихотворение

ВАМ!

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре ****ям буду
подавать ананасную воду!
1915

Не до конца лады с ритмоикой, даже если декламировать и мысленно кидать кому-то слова в лицо
"может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.."Чувствуется недоработка.
Пример позднего Маяковского,когда он не владел ритмом даже в пределах своего стиля "лесенкой".
    Бывают события:
                случатся раз,
                из сердца
                высекут фразу.
                И годы
                не выдумать
                лучших фраз,
                чем сказанная
                сразу,
                10 Таков
                и в Питер
                ленинский въезд
                на башне
                броневика.
                С тех пор
                слова
                и восторг мой
                не ест
                ни день,
                20          ни год,
                ни века.
                Все так же
                вскипают
                от этой даты
                души
                фабрик и хат.
                И я
                привожу вам
                просто цитаты
                30 из сердца
                и из стиха.
                Февральское пламя
                померкло быстро,
                в речах
                утопили
                радость февральскую.

""Радость февральскую". На слух очень хорошо чувствуется пренебрежение к ранее заданному ритму. Это случилось от того, что шло чередование мужских и женских рифм, а в данной строке произошел переход на трехсложную (дактилическую). Этим "грешком" страдают другие произведения Маяковского (в т.ч. и приведенные выше). Дело в том, что Маяковский не умел писать "классических" стихов, отсюда еше большее рвение к рваности слога. Но там,где стих проработан рваности нет,есть чеканнка слов,"чеканность слога", в "халтуринках" именно рваность, причем бессистемная и произвольная. Подобные недоделки чувствуются сразу (неумение справляться с ритмом и интонацией, интонация при чтении вслух становится спасительной палочкой.
Зачин у Маяковского всегда (чаще всего) отшлифован, но через 10-20 строк происходят "Хромания" метание от одних видов рифм, к другим. - Просто листал (перечитывал) стихи и привожу первые попавшиеся примеры непроработки (по собр.соч. в 2тт,м.1987)
Например в "Маруся отравилась".
        Из тучки месяц вылез,
                молоденький такой...
                Маруська отравилась,
                везут в прием-покой.
                Понравился Маруське
                один
                с недавних пор:
                нафабренные усики,
                расчесанный пробор,
                10 Он был
                монтером Ваней,
                но...
                в духе парижан,
                себе
                присвоил званье:
                "электротехник Жан".
                Он говорил ей часто
                одну и ту же речь:
                - Ужасное мещанство -
                20 невинность
                зря
                беречь. -
                Сошлись и погуляли,
                и хмурит
                Жан
                лицо, -
                нашел он,
                что
                у Ляли
                30 красивше бельецо.
                Марусе разнесчастной
                сказал, как джентльмен:
                - Ужасное мещанство -
                семейный
                этот
                плен. -
                Он с ней
                расстался
                ровно
                40 через пятнадцать дней,
                [b]за то,
                что лакированных[/b]
                нет туфелек у ней.

Попробуйте прочитать вслух "за то что ЛА_КИ_РО_ВАН_НЫХ"- При произношении язык заплетается. Снова вторгается трехсложная рифма, причем бессистемно.
Ну не выезжает в подобной форме и ритма стиха "лакированных" ...
И на меня не действуют слова "Это же классик!" "У него такое видение", это его стиль...Ну и что, а я Вася Пупкин, провинциальный рифмоплет, хоть не классик, но вижу,когда мой "коллега" халтурит (или эпатирует: "люблю смотреть как умирают дети") и вполне обоснованно (на приведенных выше примерах) об этом высказываюсь.Все-таки нужно отделять мух котлет. Как ни обзывай халутур, от того халтура не останет чем-то иным. Вданном же случае скорее просто неумение, отсутсвие навыков написания "классических стихов" и даже отсуствие музыкального слуха, которое могло бы спасать в случае с непроизвольным изменением ритма, какой-то погрешности.
февраль 2011


Рецензии
Какой же из Вас поэт ...или критик, если у Вас при чтении "лакированных" язык заплетается? Вам нужно к логопеду.
И не разглагольствуйте о том, о чём понятия не имеете. Займитесь лучше своими стихами. Там есть над чем поплакать.

Александр Окропиридзе   06.12.2021 12:44     Заявить о нарушении
Какой же из Вас редактор?

Вам следует хорошие отношения с многими авторами заменить на хорошие отношения со многими авторами. Исправьте свою ошибку, редактор.

Одно слово - Фабула.

Лариса Дудина   15.12.2021 19:56   Заявить о нарушении