Wislawa Szymborska - Pustelnia

Wislawa Szymborska
PUSTELNIA

Myslalas, ze pustelnik mieszka na pustyni,
a on w domku z ogrodkiem
w wesolym lasku brzozowym,
10 minut od szosy,
sciezka oznakowana.

Nie musisz go podgladac z dala przez lornetke,
mozesz go widziec, s;yszec calkiem z bliska,
jak cierpliwie wyjasnia wycieczce z Wieliczki,
dlaczego wybral surowa samotnosc.

Ma bury habit,
dluga siwa brode,
rumiane liczko
i oczy niebieskie.
Chetnie zastyga na tle krzaka roz
do kolorowej fotografii.

Robi ja wlasnie Stanley Kowalik z Chicago.
Po wywolaniu obiecuje przyslac.

Tymczasem malomowna staruszka z Bydgoszczy,
ktorej nikt nie odwiedza oprocz inkasentow,
wpisuje sie do ksiegi pamiatkowej:
Bogu niech beda dzieki,
ze pozwolil mi
zobaczyc w zyciu prawdziwego pustelnika.

Mlodziez wpisuje sie nozem na drzewach:
Spiritualsi 75 Zbiorka na dole.

Tylko co z Barim, gdzie sie podzial Bari.
Bari lezy pod lawka i udaje wilka.

(1976.)

***

Вислава Шимборская
ПУСТЫНЯ

Считала я, что пустынник живёт в пустыне…
Ан нет – в домике с палисадником
в веселой березовой рощице,
десять минут от шоссе,
по тропинке (всё есть на плане).

Не нужно за ним, притаившись, следить в бинокль,
можно вблизи посмотреть, послушать – покуда он рядом
кротко рассказывет группе туристов из Велички,
почему избрал для себя полное уединенье.

Коричневатый подрясник,
седая и длинная борода,
румяные щёки
да глаза голубые.
На фоне роз охотно застынет –
для цветного снимка.

Делает фото Стэнли Ковалик – он из Чикаго.
Сразу, как напечатает, обещает выслать.

Между тем молчаливая бабка из Быдгощи,
к которой никто не зайдёт, разве чтобы проверить счётчик,
в книге отзывов оставляет запись:
"Благодарение Богу!
Сподобилась я увидеть
пустынника – настоящего и живого!"

Ножом на коре деревьев – надпись (подростки!):
"Спиричуэл-75: Место встречи – дальше и ниже".

А где же наш Бобик, куда делся Бобик?
Бобик лежит под лавкой и делает вид, что он волк.


(Перевод: Киев, 26 февраля 2011.)


Рецензии
Любопытный стих!
Он лишний раз подтверждает, что женщина может писать хорошие стихи, но не может быть великим поэтом! Если сравнить стих с тем же самым Хербертом о рави Нахмане ( "Есть словари и энциклопедии, но не у кого спросить совета..."), то сравнение явно не в пользу пани Виславы. Её стихи о человеке, это мемуары хомяка о Бетховене!
Я просто знаю одного схимника, живущего в доме с палисадником. И я знаю, что он святой. (Я не восторженная девица. Я иногда циник похлеще пани, и поэтому я думаю, мне можно верить).Святого отличает не дом или его отсутствие, а то, что когда ты приближаешься к святому, ты понимаешь, что нет никаких проблем. Что всё будет хорошо.
Я запасался парой вопрос и прибегал к нему, по-настоящему же, просто смотреть, как "он завязывает шнурки". Наверное, это, что-то сродни восхищению больного здоровым.
Спасибо за перевод и простите за гневную филлипику.
С уважением, Р.В.В.


Винарчук Роман   27.02.2011 09:06     Заявить о нарушении
"Юпитер, ты гневаешься? Значит..." )))
Спасибо.)

Роман Железный   27.02.2011 13:14   Заявить о нарушении
Увы, горе мне, но я не знаю продолжения))). Поищу в Инете. Если не найду, просветите варвара)))

Винарчук Роман   27.02.2011 13:17   Заявить о нарушении
Нашёл продолжение. И справил под себя. Если я гневаюсь, значит я прав.... В общем я всегда прав))).

Винарчук Роман   27.02.2011 13:19   Заявить о нарушении
И потом, Руслан, к чему это я о Юпитере? А попробуйте посмотреть на текст немного в другом ракурсе... Ведь не сам пустынник на план наносил тропку, и не он зазывно приглашал группы посетителей, которые счастливы, ибо "сподобились". Я подозреваю, что Шимборская к пустыннику вообще не имеет не то что вопросов - она ему глубоко симпатизирует (во-первых: см.бурый хабит, седая борода и пр.), а во-вторых, сочувствует - ибо тому приходится "делать вид, что он волк". Ирония ВШ, как мне кажется, направлена на тех самых крестьян-паганусов, ставших внезапно "ревностными католиками" (простите - мониторю ваши нектороые дискуссии). Вот где пустыня - в толпах жаждущих потереться о святость. Возможно, я неправ. Есть у меня, правда, еще одно соображение, но я его пока формулирую... Танцую от той печки, что написан текст в 1975 г. И пока продолжаю оттачивать формулировки. Дойду до определенных выводов - расскажу )

Роман Железный   27.02.2011 23:30   Заявить о нарушении
Кстати, в этом же ракурсе я наблюдаю очевидную параллель сего текста ВШ с Куприным и его "Киевскими типами". Там у него есть раздел "Ханжушка". Блеск. "Удостоилась я к ручке приложиться, когда к кресту подходили. Ручки-то у него беленькие такие да пухленькие... ма-асенькие, масенькие, точно у ребеночка безгрешного..." - это оттуда цитата. По-моему, не просто очень похоже... )))

Роман Железный   27.02.2011 23:49   Заявить о нарушении
Добрый день, Роман!
Извиняюсь что не отправил обещанные тексты - вчера весь день сражался с вирусом на компе аки Георгий со Змием!)))
Может быть и так, но бобик притворяющийся волком?)))
Хотя я вчера думал об этом. Она всё же не отрицает существования волков))).
Но всё равно, в её изображении людей нет глубины. Она, прямая наследница А.П.Чехова и в стиле, и в метафизике. Где-то внутри, она так и осталась "комсомолкой - активисткой - спортсменкой", и люди для неё, это скорее всего странный вид животного царства. Социальное животное со всеми вытекающими отсюда последствиями. .

Винарчук Роман   28.02.2011 10:06   Заявить о нарушении
У святого Августина, между прочим, термин был - massa damnata - "осуждённое на вечные муки". Ганс Урс фон Балтазар применяет его для характеристики "большинства людей". Иван Мейендорф применял выражение "падшее человечество". Балтазар - выдающийся католический мыслитель, Мейендорф - выдающийся православный богослов. В чём отличие мыслей Шимборской? В принципе, ни в чём. Тогда почему она "комсомолка - активистка - спортсменка", а почтенные упомянутые мною богословы - нет? Она лишь пела (скорее, выла - сквозь сардонический смех), что видела - таков удел поэта. Богословы видели это же, но не пели - плакали в текстах трактатов. Смыслы одни и те же - формы разнятся. Не более. И все упомянутые мною трое людей - дети ХХ столетия, самой его сердцевины. И каждый из них удивлённо плачет об одном и том же - Sunt omnes homines una massa peccati (Все люди есть одна масса грехов - св.Августин, кстати - а он, согласитесь, уж никак не "комсомолец-актвист-спортсмен"). Massa damnata...

Роман Железный   28.02.2011 11:35   Заявить о нарушении
Роман!
Вы меня слегка не поняли))) У меня есть гипотеза о целях поэзии. Поэзия, это когда на время чтения, читателю пересаживают мозги автора и он смотрит на мир, глазами автора. В этом только её и терапевтическая ценность - читатель понимает, что есть не только его я, но и чье-то еще! (как ни удивительно это!)
Читая Шимборскую, видишь постаревшую комсомолку. Она с активистами в 60-х приезжала в страну развитого соцреализма и брала его уроки.

Я не отрицаю что мир греховен. Но пани Вислава не знает такого термина.
Да и стих про пустынника. Польша 1975 год. Возрождение религии. Католичество как оплот против коммунизма. А пани пишет своего "Пустынника".
И её отношение к смерти. Сравните скажем с "Небом" Милоша или "Паном Когито и Драконом" Херберта. Она у неё не вызывает метафизический ужас. В её мире нет места даже трагедии. Трагедия, это что-то человеческое - конфликт желания и невозможного. А если не мечтать о невозможном, то нет и трагедии. Никто кроме неё не мог бы написать "Вид на песчинку".
Её Вселенная, целиком Ньютоновский мир следствий и причин.
С уважением, Р.В.В.

Винарчук Роман   28.02.2011 11:57   Заявить о нарушении
В 1975 году еще нет "католического" сопротивления коммунизму - это произошло только в 1978 г., после того, как Войтыла стал Папой. В 1975 году есть природный шок от реформ Второго Ватиканского собора и эмоциональный шок от нелепых попыток модернистов "сблизить" религиозную жизнь с "современным миром", интегрировать их. Есть "шок" от сравнения предыдущих традиций отшельничества с пустынничеством "а-ля Томас Мертон" (монах-траппист, который "выбил" у орденского начальства "скит" с камином и гостевыми комнатами). И мне кажется, перед нами текст именно об этом шоке - естественно, в контексте всего, о чем я говорил выше.

Роман Железный   28.02.2011 12:21   Заявить о нарушении
Может быть))).
Хотя "Дневники" Томаса Мертона и его переписка с Милошем и Хербертом - великие вещи.
Но это не касается существа поэзии пани. Есть великолепная книга Доккинза "Бог, как иллюзия". Там он жалуется что поэты не пишут поэмы о Мезозое и тд.
Шимборская - первый поэт этот бесчеловечной волны, которая будет воспевать бесчеловечности мира. И если что мне в ней нравится, это её рывки из "нирваны" в мир людей.



Винарчук Роман   28.02.2011 12:33   Заявить о нарушении
Вот именно! Она не является "гуманистом" от Просвещения, - и она не грезит идеями о "новом человеке", "сверхчеловеке" и пр., и др. Ей хватает ума трезво глянуть на реальность и увидеть оную приснопамятную massa damnata. По большому счёту, формулировка нобелевского комитета "за гуманизьм и бла-бла-бла" абсолютно неадекватна. Она гуманистична - но только если это гуманизм в рамках первой главы книги Бытия, гуманизм первых шести дней творения - предыстория, своего рода.

Роман Железный   28.02.2011 12:44   Заявить о нарушении
Ветхозаветный гуманизм?)))
Еще до книги Иова и Исайи. Мы созданы каким-то Богом, зачем, почему мы не знаем. Попрыгали и на вынос.
Если уже плясать от слова гуманизм, то у неё не антропроцентричный гуманизм и не теоцентричный. В центре её мира, находится скорее Дао. Мир каков он есть. Я думаю что китайцы, когда захватят весь мир, всех остальных отправят на мусорку, а Виславе отгрохают рукотворный памятник)))
Роман, если честно я завидую Вашим познаниям в богословии!


Винарчук Роман   28.02.2011 12:53   Заявить о нарушении
Роман. Вот еще вопрос - источник поэзии Виславы, по-Вашему мнению какой? Скажем источником поэзии Высоцкого был конфликт "человека стихийного" (а ля Байрон) и "человека божеского" с моральными нормами, ненавистью к себе и тд. У Милоша - между скептицизмом и знанием что истина в христианстве. (Конфликт знания и веры наоборот). У Херберта - между желанным миром и действительным. А у Виславы? Я выскажу свою точку зрения, что её сломали доводы науки. Она сдалась им, и только иногда, в стихе у неё прорывается её человеческое Я.

Винарчук Роман   28.02.2011 13:32   Заявить о нарушении
Я бы провёл параллель - с историко-критическим методом. Это такой подход к изучению Писания, когда исследователь должен оставить "за скобками" все Боговдохновенные аспекты и рассматривать текст, только текст и ничего, кроме текста - в разных аспектах (лингвистических, социологических, этно-социо-политических, психологических, культурологических, помещённых в определённый религиозно-философский исторически обусловленный и объективный контекст). Такой своего рода механистический метод распознавания смыслов текста. Подозреваю, что ВШ если и сдалась, то на милость вот такого "историко-критического метода", попытки скрестить трепетную лань философии (или, коль угодно, теологии) с конём-тяжеловозом научного (наукообразного) позитивизма. Плюс, конечно, постмодернистские веяния. При этом имеет смысл опять же пройтись по разным этапам ея творчества и выявить, в какой момент это началось, где достигло кульминации, в какой момент наступил кризис, а когда ея попустило. По крайней мере, например, "Тутай" (2009), как по мне, разительно отличается комплексностью и глубиной смыслов от предыдущих текстов. Но это только гипотеза - если начинать размышления, то надо углубляться, а со временем пока негусто.
Я еще вечерком могу на связь выйти - продолжить обмен мнениями.

Роман Железный   28.02.2011 18:14   Заявить о нарушении
Да, Роман. Это только беглые замечания. Конспект к ней. Интересно было бы пройтись по её сборникам (их композиции), по тому, что она оставляла в более поздних изданиях, а что отсеивала и тд.
А текстов для этого маловато))). Можно конечно обратиться за поддержкой к Глебу (хотя бы список стихов в каждой книге). Но это когда будет время. А по поводу последней книги, я думаю что пани слегка попустило. И в эстетическом смысле у неё почти исчезла пропасть между хорошими и плохими стихами. (У меня вообще одно время сложилось мнение, что она не понимает отличие между плохим и хорошим стихом и мыслит как-то иначе).
Ну, вроде и всё.
А вот вам еще загадка! Я недавно вычитал, интересную теорию, что начиная с футуристов, поэты перестали строить вокруг себя ауру красоты, а стали шокировать читателей. Такое голословное заявление - слишком, но две категории можно спокойно выделить. Милош - поэт ауры, Херберт - смесь того и другого (как у нас - Высоцкий. Поляки его воспринимают как некий символ. Баранчак - шокирующий. Шимборская? В последних стихах, к её скальпелю начала примешиваться и аура "Вермеер" и несколько других).

Винарчук Роман   28.02.2011 20:32   Заявить о нарушении
Да, Руслан, кажется, мне грозит продолжение нашего сего диалога - мне везут из Кракова систематизированное собрание сочинений покойной. *срочно выпущенное по поводу ея смерти* - вот тут уж я тенденции то и поисследую...

Роман Железный   27.02.2012 23:33   Заявить о нарушении
Жаба душить уже начала и видно не отпустит, пока Вы не сделаете фотокопий)))))))))))))
С улыбкой, Р.В.В.

Винарчук Роман   27.02.2012 23:51   Заявить о нарушении