Музыка и слово
Докладчик: Карапетьян Р.А.
Источники: Г.А.Ткаченко "Космос, музыка, ритуал"
М.Веллер "Слово и судьба"
Толкин "Сильмариллион"
И.Лиснянская "Хвастунья"
На прошлой лекции нам был дан прекрасный обзор исторических корней песни и музыки. Песня – возникла из совместных трудовых и не очень трудовых действий. Дальше, мы узнали, что изначально европейская, то есть греческая поэзия существовала только в устно-напевном варианте. Впоследствии, началось деление по жанрам (трагедия, комедия), и в конце концов поэзия стала отдельной областью деятельности, музыка отдельно – встречаясь только в песне – тоже отдельной синтетической области.
М.Веллер «Критика критики» Лекция, прочитанная в университете Милана Италия 2005 г.
«И критика в упор не видела, по-моему, и сейчас критика не видит самого народного поэта за всю тысячу лет существования России – Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий был великий русский поэт, который вернул критику к ее изначальному истоку. Поэт сам пишет стихи и сам исполняет эти стихи под нехитрый ритмизованный аккомпанемент. Это то, что Высоцкий делал.
В России было много великих актеров, великих музыкантов, и шансонье по миру много. И вот когда Высоцкого называют бардом… Дорогие друзья. То, что делал Высоцкий – это и есть поэзия в ее чистом, исконном, изначальном виде. И именно так. Потому что тысячи лет поэзия была устной еще до появления письменности. И тысячи лет стихи не произносили таким голосом, которым мы говорим прозу, а выпевали стихи. Мы это просто забыли. Вот пройдя через этот круг поэзии, которую пишут словами на бумажках, а потом читают глазами с листа, понимаете, поэзия, которую читают с бумажки – это вроде как концентрат. Вроде как консервы. Это поэзия, которая вроде законсервирована, чтобы в нужный момент ее достать и расконсервировать. А вот у Высоцкого, словно завершив письменный оборот, эта поэзия была живьем.»
Кстати, в древней Греции, античное стихосложение, как вы знаете отличалось от нашего русского силлабо-тонического, звуки там имели протяженность, то есть не «е», а «е-е». Таким образом, тесно смыкаясь с песенной ритмикой в ее даже современном варианте.
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знА-Акомой звезды…
Однако если мы обратим свой взор на Восток там была такая страна Китай. Ну не только Китай, было много и других, ну это не суть. Главное, что язык во многих странах был тоновым. Тоновым, или тональным, называется язык, в котором каждый слог произносится с определённым тоном. Разновидностью тоновых языков являются также языки с музыкальным ударением, в которых один или несколько слогов в слове являются выделенными, и разные типы выделения противопоставляются тоновыми признаками. Там тоже масса вариантов, как и по высоте звука, итак и по направлению тона – восходящий или нисходящий. Кстати, может быть благодаря этому, как –то вот в Корее проводили исследования и музыкальным слухом обладало 99 % населения. Ну может и не 99%, но понятно, что не владеющий музыкальным слухом – просто не поймет, что ему говорят. Так вот, если в Европе традиционно «сначала было «Слово» - в китайской натурфилософии на первый план выступила Музыка. И был написан или собран целый трактат Люйши Чуньцю, в котором давалась современная картина мира, современная для того времени, конечно.
Чтобы понять, почему авторы ЛШ для иллюстрации и объяснения законов функционирования видимого мира обратились именно к музыке, следует принять во внимание, что в древности музыка в Китае составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения.
….
Классика помещала музыку на высшие места в шкале ценностей не случайно. Музыка считалась таинственным даром, перешедшим к нынешним поколениям от героев архаики, а к тем в свою очередь – от божеств-предков. Она-то и несла в себе «знание предков», облеченное в числовые соотношения. Лежащие в основе ладотональностей и древнейших мелодий числа придавали ей магические свойства… … Так что известное изречение «барабан подобен небу, а колокол земле», возможно не просто метафора: в нем могли отразиться какие-то архаические представления о космосе как музыкальном инструменте.
………
Категория ци – центральная для натурфилософии ЛШ – интимно связана с музыкой. Музыка – это в конечном счете колеблющиеся с определенной частотой мембраны, хотя бы это и были земля и небо.
………
Музыка в ЛШ – прежде всего символ порядка, цивилизации, привносимых в мир героями мифологии, чья цель – умиротворение и гармонизация социума, внесение в хаотическую среду определенной структуры, нормы, иерархии. Если архаика благоговела перед музыкой как наглядным проявлением связи между небесным и земным, классика акцентировала заложенный в музыке дидактический потенциал, а контрклассика стремилась подчеркнуть независимость природной гармонии от человеческих институтов…
…
И музыка согласно контрклассике, могла быть и как весенний ветерок, и как осенний ветер, и как ревущий ураган, сохраняя при этом музыкальность… …Не всякая песня или танец признавались натурфилософами подлинными песней или танцем, а лишь те, что выражали гармонию космоса и могли служить делу воспитания личной гражданской доблести….
…..
Музыка смутных времен… Когда барабаны и литавры гремят, как гром, когда гонги и цимбалы звенят, как вспышек молний, когда лютни и свирели, пение и танцы подобны воплям – ци в сердце приходит в смятение, в ушах и глазах сумятица, все телоестество - в потрясении. Такая музыка не может приносить наслаждение, поскольку чем она более пьяняще – возбуждающа, тем в большее раздражение приходит народ, тем больше смута в государстве, тем ниже падает престиж правителя. Это утрата чувства-цин музыки-ритуала.
….
Таким образом, по ЛШ мерой высоты и интенсивности музыкальных звуков является сам человек, его диапазон восприятия, его «полоса частот». То, что доступно летучей мыши или собаке, повергает человека в уныние или раздражение, поскольку он может быть равен только самому себе и во всем ищет себе подобного – того, что согласуется с его природой. Несогласующееся с его собственной природой, не может быть для человека и прекрасным, поскольку не встречает в нем отклика. Человек не может служить для этого несогласующегося резонатором, усилителем частоты.
ЛЮЙШИ ЧУНЬЦУ, 240 г. До н.э.
А теперь с Востока перепрыгнем опять на запад. Послушайте следующий отрывок.
Эру Единственный, кого в Арда называли "Илюватар", был всегда.
Вначале Он сотворил Аинур, Первых Святых, порождение Его мысли, и они были при Нем уже тогда, когда еще ничего другого не было.
И Он обратился к ним и дал им темы для музыки, и они пели
для Него, и Эру радовался.
Но долгое время они пели поодиночке, либо малыми группами, а остальные слушали, потому что каждый воспринимал только ту часть разума Илюватара, воплощенного в теме музыки, из которой сам был создан. И каждый медленно постигал каждого. Но все же слушая они пришли к более глубокому пониманию, и пение становилось все более гармоничным.
И случилось так, что Илюватар созвал всех Аинур и предложил им величественную сцену, показав вещи более значительные и удивительные, чем те, что Он открыл им раньше. Но великолепие начала этой темы и блеск ее окончания так изумил Аинур, что они склонились перед Илюватаром и молчали.
Тогда Илюватар сказал им: "Я желаю, чтобы по предложенной вам теме вы все вместе создали гармоничную великую музыку. И так как в вас горит зажженное мной вечное пламя, вы покажете свою силу, украсив эту тему каждый по своему разумению и способностям. Я же буду смотреть и слушать и радоваться великой красоте, что пробудится в песне с вашей помощью".
И вот голоса Аинур, подобно арфам и лютням, флейтам и трубам, скрипкам и органам, подобные бесчисленным хорам, начали развивать тему Илюватара. И звуки бесконечно чередовались в гармонично сотканных мелодиях, уходивших за пределы слуха в глубину и в высоту. И место, где обитал Илюватар, переполнилось звуками, и музыка, и эхо музыки ушли в пустоту, и та перестала быть пустотой. Никогда больше с тех пор не создавали Аинур
музыки, подобной этой. Но говорят, что более величественная музыка прозвучит перед Илюватаром, сотворенная хорами Аинур и детей Илюватара, когда настанет конец дней. И лишь тогда темы Илюватара зазвучат правильно и обретут Бытие, потому что все тогда поймут Его замыслы, и каждый постигнет разум каждого. И Илюватар даст их мыслям тайный огонь и возрадуется этому.
Пока же Илюватар сидел и слушал, и долгое время не находил недостатков в музыке. Но тема развивалась, и вот Мелькор начал вплетать в нее образы, порожденные его собственным воображением, не согласующиеся с темой Илюватара, потому что Мелькор искал способ увеличить силу и славу той части темы, что была назначена ему.
Дж.Р.Толкин Сильмариллион
Ну дальше история повоторяется – началась борьба мелодий, после которой Мелькор был изгнан. А результатом этой музыкальной композиции стал наш мир со всем прекрасным и ужасным, то есть мы с вами – сгустки звучания. Что в каком-то смысле, а может и буквально – является правдой. Все мы сгустки каких-то вибраций.
Если мы вернемся к Велеру, который создат свою так называемую торию всего, то есть теорию объясняющею все, то он пишет следующее:
Музыка это специальное упорядочивание звуков. На акустическом уровне музыка категорически антиэнтропийна. Звуки, которые вадятся хаотично и неорганизованно – композитором и исполняющими сочинение музыкантами очень здорово структурируется: высоки сюда, низкие сюда, слабые так, сильные сяк и т.д. и т.п. И мы имеем могучую акустическую структуру…. …. Так вот. Мы мысли словами. И на уровне вербальном и на уровне слов – литература также антиэнтропийна. Из слов, которые существют в нашем мозгу и между нами по договоренности…. Писатель создает конструкцию, которой не было. Всего навсего из фонем, а фонемы складываются в слова, слова в предложения, этими предложениями выражается мысль, и вид природы, и разнообразные чувства и т.д. и т.п…. То есть. Из слов, которые в языке стоят беспорядочно, поэт методом организации создает такие вербальные конструкции, где присутствует ритм, и присутствует рифма, и присутствует размер. И получаются ритмованные, мелодичные стихи, которых не существует в простой речи. Это классический пример антиэнтропийного воздействия художника на язык.
М.Веллер Смысл и цель искусства и литературы
Таким вот образом, происходя из одного источника музыка и литература аказываются аналогичны в каких-то своих проявлениях и законах. Вот еще один отрывок из Люйши о законах музыки. Давайте его попытаемся осмыслить и перевести на язык литературы.
Музыкальные звуки должны быть согласованы с возможностями восприятия человека. При слишком громком звуке воля приходит в состояние потрясения, а когда в состоянии потрясения пытаются слушать громкую мелодию, ухо-слух не в состоянии ее вместить. Поскольку человек и ее вместить, он старается поставить на ее пути преграду, а когда старается поставить преграду – приходит в судорожное замешательство.
При слишком тихой музыке воле человека как-бы чего-то не хватает, и если при этой нехватке пытаются услышать тихую мелодию, ухо-слух не в состоянии ею наполниться. Поскольку не в состоянии наполниться – нет удовлетворения.
Если звуки слишком высоки, то волесостояние становится тревожным, а если в состоянии тревоги продолжать слушать высокие звуки, то в ушах возникнет звон пустоты, человек перестанет слышать отдельные звуки и от этого окажется на грани душевного истощения.
Если же звук слишком низок, он вызывает удрученное состояние ци-воли, а если в состоянии удрученности продолжать слушать низкие звуки, они начнут пропадать для слуха, а когда они пропадают и человек не может их различить, он от этого впадает в ярость.
Поэтому слишком громкие-интенсивные, слишком тихие-слабые, слишком высокие и слишком низкие звуки не согласуются с человеческой природой.
Ну и закончить я хотел бы цитатой из известной вам уже Лиснянской.
Поэт от поэта отличается музыкой - стихотворный размер один и тот же, а музыка разная. (с) И.Лиснянская "Хвастунья"
Свидетельство о публикации №111022607281