Матильда Кшесинская 1872-1971г
(Звезда русского балета)
Кшесинской дед, скрипач от бога.
(Как Паганини, говорят)
Актёром был и пел не плохо,
Отец танцовщик, так же - мать.
С трёх лет отец, брал дочь в театр,
Балет и оперу смотреть.
Всему была, та, очень рада,
Ещё любила танцевать.
Матильдой, дочь свою, назвали,
Была любимицей отца,
С детства в искусстве поощряли,
Артисткой сделать дочь, их цель.
В училище, та, в театральном,
Танцовщицей решила стать,
Экзамен выпускной был бальный,
Перед царём пришлось играть.
И Александр – Третий, на обеде,
Матильду рядом усадил,
А, сына Николая, рядом,
«Вы не флиртуйте!» пошутил.
В балетной труппе очутилась,
Имперских же театров всех,
Всему там быстро научилась,
И ей довольны были все.
Пошли спектакли, дали роли,
Роль Эсмеральды ждёт всё, та.
И Петипа, та, просит, молит,
Но он ей эту роль не дал.
«Лишь испытав страданья тоже,
Пройдя самой через любовь,
Понять ту Эсмеральду» можно,
Сказал Матильде Петипа.
«Гуляла как-то раз с сестрою,
Наследник мимо проезжал,
Узнал, и взглядом удостоил,
Смотреть в след долго продолжал.
И «Николай – Второй» отметит,
В тот день напишет в дневнике:
«Кшесинская прелестна, эта,
Мне нравится, По нраву мне»
Он в путешествие уехал,
Вернувшись: «А Матильда, где?».
Короче, сердцем он «приехал»
Он стал ухаживать за ней.
Ухаживал он за Матильдой,
Подарки начал ей дарить,
Видно, та, за душу задела,
Мог и любовью «одарить».
С сапфиром золотой браслетик.
То, особняк, чтоб ей в нём жить
Хватило ей подарков этих,
И как ей жить, должна решить.
Ей особняк вручил в подарок,
Великолепием сверкал,
А сам наследник государя,
Вёл странно сам себя, слегка.
«Не может быть у ней он первым,
Что это свяжет его жизнь,
Переживать он будет, верно,
Не смог бы с этим долго жить».
Она же убеждала «Ники»
Чтобы не думал он о том,
Ты лучше в чувства мои вникни,
Колодец глубочайший там.
«Мол, из Берлина он вернётся,
Тогда уже случится - «то»
Вмешался Двор видно серьёзно,
Свой интерес имели в том.
Стал Николай, вдруг, апатичен,
Забеспокоилась - «Семья».
«До свадьбы, чтоб перебесился»
Придворный лекарь слово взял.
Кандидатурою – Матильда,
Фигуры лучшей не сыскать,
Чтоб обольстить артистку эту,
Большую сумму должны дать.
А аппетит возрос Матильды,
Подарки, лошадь, особняк,
Любви той, нет тут перспективы,
Тут династический шёл брак
Влюбился Николай в принцессу,
В Алису Гессен - Двор утих.
В том царские шли интересы,
Объявлена помолвка их.
«Я знала, что, то, неизбежно,
Что женится он не на мне,
Но горю нет границ и тошно,
И нет печальней, этих дней».
А Николай – Второй ответил:
«Чтоб не случилось бы со мной,
Всегда мне будет встреча эта,
Как чувство светлое моё».
Пути «влюблённых» разойдутся,
Спектакли ж посещались, им.
Последний раз свой «Танец русский»
Та, танцевала перед ним.
Хранила письма все в шкатулке,
(Что Николой-Второй ей слал)
Для безопасности - подруга,
В дни революции сожгла.
«Я много потеряла в жизни,
И состояние, дом, всё.
И драгоценностей лишилась,
Но письма мне дороже всех.
Но, это уже позже было,
До этого у ней в друзьях,
Князья великие все были,
И было ей, что с них и взять.
Нужна их помощь постоянно,
Любила роскошь и уют,
Во всём имела вкус отменный,
Князья «прилично» ей дают
Владимир Александрович, другие.
Сергей Михайлович, князья,
Те всей душой её любили,
Все были у неё в друзьях.
Поклонников у ней не мало,
Князья, гусары, офицер…
Число всё время возрастало,
Их «подоить», одна лишь цель.
Давала, та, обед, однажды,
В гостях великие князья.
Андрей Владимирович так же,
Он императора кузен.
Красив был он и чуть застенчив,
Её он сразу покорил,
На шесть лет он моложе, к встрече,
«Ты с мальчиком?» подруга говорит.
«Его в Европу пригласила,
Был предан, трогателен он,
И родила я графу сына,
Жизнь свою ставила на кон.
И был Владимиром сын назван,
Был дед Андрея назван так.
Был разговор с Сергеем, князем,
Ведь он любил меня всегда.
«Сергей любит меня настолько,
За это всё - меня простил.
Была б я рядом лишь бы только,
Себя, всем нам он посвятил.
Как друг был и при мне остался,
Ребёнка сделал он своим.
Без нас переживал, метался,
Но, не могла быть вечно с ним.
Гастроли по Европе были,
Её искусству - двадцать лет,
Российской первой балериной,
Её назвали в тот момент.
«Генералиссимус русского балета»
Вот заголовки всех газет,
Всего балета праздник этот,
Россия впереди идёт.
Вернувшись, та, опять в столицу,
Себе построила «Дворец»
Он переходит все границы,
В убранстве – творчества, венец.
Во Франции купила виллу,
И стала жить и там и тут,
И выступала, где хотела,
Париж и Лондон, Петербург.
Война первая мировая,
Она устроит лазарет,
А в революцию сбегает,
Тихонько, заметая след.
Оделась она очень скромно,
Платок и чёрное пальто,
С собачкой Джиби - у знакомых,
Живя немного, прячась там.
И по стране с сыном металась,
Теперь покинув Петербург,
Почти одна теперь осталась,
Несчастною, став с этих пор.
Знакомых двух людей лишилась,
Царь Николай-Второй, Сергей.
Как быть ей дальше – не решила,
Не очень сладко было ей.
В двадцатом всё ж страну покинет,
В Венецию прибудет, та,
И из России на век сгинет,
Став эмигранткою тогда.
Её и тут все посещали,
Князья, артисты, все кто мог,
Той, положенье – не смущало,
Каждый, ей чем ни будь помог.
Жила же уж с Андреем, князем,
Ведь Вова, сын же был его.
Обоим им помогут связи,
Сначала ж было не легко.
Андрея брата, звать Кириллом,
Он тоже был - Великий князь,
И их судьбой руководили,
Чтобы оформить эту связь.
Он и другие разрешили,
Андрею свадьбу, наконец.
Судьбу, их, наконец, решили,
«Отправили» их под венец.
Андрей, в день свадьбы их, запишет:
«Я счастлив. Ведь сбылась мечта!».
Стал мужем, наконец, друг бывший,
Надеялся на то всегда.
Красинской став, вместо Кшесинской,
Княжной стала Матильда тут.
Довольна та по матерински:
Возможности – сыну дадут.
Вела по светски жизнь Матильда,
Всё время у неё друзья,
Довольна была жизнью этой,
Иначе б жить было нельзя.
Дункан, Шаляпин - и другие,
И Анна Павлова - в гостях.
Наряды носит дорогие,
Ведь в гости ходит и к князьям.
В Монте – Карло часто играла,
«Семнадцать» цифра - лишь её,
«Мадам - Семнадцать» ту прозвали,
Рулетке деньги отдаёт.
Нужны ей деньги постоянно,
Продала виллу - и в Париж,
Пошло на пользу это, явно,
Раскрыла свой талант, глядишь.
Там студию свою создала,
Был, педагога, в ней - кураж.
Учить балету многих стала,
Ей в этом должное отдашь.
Как педагог, та, путь открыла,
Многим талантам, танцевать,
Фонтейн, Шовери, Мей, Памеле,
Их стали в мире признавать.
Форму поддерживала долго,
В тридцать шестом – став, танцевать.
Ей шестьдесят четыре года,
Ей рукоплещут вновь опять.
Танцует «Русский танец». В свете,
Опять была наречена,
Вновь, «королевой русского балета»
Вот так была увлечена.
Когда узнала, что фашисты,
В Россию вторглись, что война,
Души, смятения, той - чисты,
Огорчена очень она.
«Что будет с родиной несчастной,
Что с нами будет?» - пишет, та.
Померкло лично у той счастье,
Считала: «Это - навсегда».
Все «уходили» быстро рядом,
Нижинский, Павлова и Дягилев Сергей.
Но смерть Андрея стала адом,
Отец сына и муж был ей.
Переживала очень – ясно,
В слезах молиться начала:
«Закончилась с Андреем, сказка,
Какой, с ним жизнь, моя была!»
А в пятьдесят восьмом, Большой театр,
Тогда в Париже выступал.
Талантам из России - смотр,
Им весь Париж рукоплескал.
Матильда плакала от счастья,
Какое мастерство тот дал.
Сквозила гордость, той, отчасти:
Душой с ними была всегда.
Жила со скромным, та, достатком,
Но умудрялась помогать,
Там многим русским эмигрантам,
Старалась всю себя отдать.
Энергией всех поражала,
И жизнерадостностью, та.
Девять месяцев не дожила,
Матильда до ста лет тогда.
Приют последний стал в Париже,
На кладбище всех русских звёзд,
Была достойна своей жизни,
С большой буквы - она, артист.
Свидетельство о публикации №111022603435