Девиз рациональных эгоистов шутка с долей

От пребывания в прострации*
И заблуждений альтруистов**
Сквозь самоидентификацию*** –
К рациональным эгоистам****!..
* Прострация (от позднелат. prostratio) - состояние предельной истощённости, расслабленности, беспомощности.

** Альтруизм (лат. Alter - другой) - бескорыстные действия, способность приносить в жертву свою выгоду ради общего блага. В среде учёных были разные точки зрения о том, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Но дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему соб-ственному благу. «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.» (Адам Смит «Теория моральных чувств», 1759)

*** Самоидентификация - ответ на вопрос об отношении человека к самому себе: «Существует ли во мне нечто, не поддаю-щееся изменениям извне, и делающее меня уникальным?»
Отвечая на вопрос о самоидентификации, современные философы всё больше и больше прибегают к теории релятивизма (от лат. relativus - относительный) - принцип абсолютизации относительности и условности познания, вплоть до  утверждения о недостоверности всякого знания вообще. В крайних случаях такой субъективизм приводит к эгоизму.

**** Эгоизм (от лат. ego - «я») - предпочтение своих интересов интересам других. В качестве универсального начала человече-ской активности был признан в эпоху Просвещения. Французские мыслители XVIII века сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали являются правильно понятые собственные интересы, «разумное себялюбие». Н. Г. Чернышевский разработал свою версию теории разумного эгоизма, иллюстрацией которой отчасти стал роман «Что делать?». Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процес-се длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью, где чувство общественного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного. Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист - человек с сильным Я - объективен в оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтер-натив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны, обдумывая и выбирая собственный курс; оценивает возможные последствия своих действий и действует в соответствии с целесообразностью. Во втором случае эгоист – человек со слабым Я - сходен с ребенком: его поведение импульсивно; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искаженных и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.


Рецензии