Чёрный монах. Глава двенадцатая

Преступление нуждается лишь в предлоге.

                Аристотель

I

Итак, друзья, вернёмся к тем годам…
О них писать, поверьте, нынче жажду!
Что говорил,..  предшествовало дням,
Когда все дружно бросили отчизну.
«Народ не волк, он в лес не убежит,
Ему от Бога все даны страданья», -
То царь царице часто говорил -
Не ради дела, ради оправданья.
Не знаю, в этом плут он иль хитрец,
Иль, проще говоря, безумный малый!
Но что бездарный – это видел свет!
А тут ещё «мужик», по виду - старый.
Судить не буду, мудр он или глуп,
Хотя мы знаем всё его значенье.
Ведь от того по всей России слух
Про царский Дом  и про его паденье.

II

Не всяк такое может пережить;
Как ни хули, а есть в народе вера!
Она любого может остудить,
И даже «старца» ради сути дела.
Тот миг настал в лихие времена
Далёкого двенадцатого года,
Когда звучала в Думе речь одна:
«Пора, долой от царства сумасброда!»
Гучков (20) кричал: «В опасности страна,
Довольно «старцу» тешиться игрою,
Распутин не один… врагов стада…
Всё обернётся в будущем бедою.
«Распутинщина» - мерзкая болезнь,
Что разъедает все основы власти,
Распространяя дух свободы, месть,
С пути сбивая воинские части
____________________________________
(20)  Гучков - член Государственной Думы.

III

И разлагая духовенства суть,
Крестом смиряя факты назначенья,
Чтобы в молитвах веру обмануть,
Толкая всех на горечь преступленья».
«Доколь терпеть мы будем мужика,
Он ущемляет наши интересы», -
Кричали в адрес Гришки и царя,
На всю страну,народные повесы.
«Пора создать комиссию для дел
И осудить «хлыстовское» влиянье.
В России нам не нужен передел
И лжепророка новое сознанье,-
Трубил на зал Родзянко, - депутат (21)-
Арестовать его, отречь от Дома.
Где наша доблестная власть?
Иль нынче у Распутина корона?»
___________________________________

(21)  М. В. Родзянко - депутат Государственной Думы III созыва (октябрист).

IV

Вставая, с места вторил Хомяков (22):
«Пора поставить точку, хватит спора!
Каких бы ни сказали нынче слов,
Нам лучше всем не станет от укора.
Распутин враг! И то должны мы знать,
Но за его спиной - погоны, званья…
Прошу вас, господа, сей факт понять
Для привлеченья царского вниманья.
Мир на пороге мировой войны,
И мы не ждём от «старца» заблуждений,
В России хватит и другой беды -
Евреев и разгула преступлений.
Услышит государь нас или нет -
Ему решать, и в том ему виднее,
Но хочется, поверьте, здесь кричать:
«Остановите дьявола, злодея!»
____________________________________

(22)  Н. А. Хомяков - депутат Государственной Думы III созыва (октябрист.

V

Царь тут же внял советам, думцам всем,
Давая лишний повод для проверки,
Поскольку «хлыстовство», как аргумент,
Повсюду осуждали в царстве клерки.
А их, простите, было большинство:
Придворные чины, министры, генералы,
И где волненье было не одно,
Поскольку гибли духа ритуалы.
Хотя Синод Святейший бил челом
Уже давно царю по делу - факту,
Но тот поклон был принят на «излом»,
И кануло всё разом - в яму, шахту.
Вот и на этот раз всё без чудес:
Распутин человек духовной правды!
Всем говорят: «Кого не путал бес?
Довольно, хватит этой гнусной травли».

VI

Других он обвинений не имел,
И уж ничто над ним не тяготело,
Поскольку утвержденье данных дел
Прошло в контрольных органах умело (23).
Противники же, надо полагать,
Нашли в том выгоду опального сектанта (24),
Алексия - епископа, чья связь
Хранила суть им присланного гранта.
За что епископ будет награждён
Достойным назначением от Бога -
Экзархом Грузии и тут же возведён
В высокий сан Святейшего Синода.
Но вехам тем наступит череда
Спустя лишь время, чтобы всё забылось
И чтоб с Распутиным подобная беда
Во власти, в Думе больше не случилась.
____________________________________________

(23) По результатам этого нового расследования было подготовлено и 29 ноября 1912 года утверждено заключение Тобольской духовной консистории, где Распутин-Новый назван «христианином, человеком духовно настроенным и ищущим правды Христовой».

(24) Противники Распутина полагают, что епископ Алексий, сосланный в Тобольск с Псковской кафедры вследствие обнаружения в Псковской губернии сектантского ионнитского монастыря, «помог» ему таким образом в корыстных целях.

VII

Но вновь молва и горе всех властей -
Скандалы, кутежи и обвиненья,
Где наш герой, как маг и чародей,
Рождается для нового свершенья,
Чтоб быть в плену своей мечты и грёз,
Вблизи царицы, при дворе у трона,
Где он не будет лить напрасных слёз
Во храме, где лежит царя корона!
И в том заступник есть - царица свет!
Кого любил Распутин непредвзято.
Понятно всем, что есть один секрет…
Но я смолчу, увы, пред вами свято.
Надеюсь, друг-читатель мне простит,
Что не раскрою этой тайны старой.
Пусть тот секрет история хранит,
Печаля Александру мыслью малой.

VIII

Пока мы живы, мы вольны собой,
И нам порой бывает чуждо мненье…
Хоть это будет солнце или зной,
Нам важно лишь своё определенье.
В том разум есть, но есть в том и беда,
И в ней сокрыта тайна роковая:
Мы думаем, что будем жить всегда,
Дурачась, ни за что не отвечая.
Недолговечен в жизни тот цветок,
И смысла нет в игривых приключеньях.
Пусть в этой жизни вырастет росток,
Но принесёт плоды, продукт рожденья.
И в этом смысле будет жизнь долга
(Её от смерти на земле мы скроем),
Чтоб нам благоволила лишь судьба,
Спасая, если надо, от погони.



В те годы «старец» многое познал,
Чтоб убежать от склок, семьи и «царства»,
На краткий миг Распутина позвал
Дух предков - от вражды, мытарства.
И вот уже Покровское село,
Златые дни четырнадцатого года,
Сюда, в таёжный край, его звало
Дыханье тишины и сила рода,
Чтоб утолить печали и тоску,
А вместе с тем подумать и о Боге,
Определить, признать свою вину
На выбранной в его судьбе дороге.
Ведь он подспудно верил в торжество,
Что в этой жизни он не заблуждался,
Что лишь ему подвластно мастерство,
Которого весь мир так испугался!

Х

А между тем вокруг вершился суд -
Не властью данной и не высшим светом,
А от простых сызранских женских рук (25),
В безмолвье дня напущенным наветом.
Жестокий приговор - Хионии - был твёрд:
«Распутин - лжепророк, к тому ж развратник,
И в правде той Христовой мне вдомёк,
Что лишь убийство всю вину загладит,
Подобно как святой Илья Пророк (26)
Убил во правду в свете лжепророков,
Чтобы за зло карал не только рок,
Но также меч для будущих уроков.
Всем бедам  положить пора конец,
Чтоб проявилась в лживости картина,
Я тем убийством проливаю свет,
Что это не пророк, а лишь личина».
_____________________________________

(25) 29 июня 1914 года в с. Покровском сызранская мещанка Хиония Гусева ранила ножом Григория Распутина.

(26) Илья  Пророк ножом убил 400 лжепророков.



(Продолжение)


Рецензии
Славик, ссылка 26 страшна...
Посмотри вот это место - рифмовку -
Он ущемляет наши интересы», -
Кричали в адрес Гришки и царя,
Проникшись чувством долга, депутаты. (с)

Обнимаю и поддерживаю, И.

Ирина Фетисова-Мюллерсон   28.03.2011 00:53     Заявить о нарушении
Ириша,спасибо. Пожелание учту.
Целую

Вячеслав Гришанов   28.03.2011 15:16   Заявить о нарушении