Манкурт

По раскатанности степи –-
сочни юрт,
оторвавшимся звеньем цепи --
манкурт.
Ах, как небо слепит!
А светило?..
Что-то знает? Следит?
Я забыла,
что было.

По распластанности ночи –-
гроздья звезд.
Сердце, не замолчи
всерьез.
Месяц выгнутою рукой
надо мгой,
как прищур шила.
Я бы сшила
покой.
Мой? Другой?
Я забыла…

Что ж ты, обруч мой, так крут?
Дым… дум… шум…
Как безмолвно кричит голова!
Я уже позабыла слова…
Я манкурт.


Рецензии
Климат и окружение, география рождает разные характеры...Степь и лес, как два антипода. Открытое пространство учило осторожности, но не делало человека двуличным. Метафора берендеева леса защищала от яви, но делало тонкую ранимую сущность беззащитной от каверз судьбы и люди научились прятаться внутри себя, придумывая вторую реальность слова.
Поймалась на красивую и неожиданную метафору - сочни юрты, на мелодику переходов, чем-то напомнившую гортанное пение и игру на дудуке...Автор играет интонациями не меньше, чем образами. такая подвижная мелодика речи говорит о том, что в художественном отношении музыка для автора важнее семантики.

Кшесинская Деметра   14.01.2020 23:26     Заявить о нарушении
Добрый день.
Не иначе, критику преподаете? Или поэтику? ))
Увы, степь (или любое пространство раскатанное) здесь не как антипод вертикальным проросткам. Хотя... Вы меня натолкнули на некий образный концепт слова (в общем смысле) - как пророждение сквозь плоскость молчания. И лес - чем не жизнь звуков - слов произнесенных, речи в целом (осмысленной, конечно, образной).
Интересно.

Но в данном тексте молчание - плоское безграничье, параллели звезд и юрт (сочней - тоже плоских и молчаливых - круглых, т.е. замкнутых) - заманчивость тайны, не высказанной. Хоть вверх гляди, хоть вниз (на землю), везде - молчаливые тайные намеки... на что? А - нет памяти - нет слова. Может, в данном контексте память как допуск к важному. И месяц криво усмехается кривой сапожной иглой, и рот зашитый молчит - слова нет, память заперта мертвой окружностью. И, собственно, обруч сжимается при высыхании все туже... Вы легенду ведь про манкуртов знаете?
И я не музыкальный человек, увы. Правда, понимаю как это: во мне звучала однажды музыка нереально прекрасная, и долго... но тогда я в больнице лежала, и в сознании, и очень жалела, что не могу записать ее - не владею нотным письмом. А может, нереализованная потребность мелодичной организации восприятия выходит через поэтику? Может быть, да.

Бобровская   15.01.2020 02:29   Заявить о нарушении
И кстати, может, это и дудук - вспомнила, что плакала, когда писала. Просто вот вселенская горечь разлилась тогда во мне.

Бобровская   15.01.2020 02:31   Заявить о нарушении
Не преподаю, хобби.
Мой концепт в другом, не вертикаль&горизонталь, а обилие растительности и ее выгорание. Антипод в этом. Являясь сопричастностью окружения, человек повторяет и эти характеристики.
Сочни имеют две формации, на уровне полуфабриката — это раскатанный блин или округлость, на уровне финальной стадии — это нарезанные ленты, может, как преодоление гармонии, которая не всегда полезна.
Легенду помню, но состояние манкурта в настроении не передано. А мне это ощущение переносить приходилось, поэтому и удивило название и его диссонанс с мелодикой. Вот на уровне комментария тема проявилась, как ни странно. А может просто настолько разный резонанс, что мелодия слышится там, где для автора ее нет. Но игра словами, на уровне аллитераций, очень явных, в теме беспамятства, при произнесении фразы "я уже позабыла слова" не работает на правду образа. В этом состоянии стихи получаются как камень. Тяжелые и почти непролазные. А здесь...музыка...

Кшесинская Деметра   15.01.2020 08:06   Заявить о нарушении
Вы знаете, очень ценно Ваше развернутое мнение по поводу резонансов развития образов. Действительно, разное восприятие жизни формирует столь же вариативное прочтение как образных мифологем, так и подходов к их формированию. Потому и семантические "хвосты", длящиеся в личном пространстве мировосприятия каждого, - суть драгоценности индивида, и не всегда можно не только уловить, но даже и предполагать их наличие у массы читающих какой-то конкретный текст. Другое дело, что такие личности уникальны (о чем и Вы ненавязчиво намякиваете своей аватаркой)))
Вся эта длительная преамбула к чему? - а выяснилось, что у нас различный подтекст и продление некоторых заявленных образных систем. Смотрите, у Вас удивительное восприятие данности в пространственно-временном развитии: степь как конечный результат исчезновения леса, сочни не как круглый раскатанный блин (что, собственно, и называется сочнем), а его дальнейшая возможная жизнь в качестве нарезки в лапшу, и, по сути, тоже конечного результата в процессе разрушения (резания на полосы) - как текста, так и самой лексемы на стыке трансформации в новую.
Но. Мое восприятие иное. Степь не как антипод (много растительности - мало растительности, на самом деле степь - МОРЕ растительности, только иной) леса, вообще не о растительности там речь, а степь - как некая развертка жизненного пространства, жизнь как на ладони, место вне времени, где проходят и исчезают цивилизации, а она остается прежней. Это из коллекции моих личных ощущений, я поняла это однажды на закате в аларских степях, буквально припав к ней ухом. С тех пор я понимаю бурят и монголов, почему они не распахивают степь - это то же для них, что для жителей средней полосы сжечь леса. Столь же кощунственно в данном ракурсе само представление трансформации сочня (юрты) в лапшу, практически, уничтожение жизненного круга.
Видите, какие мы разные.
Но в том и интерес)

Бобровская   16.01.2020 03:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.