О молчании

...и говорит ему: друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде? Он же молчал (Матф. 22. 12)

Ещё темно. Звезда мерцает над в небо врезанным крестом. Тропинка узкая петляет, её шлифует каблуком фигура с пышной бородою (ну точно, веник на груди!). Бом! - покатилось над Москвою. "Помилуй, Господи, спаси", - фигура крестится поспешно среди коралловых берёз, и в этой темени кромешной слова клубятся. Ну мороз!
"Мороз и Русь - оно едино, - мысль наскочила как-то влёт, - и там, и тут - какая сила!.. вот только дьякон - он не врёт - сказал, что времечко лихое (крестясь, заходит в Божий дом): мол, клоны, чипы, всё такое... да и в стране какой разгром: нет армии-то настоящей; таджиков и узбеков - рать (благословляет всех стоящих), Батыю б столько не пригнать." В алтарь вступает и молитву привычно отправляет в высь, а Серафимы у престола на стенах в стаи собрались. И губы шепчут, дума ж бродит среди заплаканной толпы: "Эх, им бы знать!.."
А хор низводит блаженства долу с высоты, и мысль плывёт, а не кусает, теперь послушна просьбе "сгинь". И кто-то рядом повторяет три раза зычное "Аминь".


Рецензии
Вчера долго думала об этом стихотворении, а сегодня все же решила написать свое понимание. На мой взгляд, здесь очень четко передано даже не настроение русского народа, а его мироощущение - чего в нем только не понамешано. И лиризм, и одухотворенность, и какая-то срощенность божественного и обыденного (все рядом и сразу). Ощущается определенная светлая ирония стиха (поведение дьякона), и это тоже "свое" мировоззрение - все у нас так: верим простодушно, нарушаем неосознанно, снова верим..., как дети.
Но главным мне все же показалось именно молчание, или даже процесс его обретения, утИшение дум: сначала мысль "наскакивала влет", "кусала", а в храме, несмотря на (все то, о чем было выше) мысль "поплыла", т.е. стала пластичной, мимолетной и ускользающей. И от нее уже можно отрешиться. Так человек и входит в молчание. Вот ведь в чем сила церкви, сила веры. Может, и пришел так просто, а попал в молчание.
И Серафимы именно в стаи, стайки - это для маленьких птичек...

Спасибо за терпение, если прочли до конца!

Марина 21   22.03.2011 19:06     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за внимательное прочтение. Начальный эпиграф, в толковании св. отцов, относится непосредственно к литургии: много званных, да мало избранных и т.д. И вот находится некий человек не в брачной одежде, мало того, он ничего не отвечает на вопросы хозяина(под которым в притче подразумевается Бог) - молчит. Далее мы попадаем на "современную" литургию, и другой человек так же молчит. Всегда ли нужно молчать? Вот вопрос:)
С уважением

Сергей Дуков   22.03.2011 21:14   Заявить о нарушении
Что-то у меня тут не сходится. 1. Понятно, что то молчание, о котором я писала ранее (молчание в его позитивном значении - выход за мышление, за озабоченность материальным, такое молчание, на мой взгляд, представляет собой бессловную молитву), и молчание, о котором идет речь в притче, суть различные вещи. Человек, пришедший на пир не в брачной одежде и уличенный в этом вопросом царя, молчит, так как ничего не может сказать в свое оправдание. Есть в этом молчании по крайней мере, может быть для некоторых людей не в брачной одежде, и момент осознания своего несоответствия ситуации. Просто ранее он думал совсем по-иному...
"Много званных, мало избранных". Бог призывает всех на брачный пир в любой момент жизни: и посредством радости, и посредством горя. Погруженные в повседневность, не все слышат, даже, если слышат, не верят, считают себя недостойными, откладывают пир на потом (по причине занятости важными земными делами, в большинстве своем направленными во благо других людей, что и служит оправданием отказа). Молчащий (молчащие) услышал и пришел, но, посчитав себя избранным, возгордился этим и не приготовился (= не смирился, не покаялся, нашел причину избранности в своих добродетелях и заслугах). Он пришел к Богу в себе, в отдельности своего бытия, отягченного "бременем суеты". Его приход - лишь внешнее проявление, которое он воспринимает как внутреннее достижение (избранность), следовательно, он - лицемер. Его одежда = "духовное состояние" не соответствует пиру. Когда ему указывают на это вопросом, он молчит. А что здесь скажешь?
2. В Вашем комментарии вопрос "всегда ли нужно молчать?", на мой взгляд, трудно соотнести с молчанием в смысловом поле притчи. Речь здесь не может идти о выборе человеком говорить ему или молчать. Свой выбор он сделал ранее, не подготовившись, не одев брачные одежды.
3. Все (большинство, часть) людей, ходящих в храм (находящихся в храме Вашего стихотворения), присутствуют на пире лишь формально, так как частично или полностью поглощены материальными, повседневными заботами (плачут).
Что-то тут для меня не стыкуется. Что?
В любом случае, большое спасибо - перечитала притчу, комментарии, размышляю, с удовольствием...

Марина 21   27.03.2011 12:14   Заявить о нарушении
Сергей, я не совсем поняла сродство молчания. Тот, кто не в брачной одежде явился на пир, был изгнан с пира. Брачные одежды - жизнь праведная. И пришедшему нечего было ответить, потому и молчал. Молчание в церкви от многих слов, когда начинают молящиеся слушать слово Божие сердцем - совсем другое молчание? Мне понравились слова - "таджиков и узбеков - рать (благословляет всех стоящих), Батыю б столько не пригнать." Это наблюдение говорит о том, люди ищут помощи и защиты - и знают, что в нашей стране найдут ее.
С признательностью.

Раиса Лебедева 2   24.03.2014 04:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.