Волчица
А эхо носило пронзительный вой,
Волчица прекрасно смотрелась в закате
Под диском кровавым. Над лысой горой
Она возвышалась, застыв на вершине,
Вдыхая вечерние запахи трав,
А ветер нашептывал волчьей богине
Катрены магических мифов. Зажав
Меж рёбер уставшее дикое сердце,
Упрятав разряды обиды на дне
Поверженной чести (любили по-зверски),
Пытаясь ужиться в бессонной беде...
Туман собирался над тихой равниной...
Она встрепенулась и вновь ожила,
Тоска накатила с немыслимой силой,
Рванула под гору и в лес понеслась.
Мелькали деревья, тонули во мраке...
Спешила... - Темнеет, они там одни! -
А логово волчье за сизым оврагом...
- Я - дома, родные волчата мои...
18/02/2011
Вот это поистине незабываемо http://stihi.ru/2010/11/27/6847
Свидетельство о публикации №111021900915
Есть два вида критики: панибратски-комплементарный, у которого девиз – «За что же не тая греха, Кукушка хвалит Петуха?-За то, что хвалит он Кукушку!», когда Вам поют оды, типа : «Молодец!», «Как прекрасно!» и т.д., не утруждая себя доказательствами, почему же «Так прекрасно!» и почему «Молодец!», Это либо слепота, либо желание отделаться от автора легкой, пустой похвалой, ибо настоящая похвала всегда обстоятельна и, как правило, должна содержать свою вторую диалектическую составляющую – критику, пусть даже комплементарную, но обоснованную. Этим неистребимым недугом, к сожалению,страдает весь массив «Стихи ру».
И второй вид: объективно-аналитический, предусматривающий конструктивно-доказательный, аргументированный анализ. Я приверженец второго, хотя именно он – лучший способ превратить друга во врага или нажить массу недобро-желателей.
Итак, «Волчица». Стихи перегружены образами, не совсем обязательными, не всегда удачными, которые усложняют восприятие содержания. Вы пишите:
Суровые сумерки выли раскатом,
А эхо носило пронзительный вой.
Волчица прекрасно смотрелась в закате
Под диском кровавым. Над лысой горой
Она возвышалась, застыв на вершине,
Вдыхая вечерние запахи трав,
А ветер нашептывал волчьей богине
Катрены магических мифов.
Трудно представить, как сумерки могут выть вообще, и как раскатом, в частности, а эхо при этом носить пронзительный вой (вероятно, волчицы!?). Т.е. воет не волчица, а сумерки. Несопоставимые действия, высказанные самодовлеющими образами.
Наверное все-таки воет волчица, а эхо носят сумерки? Такой вариант имеет свое физическое оправдание в последовательности действий. Еще одна несуразица: «Волчица прекрасно смотрелась в закате, Она возвышалась, застыв на вершине Вдыхая вечерние запахи трав, А ветер нашептывал волчьей богине, Катрены магических мифов». - Полная идиллия, но вот беда, как это согласуется с «суровыми сумерками, с кровавым закатом, с пронзительным воем ? Не мешал ли пронзительный вой шепоту, с которым ветер ласкал слух волчицы катренами магических мифов? Получается, что волчица пронзительно воет и одновременно слушает сладкий, тихий шепот ветра. Нет поэтического содержания, есть несуразные красивости и не понятно ради чего.
Идем далее.
Туман собирался над тихой равниной…
Она встрепенулась и вновь ожила
Тоска накатила с немыслимой силой,
Рванула под гору и в лес понеслась.
Ну, во-первых, «ожила – понеслась» - не рифма. Во-вторых, «она встрепенулась и вновь ожила»…- значит, перед тем как встрепенуться, она была жива, т.е., она встрепенулась будучи мертвой, при этом не первый раз, если «вновь ожила».
В-третьих, как у нас с рельефом? Сначала речь шла о вершине на горе, потом о равнине, потом о лесе, далее будет еще и овраг. Не много ли «поверхностей» для такого короткого стихотворения?. Что это добавляет к содержанию? В-четвертых, «накатила», «рванула» -слова из другого эмоционального и речевого ряда и не украшают пусть волчью, но все же – богиню. Ну, не царский это лексикон, Юленька! В-пятых, все строфы стихотворения не имеют между собой оправданной логической и смысловой связи, существуя разрознено, сами по себе, не развивая идею, т.е., не усиливая, а ослабляя стихи. Т.е., не создается цельного поэтического и смыслового образа стихов.
Вот таким элегантным способом, идя на поводу самодовлеющих красивостей, вы убили ключевую и неплохую последнюю строфу.
Тем неменее, для того, чтобы вы не нанимали киллера, скажу, у Вас, безусловно, есть дарование. Об этом свидетельствуют другие, более удачные Ваши стихи. Но Вы просили оценить «Волчицу». Я мог бы поступить как все, и наговорить Вам массу приятных вещей по поводу этого стихотворения, и мы остались бы хорошими знакомыми, но я не могу предать правду, и благодаря этому, надеюсь, мы станем хорошими друзьями – у Вас обязательно появится желание слышать пусть горькую, но правду, в ней сокрыт потенциал роста, а не сладкую ложь во имя сомнительной дружбы, которая по-сути, отбрасывает назад.Удачи, дерзайте с оглядкой на правду, у Вас получится, я верю. Ваш Роберт Тучин
Роберт Тучин 22.02.2011 18:37 Заявить о нарушении
С уважением,
Мона Клибанская 22.02.2011 23:29 Заявить о нарушении