Хамское заявление-письмо обывателя неофита Пушкина
«…Разостлан роскошью ковер;
На нем усталый хан ложится;
Прозрачный пар над ним клубится;
Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой.…».
И, далее!
«Милее, по следам Парни,
мне славить лирою небрежной
И наготу в ночной тени,
И поцелуй любови нежной!».
И не лучше ли раньше получить представление о древнегреческой и римской культурах, а уж потом читать:
«…Из рук прелестной Цитереи,
раскинул сеть ее красам,
Открыв насмешливым богам
Киприды нежные затеи…».
И не эротика ли – «…ласкает дерзостной рукой младые прелести Людмилы», является стимулом значительной части творчества поэта?
Ну, да ладно. Но, где же настоящий, с моей точки зрения, Пушкин?
«…На этих днях, среди собора,
Митрополит, седой обжора,
Перед обедом невзначай
Велел жить долго всей России
И с сыном птички и Марии
Пошел христосоваться в рай…».
«… А мой ненабожный желудок
«Помилуй, братец, - говорит, -
Еще когда бы кровь Христова
Была хоть, например, лафит...».
«…Но нет! – мы счастьем насладимся,
Кровавой чаши причастимся –
И я скажу: Христос воскрес».
А? Как вам? Вот то-то и оно. А то «…Природный финн, …волынку надувая;».
Коль скоро, например, Д.П.Якубович в работе «Античность в творчестве Пушкина» (М.1941) справедливо заметил (цитирую): «Не мог понять, не мог спрягать, бранил, проклинал, охотнее читал «Елисея»: такова неизменная, естественно правдивая картина отношения Пушкина-лицеиста к урокам древних классиков и нет нужды подменять ее картиной вымышленного к ним пиэтета и чуть ли не серьезных изучений», то зачем же нынешним детям прививать такую же нелюбовь уже к Пушкину? Понятно, что педалировать эротику в школьном курсе литературы вряд ли целесообразно. Однако, во-первых, можно сместить преподавание Пушкина в более старшие классы – не ниже 9-го – 10-го (не надо быть ханжами - к 15 – 16 годам современные дети уже все «про это» знают, в т.ч. и на личном опыте, зачастую!). А, во-вторых, напрочь убрать все эти объяснения-разъяснения «особенностей творчества поэта», ничего кроме скуки и отвращения к творчеству не вызывающие. Творческое наследие поэта само по себе настолько захватывающе, что не надо мешать детям, просто, насладиться красотой стиха, красотой Пушкинского литературного языка. Языка острого, даже, иногда, и для нашего времени. Но нет, и ныне и присно все так, как, например, в Новомосковской Пушкинской школе в Тульской области: «В школе, прежде всего, стремятся к тому, чтобы с помощью Пушкина дети, говоря известными словами В.Г. Белинского, «превосходным образом воспитали из себя человека», смогли укрепить и развить свой «русский дух»; чтобы им «дивно близки» были бы все те «чувства добрые», которые Пушкин «лирой пробуждал», чтобы ценностный мир Пушкина – с его «любовью к родному пепелищу» и «любовью к отеческим гробам», с его талантом и культом дружбы и дружества, со всеми его «животворящими святынями», – стал бы их ценностным миром». Дух-то свой дети, может быть, и укрепят таким образом, что, правда, весьма сомнительно, но вот поэзию Пушкина не полюбят точно…
Свидетельство о публикации №111021908529
То, о чем писал Пушкин – для воспитания не пригодно. Привитие любви к искусству насильно – безумие. Литература прошлого столетия (вся без исключения) - тормоз в развитии. Романтизм вреден.
С уважением!
Владимир.
Платон Расцветаев 19.02.2011 19:52 Заявить о нарушении
PS. Некоторые идеологи и функционеры КПСС тоже считали идеологически вреднымы и романтизм, и всю поэзию Серебряного века. Вы не одиноки, Владимир...
Александр Френкель 19.02.2011 20:04 Заявить о нарушении