Ветка мимозы - нагаута
( классика японской поэзии )
на талый снег
соцветием лимонных солнц
мимозы сломанная ветвь
небрежно брошена
рукой
на солнце
выползает змей
огромный аспид
с жёлтой головой
на сером камне тёмные следы
остались пятна вешние воды
с ней высыхает уки грусть
уходит тень
огромной Атаго горы
и сердце открывается весне
Таэтэ
ты с природой един
на миг становишься мимозой
янтарной гроздью на снегу
иллюзия или реальность
биенье крыльев мотылька
чьи лапки держит паутина
пучок осенней выцветшей травы
бурля потоки горные несут
являя взору пурпурные корни
лиловые цвета моей любви
что скрыта в травах мурасаки
которую вода кружит
и я не в силах бег её
хотя б на миг
остановить
и красный
снова спрячут волны
а на поверхности останется
шафран
на талый снег
соцветием лимонных солнц
мимозы сломанная ветвь
небрежно брошена
рукой
МУРАСАКИ - многолетняя трава, цветет мелкими белыми цветами, похожими на фиалки.
Корень использовался для окрашивания ткани в фиолетовый цвет с
красноватым оттенком(мурасаки) при этом очень не стойким.Иногда её название
даже писали двумя иероглифами: "ака"+"нэ", то есть "красный корень", "корень,
дающий красный цвет". Это очень нестойкий краситель, но он высоко ценился при
Хэйанском дворе благодаря вере в то, что все прекрасное мимолетно, и чем
мимолетнее, тем краше. Только лицам императорской крови разрешалось носить
этот цвет.
НОВАЯ АУДИО ВЕРСИЯ ;
http://russianpoetry.ru/stihi/lyubov/vetka-mimozy.html
Свидетельство о публикации №111021607999
Зубарева Ирина 21.04.2011 15:53 Заявить о нарушении
---
Японцы очень ценили мимолетность, ведь страстная любовь не может полыхать вечно, краски со временем тускнеют - по этому они так ценят память о тех мгновениях когда их внутренний мир был залит пурпурно-фиолетовым светом любви . Вода - поток ... это безусловно течение жизни, где волны то показывают пунцовые корни , то являют пожелтевшие вершки травы ( шафрановые потускневшие от времени и суеты чувства ).Судьба - это аспид, то мудрый змей, то ядовитый гад. Её извивы - кольца и спирали ! Мимозы в японской поэзии ассоциируется с зимой, в данном контексте с зимой в отношениях, которые стали сломанной веткой брошенной на снег.
************
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ИСКУССТВЕ НАГАУТА В ЦЕЛОМ.
*********************************************
ОЧЕНЬ МНОГО ВОПРОСОВ В ЛИЧКУ, ЧТО ТАКОЕ НАГАУТА, ОТКУДА ВДРУГ ВСПЛЫЛ ЭТОТ ЖАНР,НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОН ЧИСТОЙ ВОДЫ ФАНТАЗИЕЙ АВТОРА ?!
ОТВЕЧУ СРАЗУ ВСЕМ !
ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО НАГАУТА (песнь,сказание,былина,новелла,повествование и т.д.)СЕЙЧАС ПРАКТИЧЕСКИ ЗАБЫТО. СУХИЕ, ПОЧТИ НЕПОНЯТНЫЕ(для многих,если не сказать для основной массы европейцев) ХОККУ И ТАНКА ПОЯВИЛИСЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗЖЕ И В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ПРЕВРАТИЛИ ЯПОНСКУЮ ПОЭЗИЮ В СУХУЮ АРИФМЕТИКУ.Я ПОСТАРАЛСЯ РЕАНИМИРОВАТЬ ЭТОТ СТИЛЬ VIII века .
МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ ОН ГОРАЗДО БЛИЖЕ НАШЕМУ ДУХУ,НУ А НАСКОЛЬКО МНЕ УДАЕТСЯ, СУДИТЬ ВАМ И ОЧЕНЬ ПРОШУ СЛУШАЙТЕ АУДИО ВЕРСИИ. МНЕ УДАЛОСЬ РАЗДОБЫТЬ РЕДЧАЙШУЮ ЯПОНСКУЮ МУЗЫКУ И ... ДАЖЕ ПОСЛУШАТЬ, КАК ЧИТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЯПОНСКИЙ АКТЕР.
НАГАУТА, НА СЕГОДНЯ ПО СЛУХАМ(подчеркиваю по слухам эти данные неофициальные) ВЛАДЕЮТ,ТО ЕСТЬ ПИШУТ, НЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И СРЕДИ НИХ ТОЛЬКО ОДИН ЕВРОПЕЕЦ. ХОЧУ ТОЛЬКО ПОДЧЕРКНУТЬ, ОДНО ИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ НАГАУТF, ЭТО ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИВЯЗКИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ МЕСТ,НАИБОЛЕЕ СМЫСЛОВЫЕ, ЗАГРУЖЕННЫЕ УЧАСТКИ, ЗАЧАСТУЮ ПОВТОРЯЮТСЯ.СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ ПОЗВОЛИТ ВАМ... МЕДИТИРОВАТЬ,И ЕСЛИ ЭТО НАСТОЯЩАЯ, УДАЧНАЯ НАГАУТА,ТО У ВАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ВОЗНИКНУТЬ ЧУВСТВО ПОСЛЕВКУСИЯ.
ЦЕЛАЯ НАУКА МЕТАФОР И АССОЦИАЦИЙ ДЕЛАЕТ НАГАУТА ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНОЙ ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦА,ВЕДЬ МАЛО КТО ЗНАЕТ, ЧТО ГОРНАЯ ЛИЛИЯ СВЕТЛО-ФИОЛЕТОВОГО ЦВЕТА В СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА - СИМВОЛ ЧИСТОТЫ И НЕПОРОЧНОСТИ, А ТОТ ЖЕ СОРТ ГОРНОЙ ЛИЛИИ, НО ТИГРОВОЙ РАСЦВЕТКИ., ОЗНАЧАЕТ ПРЕДЕЛЬНУЮ НЕНАВИСТЬ. МИФИЧЕСКИЕ ВЕЛИКАНЫ, В УСТАХ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЯПОНЦА, ВСЕГО ЛИШЬ ОБЫЧНЫЕ КИТАЙЦЫ,КОТОРЫЕ БЫЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ И КРЕПЧЕ.ЛОТОС У ЯПОНЦА, СИМВОЛОМ ЧИСТОТЫ И ЦЕЛОМУДРИЯ ЖЕНЩИНЫ,А В КИТАЕ ЖЕНЩИНА - ЛОТОС БЫЛА ПОРОЧНОЙ ГЕЙШЕЙ. В СИЛУ СВОИХ СКРОМНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ ОСТОРОЖНО ПРИКОСНУТСЯ К ЭТОМУ ТАИНСТВЕННОМУ МИРУ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ.МИРУ СИМВОЛОВ, ЦВЕТОВ И ТРАДИЦИЙ. С УВАЖЕНИЕМ К КОЛЛЕГАМ И ЧИТАТЕЛЯМ - АНДРЕЙ ПИСНОЙ .
----------
и ещё несколько слов ;
**************************************************************
Сложен, очень сложен, суггетивно символический поэтический язык ёдзё. Дзуйхицу нечто вроде эссе фантазий в дневнике, которые вели как и самураи, так и придворные дамы, где явь переплеталась с фантазией , юггет сокровенная красота с символизмом. Одна и та же лилия , лиловая означала счастье, а тигрово-оранжевая - ненависть. В Японии - лотос был символом чистоты и целомудрия, а в Китае золотым лотосом называли куртизанок. Японцы называли поработителей из Подлунной империи великанами, цветок укэра никогда не раскрывающийся полностью, слыл символом затаённой любви. Во общем будьте снисходительны это мои первые робкие прикосновения к тонкому миру восточной поэзии, так непохожему на наши современные стихи. В своих аудио версиях я использовал настоящую японскую музыку средневековья( естественно в современной обработке )поэтому для настоящего погружения в волшебный мир японской поэзии раннего средневековья, рекомендую послушать звуковые версии. С уважением к коллегам и читателям - Андрей Писной.
Андрей Писной 22.04.2011 10:49 Заявить о нарушении