Перепутье II
Воздух новых пространств оказался таким же
на поверку как всё, чем дышал до него,
а безвыходность, что почитал за спасенье, –
это попросту дверь, как и сотни дверей,
это тоже, пускай и особый, но выход.
И, махнувший рукою на эти пути,
залепивший глазницы забвеньем и глиной,
я решил вообще никуда не смотреть,
предпочтя, чтоб по капле лукавое время
утекало само из меня, чтобы мир
уносился, а я бы всегда оставался.
Сколько ждал, неизвестно. На новых кругах
загорались и гасли холодные звёзды.
Мириады начерченных новых орбит
обвивали меня, но когда я набрался
и отваги, и силы, чтоб снова прозреть,
разумеется, было уже слишком поздно.
Я стоял одиноко на белом плато:
ни былинки, ни шороха. Лезвие мысли
не могло уже ранить, тем паче – убить.
И в сознанье вплывала простая догадка,
артистично смыкая сей каверзный круг,
что прозрение вновь обернулось безумьем.
Свидетельство о публикации №111021605853
Перечитывала Ваши "Перепутья" и вспомнила строки Светланы Кековой, которыми не могу не поделиться:
"...я использую это прозренье как повод
для того, чтоб вернуться на круги своя:
есть, как видно, такие подробности быта,
за которыми время текущее скрыто
и впритык сведены разных истин края.
<...>
и видна за окном, за небесным порогом
часть пространства, которая занята Богом,
а тебе, человеку, да будет итогом
только время, которого нет"
Но это лирическое в(от)ступление.
Если можно, спрошу про завершение "каверзного круга"... лирический герой проделал титанический труд -- от активного выбора до прозренья через глиняную добровольную слепоту смирения перед временем. Безвыходность первого "Перепутья" была завязана с мятущимся, запертым в трёх равносложных тупиках духом. Безвыходность второго страшнее -- мне непросто сформулировать, но хочется сравнить с двойной рефлексией -- как будто это безвыходность безвыходности. Словно освоен следующий (огромный!) слой пространства, но ожидалось что-то качественно иное... неужели остается уповать только на мудрость и мужество принять это?
Понимаю, что в таких вещах все неоднозначно и выводы могут быть неожиданными, но вот эта всплывающая в сознанье догадка о безумье -- в три последние строки -- в ней ведь нет ни разочарования, ни облегчения, ни другого явственного чувства, но только какая-то горькая усмешка, как обрыв мелодии без предварительного затихания звука. Что стоит ЗА ней, Вы даете понять. Что после нее, спрашивать не стану. Что в ней самой?
Анна Липштейн 20.07.2013 01:44 Заявить о нарушении
Спасибо за приведённое стихотворение. В догадке же, о которой идёт речь, присутствует лишь настроение, свойственное описанному моменту. Надежда, если угодно. Всё это было необходимо герою в первую очередь для того, чтобы решить уравнение, в котором он оказался по иронии судьбы, или в которое загнал себя сам. Ибо икс в данном случае – это непременно подвижная величина, однако область её движения весьма ограничена. Выражаясь иначе, если не прибегнуть здесь к решению в виде безумия, то альтернативные варианты попросту взорвут мозг, и ни для какой поэзии уже не останется места. Стало быть, безумие и есть последняя спасительная точка, где слово ещё имеет хоть какой-то смысл. Дальше язык недействителен.
Максим Седунов 20.07.2013 12:46 Заявить о нарушении
Мне было странно, что последние строки как будто переполнены чем-то почти противоположным тому, что называют. В них больше немоты, чем слова, но и слово -- камень. И безумие -- не безумие вовсе в привычном словарном значении, а нечто иное. Поэтому спросила.
Подумала и скажу, что все-таки (в моем восприятии) Ваше стихотворение заканчивается много дальше этого "безумия", хоть бы на нем и совершилась внешняя остановка . То, что поэтически обозначено спасительной точкой, на самом деле пульсирует и затягивает наподобие черной дыры. Необычные стихи -- такое ощущение, что их чтение не может быть завершено, потому что они выведены за грань самой способности быть присвоенными кем бы то ни было. Интуитивно строки все равно продолжаются за контур стиха -- пусть и на одних вибрациях, заданных с первого слова.
Спасибо.
Анна Липштейн 20.07.2013 17:57 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 21.07.2013 10:55 Заявить о нарушении
Привожу текст целиком, только оговорюсь, защищая дорогого мне автора от искажённого представления, что это '85, или даже '84 год. Оно типично для того периода творчества Светланы, но совершенно не характеризует её как поэта в целом.
Баллада об уходящем времени
Только чайник, натертый до тусклого блеска
едкой содой, а также стены арабеска,
или, может, окно, а на нем занавеска,
или шкаф для посуды со всем содержимым
придают бытию неизменность и прочность.
Прорисовано время, как почерк с нажимом,
на различных предметах. Hо их краткосрочность
не чета краткосрочности жизни людской,
незаметно текущей в черте городской.
Вот вам хлеба ломоть и пустая солонка,
звук горящего газа, собака болонка,
шкаф посудный с торчащим из дверцы ключом,
снега белое дерево в окнах. Однако
мы пейзаж с натюрмортом скрестили. Собака
здесь, пожалуй, совсем ни при чем.
Так начнем же сначала. От мысли исходной
ничего не осталось. И ордер расходный
мы спеша заполняем в тоске безысходной -
нам кассир выдает шелестящее время
и поводит крылами в окошечке кассы.
Дома ждет нас вещей разномастное племя -
вот посуда из глины, стекла и пластмассы,
пара стульев потертых и снег за окном,
незаметно растущий в пространстве ином.
И опять окружает знакомая местность
человека, на жизнь получившего ссуду,
он уже ощущает тоски неуместность,
напевает, в порядок приводит окрестность -
взглядом трогает вещи, стоящие всюду,
с окон пыль вытирает и моет посуду,
снова чувствует пищи соленость и пресность,
пряность времени, жизни своей остроту,
шаткость шкафа посудного, стен пестроту.
А еще замечает, внезапно прозрев,
снег, растущий за окнами в форме дерев,
жизни прошлой окружность и времени хорду,
видит он, над горелкой ладони согрев,
постаревшей собаки кудрявую морду,
ключ от шкафа посудного в правой руке,
две разбитых тарелки, дыру в потолке,
из которой торчит электрический провод...
Я использую это прозренье как повод
для того, чтоб вернуться на круги своя:
есть, как видно, такие подробности быта,
за которыми время текущие скрыто
и впритык сведены разных истин края.
Вот за этой плитой и за этой горелкой,
за солонкой пустой, за посудою мелкой,
за стеной, за ее потемневшей побелкой -
всюду жизни исчезнувшей след.
И видна за окном, за небесным порогом
часть пространства, которая занята Богом,
а тебе, человеку, да будет итогом
только время, которого нет.
Анна Липштейн 21.07.2013 11:51 Заявить о нарушении
... а душу пингвинам просили у Анатоля Франса в "Острове пингвинов" :-)
Анна Липштейн 21.07.2013 12:05 Заявить о нарушении
С уважением,
Майкл Ефимов 21.07.2013 12:17 Заявить о нарушении
Майкл Ефимов 21.07.2013 12:21 Заявить о нарушении