Записывать или Сочинять? О сути творчества

              «Если у вас запор, то… не стоит мучить задницу!
               Лучше отдохните.
               Всё должно идти само и очень легко»

               (Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791))

               *
               «Лучше других на вопрос „Для кого вы пишете?” ответил Стравинский: - „Для себя и для гипотетического alter ego”»


***

Если «не идёт», то пытаться писать не нужно!
Ни пером, ни… под дерево.
Это аксиома.
Извините за каламбур, но творчество, прежде всего, не «духовно», как любят говорить многие, а очень даже физиологично.

«Позыв» записать что-либо на бумаге имеет вполне осязаемую основу – что-то где-то очень глубоко, глубже, чем в крови, «созрело» и «просится наружу».
Писатель – это тот, кто «записывает диктуемое».
Просто оформляет информацию в слова, а композитор – в нотные знаки.

Однако есть миллионы тех, кто эту аксиому или не понимает, или, скорее всего, специально «не помнит».
Есть люди, доказывающие, что стихи нужно «сочинять» и непременно добавляют – «над стихами нужно работать!».

Но если вернуться к естеству, то те же «сочинители» моментально согласятся с тем, что, к примеру, без голода они за стол не садятся,
а без переполненности, скажем, мочевого пузыря, в туалет отнюдь не торопятся!

Так почему же без внутреннего естественного позыва можно вдруг, просто так сесть за стол и что-то написать, да ещё и рифму подыскивать?

Однажды один пожилой довольно-таки человек с явным восторгом и облегчением рассказывал, как сегодня он «нашёл-таки», наконец,
рифму к своей незаконченной строчке, а «искал» он её аж несколько недель, и потому жутко страдал!
Этому эпизоду уже почти двадцать пять лет, но я вспоминаю его всегда, когда вижу или слышу рассказы про горячее сопение «тужащегося» писателя.

Как это может быть в принципе? – Как можно «писать тяжело», через силу?

Давайте представим на секунду Баха или Моцарта.
Вот сидит за столом мужик в камзоле и парике, тычет гусиным пёрышком в чернильницу, попутно ест ватрушку и запивает вином, но вдруг замирает…
и произносит с досадой: - «Ах, ты, чёрт возьми! До пятнадцатого такта была такая прелестная музыка, а вот шестнадцатый уже придётся сочинять!»

Вы же понимаете, что так быть не может!
И так никогда не было – ни у Баха, ни у Вивальди, ни у Чайковского… – ни у кого.
Сочинение либо уже полностью звучит в крови и в мозгу композитора, и его нужно только запечатлеть в нотах, либо… нигде ещё не звучит ничего.

Поэзия абсолютно идентична Музыке.
Основой появления строфы являются мелодия, гармония, ритм, контрапункт, полифония, генерал-бас, штрихи, акценты, мелизмы и так далее.
И всё это «является» пишущему одновременно и сразу в соответствующей тональности.
Автору нужно только «впасть в немое» и быстро-быстро протоколировать всё, что пришло.
Те, кто хорошо знаком с этим состоянием «выписывания», прекрасно знают, что нет ничего болезненнее (именно физически!), как прерваться в этот момент,
отвлёкшись на какой-то внезапный раздражитель.
Это невероятно больно!
Это буквально то же самое, как если бы женщина в конце девятого месяца получила известие, что содержимое её живота внезапно… умерло.

Состояние человека, записывающего «надиктованный текст», внешне похоже на очарованное забвение – автор явно куда-то «уходит»: в нирвану,
в инсайт, в у-вей… – не так важно, каким словом это назвать.
Важен результат.
Если текст уже весь на бумаге, и он «звучит» - значит, творение состоялось.
Значит – что-то родилось.
Автор был просто ретранслятором – «переводчиком» информационного содержимого в слова известного ему языка.

Итак - текст готов.
Это уже полностью «отделившийся от матери плод» – самостоятельный организм.

И вдруг!
Вдруг автор зачем-то начинает его… править!
Скажите, кто-нибудь видел хоть одну мать, сказавшую акушеру: – «Ой, а нельзя ли ребёночку чуть носик подправить? И ещё немножко шейку удлинить!».

Что родилось, то уже… родилось!
И это – именно ваше.
Это было внутри, а теперь оно лежит тут – на столе (только в отличие от младенца, не кричит и к груди не ползёт).
Как можно «это» переделывать или «доделывать»?
Зачем?
Для кого?

У вас что – «горит генплан»? Вам нужно сдать к сроку объект?
Или вашей писульки ждут сотни важных заказчиков, и вы боитесь «сорвать график поставок»?
Кто вас гонит в шею и мешает спокойно дождаться того момента, когда ваш отдохнувший организм снова «родит какой-либо продукт самым естественным путём»?
Ведь никого, кроме вас нет.
Вообще.
Продукт нужен только вам и никому более! (Если только речь не о странах, где до сих пор - один грамотный человек на десять сёл).

В общем, суть всем понятна.

Сформулируем заключение:

Сочинительством называется занятие по написанию заказного текста (например – в СМИ – в газету, в журнал мод, кулинарную книгу…),
или составление фирменного письма, предполагающего наличие установленной между адресатами деловой формы (как правило, предлагаемой
программой компьютера, куда секретарша только впечатывает подписи).

Во всех прочих случаях, каждый пишущий заказные, «прикладные» тексты (стихи к праздникам, к юбилеям, критические статьи на заказ и т. д.) неминуемо пишет фальшь!
Иначе и быть не может, потому что под «заказчиком» подразумевается некое конкретное лицо, чьи «интересы» или запросы эго требуется обязательно удовлетворить (иначе сочинитель не получит гонорара или иных благ).
Графоманы, подбирающие рифмы с помощью компьютерных программ или коллективно – с «собратьями по перу», обнаруживают себя моментально
трафаретными штампами и поголовной тематикой про «трепетную душу» и «несчастную любовь».
Ибо каждый графоман обязательно «рассчитывает на похвалу», на прочтение, на оценку (!), и поэтому неминуемо подразумевает «своего читателя»,
постоянно «дорабатывая», вымучивая, «адаптируя» текст до удобочитаемого, делая его абсолютно безжизненным и бессмысленным.
То есть «сочинитель» - это производитель мертвечины.
Вместо сочного яблока – раскрашенный пластик, который, тем не менее, очень хочется «продать подороже!».

Что же касается всей остальной – художественной литературы - то здесь всё очень просто: автору либо «дано», либо нет.
Это действительно очень просто: что-то либо «пришло» и «требует выхода», либо всё пусто и замечательно, и можно спать спокойно.

Конечно же, далеко не каждый, «слышащий глубинный шум» и странные «пульсации в крови», напишет что-то гениальное!
Есть масса людей с отклонениями в психике, которые днём и ночью «слышат голоса», ничего при этом не продуцируя, либо наоборот - «выдавая на гора»
тонны бреда про «контакты», или сведения «из прошлых жизней».

Но это, наверное, и хорошо, что… не каждый.

Был только один Бах, один Моцарт, один Чайковский…
Как и Рублёв, Микеланджело, Веласкес, Рембрандт, Брейгель, Шарден – по одному, по два человека в столетие!
Один Рильке, одна Цветаева, один Оден и один Платонов.
Совсем один Бродский…

А нужно ли, чтобы каждый человек «рожал» что-то уникальное, истинно оригинальное – то есть только сугубо своё, внутриутробное, неподдельное?
Нужно ли, чтобы откровение посещало поголовно каждого? Пусть очень редко – всего несколько раз в жизни – но из глубин крови!

В идеале – да!
                «Литература, и в частности, поэзия, будучи высшей формой словесности, представляет собою, грубо говоря, нашу видовую цель»
                (Joseph Brodsky (1940-1996) – «The Nobel Lecture», October 1987)

Но тогда всем графоманам-ремесленникам – то есть «сочинителям» макулатуры пришлось бы моментально признать себя таковыми, и заняться
чем-нибудь более полезным, нежели круглосуточно переводить время и бумагу, нанося на неё тонны нечитабельной ерунды.


*

5 января 2011

***


Рецензии
Сергей, здравствуйте. Хорошая статья. Во многом очень верно. Внесу свои пять копеек). ___ "Думаете, люди, которые пишут о картинах, разбираются в них больше? Скажу вам по секрету: о картинах нельзя писать — как вообще об искусстве. Все, что пишут об этом, служит одной цели — просвещению невежд. Писать об искусстве нельзя. Его можно только чувствовать". - Ремарк Э.М.___ И ещё вот это, по-моему, очень верно - "Творчество — это страсть, умирающая в форме" - Пришвин М.М.__ Потому что "мысль изречённая есть ложь". Ну, и что делать?)) Инсайт - явление редкое. Это надо уметь быть суфием на базарной площади, чтобы не отвлекаться на посторонние шумы и, как Вы говорите, «записывать диктуемое». А вот этого и я тоже не понимаю - «над стихами нужно работать!». Как это?)) Стихи либо вылились сразу и моментально, либо нет. Поэтому и править сложно, почти невозможно. Мгновение уже ушло, "портал" захлопнулся, и любая правка - это ломка, как камень, вытащенный из фундамента. Но есть ещё одна штука, которая мне любопытна, и вот её я здесь пытаюсь проверить). Я очень доверяю детскому восприятию. Так вот, мой сын, когда начал говорить, говорил только в рифму и очень удивлялся, что вокруг все говорят прозой, считал, что это неправильно. Так что, очевидно, это очень естественное для человека состояние. Поэтому многие играют в стихосложение (я в том числе), это некий рассказ в стихах или зарифмованная философия. Можно ли считать это поэзией? Нет, наверное. Но кое-что всё-таки, с моей точки зрения, имеет право на существование. Писал же Буало свой философский трактат "О природе вещей" в рифму, хотя с точки зрения поэзии - это ремесленничество. Вот где-то так)). БлагоДарю Вас за статью, Сергей. Всех Вам Благ и Удачи. С уважением Волк Ангел.

Волкъ Ангелъ   16.02.2011 17:15     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова!
*
Просто рифмовать - это... ремесленничество, безусловно.
Смысл того, что называется Поэзией - наличие Мелодии и Гармонии - то есть Музыка в стихе должна звучать самостоятельно,
и вести читателя за собой,
приводить его к самому себе.

*
Про детей - это хорошо, но... неточно,
ибо ребёнок не в состоянии прочесть Цветаеву в принципе,
или "услыщать" Музыку Бродского.

*
С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   17.02.2011 04:16   Заявить о нарушении
Сергей, когда я говорил о детях, я имел ввиду, что они воспринимают мир вернее, чем взрослые - без шаблонов и стереотипов, живым в каждом своём проявлении. А это и есть поэзия и способность её чувствовать. Может быть, поэтому мой сын и считал, что мы говорим неправильно и слышим неправильно). Вы пишете - "ребёнок не в состоянии прочесть Цветаеву в принципе". Но сама Цветаева писала, как раз обратное)__"К кому я прислушаюсь? Ко всякому большому голосу я прислушаюсь, чей бы он ни был. Если мне о моих стихах говорит старик-раввин, умудренный кровью, возрастом и пророками, я слушаю. Любит ли он стихи? Не знаю. Может быть, никогда их и не читал. Но он любит (знает) все - из чего стихи, истоки жизни и бытия. Он мудр, и мудрости его на меня хватит и на мои строки. Прислушаюсь к Ромену Роллану, прислушаюсь к семилетнему ребёнку, - ко всему, что мудрость и природа. Их подход космический, и если в моих стихах космос есть, они его прослышат и на него отзовутся".__ Я думаю, что она была права).
Всех Вам Благ, Сергей.
.
КАПИТАНУ. Приветствую, Капитан). Семь футов под килем и Удачи).

Волкъ Ангелъ   17.02.2011 07:01   Заявить о нарушении
Марина Ивановна была уникальнейшим человеком,
и по сути - не женщиной.
Она переросла сама себя.
(Это очень сложная тема - я где-то уже писал об этом)
*
" К примеру, когда вы говорите о поэзии Цветаевой, то часто называете ее кальвинистской. Почему?

Иосиф Бродский: Прежде всего имея в виду ее синтаксическую беспрецедентность, позволяющую - скорей, заставляющую - ее в стихе договаривать все до самого конца. Кальвинизм в принципе чрезвычайно простая вещь: это весьма жесткие счеты человека с самим собой, со своей совестью, сознанием. В этом смысле, между прочим, и Достоевский кaльвиниcт. Кальвинист - это, коротко говоря, человек, постоянно творящий над собой некий вариант Страшного суда - как бы в отсутствие (или же не дожидаясь) Всемогущего. В этом смысле второго такого поэта в России нет.
То есть я, например, ни с чем более значительным не сталкивался. "

...

и т д

С ув.,
С Д

Данилов Сергей Иванович   17.02.2011 11:55   Заявить о нарушении
Сергей, добрый день. Я не читал этих слов Бродского о Марине. Они удивительно верны. Я Вам БлагоДарен за то, что Вы их повторили в своём замечании. Я думаю, что истинный поэт, не говорю даже просто человек(хотя хорошо бы), должен быть в какой-то степени кальвинистом. Но это действительно редкость - ведь это же надо внутреннюю силу иметь, чтобы себя, любимого, судить по СоВести. А Марина Цветаева это умела. А вот, касательно того, что, как Вы говорите, она была "по сути - не женщиной" - не согласен. Она была истинной женщиной. Потому что только женщина может вместить в себя космос, она так устроена физиологически, в отличие от нас. Только женщина может взрастить внутри себя жизнь, а мы так... рядом проходили). Поэтому они и другие). А про сотворение из ребра мужчины, это росто придуманная байка). Нет, там какой-то совершенно другой материал. Если посмотреть на лицо любой женщины, которая ждёт желанного ребёнка, то это лицо Мадонны, она где-то между мирами. Потом это в суете уходит, и только очень немногие в состоянии это ощущение причастности к творению удержать и осознать. Марина Цветаева - одна из таких редкостных женщин. Вот где-то так)). Всех Вам Благ, Сергей, и Удачи). БлагоДарю Вас за интересную беседу, с уважением Волк Ангел.

Волкъ Ангелъ   17.02.2011 16:35   Заявить о нарушении
по поводу "настоящести" женщин:

Цветаева - тот редкостный экземпляр человека, которая, родившись в женском теле, сумела выйти за грань,
после которой уже не остаётся той самой "обыденной женственности", о которой Вы говорите.
Дети и пр. - это физиология. Это... само собою.
А самопреобразование - трансценденция - это способность крайне редких женщин.
(по сути Марина Ивановна - гений, ибо безумна )

нужно ли много "полностью безумных" женщин - не знаю

!

С ув..
С Д

Данилов Сергей Иванович   17.02.2011 17:43   Заявить о нарушении
Сергей, по сути, Ваше замечание подтверждает то, о чём я писал. Марина Цветаева - редкость, поскольку сумела сохранить в себе то ощущение космоса, которое у множества женщин в обыденности суеты уходит и забывается. У них это достаточно краткий миг. Физиология - это сам процесс зачатия, а вот создание(творение) ребёнка из своей плоти - это уже не физиология, это нечто другое, доступное только женщинам. Поэтому, может быть, и было Марине дано именно женское тело, но она этот космос удержала в себе и сохранила в той реальности (обыденности), которая постоянно в её жизнь вторгалось. Это редчайшая способность. А что такое безумие? Это и есть выход за грань обыденности, жизнь на границе миров. Я тоже не знаю, "нужно ли много "полностью безумных" женщин". Это необыкновенно хрупкие создания, их очень трудно сохранить. Где-то так)).С уважением Волк Ангел.

Волкъ Ангелъ   17.02.2011 18:29   Заявить о нарушении
!!
Спасибо.
Мы понимаем - о чём говорим!

Это редкость!

Данилов Сергей Иванович   17.02.2011 23:58   Заявить о нарушении