Слово о полку Игореве
Оберегать истоки - значит любить Родину!
...Своим великим предкам поклонясь,
В мир истин, объективный и суровый,
Уводит нас незыблемая связь
Меж будущим и праведностью «Слова».
А. Мироненко
От автора
«Слово о полку Игоревом» является ковчегом русской литературы, русского духа, русского братства и величия. Увы, не по своей воле русичи сегодня снова стоят на пути великой крамолы, позабыв о том, что Украина Беларусь и Россия - вместе великая Русь! Так было всегда, но этого никогда не хотели «половцы»»« всех времен. Не хотят они этого и сейчас. Однако, пророчество, которое несет в себе «Слово», указывает на то, что как бы ни осаждали, как бы ни досаждали и чтобы ни насаждали нам враги наши, Русь была и будет таковой. И нет альтернативы БРАТСТВУ! И не будет, поскольку «Слово» стоит на страже Руси. Нашей с вами Руси, братья.
Свое переложение я посылаю народам нашим как знак, как призыв, как предостережение. И не важно кто они, мои читатели: «новые русские» или бывшие коммунисты, шахтёры или инженеры, крестьяне или рабочие, предприниматели или дипломаты. Важно чтобы человек, кем бы он ни был, прежде всего, оставался, человеком.
Сегодня столько изощренного, смазливого, политого сверху душистыми заморскими сиропами вранья, вливается в уши народа, что даже и интеллигентные и образованные, а порой и справедливые люди, попадая в это липкое, благоухающее лицемерием болото, самостоятельно выползти из него не могут и не смогут никогда - на то оно и болото. Единственный путь к спасению заблудших и тех, кто сегодня стоит пока ещё только у края этой бездонной, постоянно пульсирующей ароматами грехопадения хляби - это путь, сначала из дня сегодняшнего к дням наших истоков, а затем из великого нашего единого прошлого, не предавая, не реэвизируя и не перевирая его, в наше великое совместное будущее. Путь этот - ни что иное, как осознание глубочайшего смысла, заложенного в «Слове о полку Игоревом»». Ибо это - наша история и наше пророчество. «Слово о полку Игоревом» - это малая «библия» для всех без исключения Русичей, где бы они сегодня ни жили. А чтобы понять, кто же такие эти Русичи, кто такие Русские и что такое Русь, Великая Русь - необходимо не только перечитать и осознать свою историю, которая изложена в произведении и которая таковою и была, но и прочитать и распознать в нём и своё будущее.
«Историческая, определённая богами цель существования Русского (Рус на древнем языке значит «светлый», «красный») народа - просвещение других народов. Как только мы отклоняемся от этого пути, начинаем опускать свой народ до уровня нации, наступают катастрофы, великие засухи, набеги саранчи, наводнения, революции. Боги чётко дают нам знак. Но, ослеплённые самолюбованием мы его не видим. И тогда появляются Монголы, Скифы и так далее».
Очевидно, именно от того, что уже давно назрело время всеобщего прозрения, возникла и необходимость в очередном переложении этого гениального произведения так уж вышло что это сделать сегодня было предначертано мне.
И в заключение, хочу предостеречь читателя от прочтения сего послания со злобой, либо с сомнением или недоверием. Нельзя злиться на наше с вами великое прошлое и нельзя в него не верить. оно именно таково, и это факт. И от него исходит и наше будущее, уверен - великое, Русское!
Предисловие
«События, описанные в «Слове о полку Игоревом» происходят весной 1185 года. Непосредственно с Русской землей граничит огромная, безграничная, поросшая густой буйной травой дикая степь с бесчисленными отлогими спусками к далеким большим и малым рекам. По оврагам растут кустарники, местами переходящие в небольшие рощи, скрытые от глаз человека. Со всех сторон подстерегает опасность. И не только от хищного зверя. Степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идет весной с далекого юга, покинув свои зимовья, на богатые северные пастбища, на села и города русские, чтобы в результате набегов захватить детей, женщин, мужчин, золото, меха, оружие... Кочующие степняки объединены, сплочены, у них быстрые выносливые кони, осадные катапульты, огромные, передвигающиеся на больших возах самострелы, тетиву которых натягивают по десять человек одновременно. Есть у них даже «Греческий огонь». И на Балканах они воюют и, в средней Азии. Как раз в этот год кочевники ведут бои в Болгарии. Свои набеги они совершают всем народом: вместе с воинами передвигаются их жены и дети в походных войлочных домах на телегах. Это сильный и страшный враг, ужас и проклятье Руси - половцы.
В это время навстречу бесчисленным кочевникам медленно движется небольшое войско Новгород-Северского князя Игоря Святославовича и его немногих союзников. Со всех сторон русское войско окружено враждебной неизвестностью, таинственной опасностью и роковой безысходностью. Близится битва». Предшествующие ей события, а также сама битва и ее последствия разворачиваются крупным планом на страницах произведения неизвестного автора, который показал, что значит сила любви к Родине, к Русской земле. Это чувство наполняет собой все произведение от начала до конца. В «Слове о полку Игоревом» раскрывается история древней Руси - наша с вами история!
Слово о полку Игоревом,
Игоря, сына Святославова,
внука Олегова1.
I
Не пристало ль нам и нынче, братья,
Старорусскими словами начать сказ
О походе Игоревом ратью?
Вечевого колокола глас
Пусть прольется всенародной песней
По былинам наших новых дней.
Не Бояновы в расчет берутся весны–
Дни и весны новых русичей.
Ведь Боян2, хоть вещий,
Но, однако, коль захочет песнь кому
сложить
Мыслями по дереву трепещет,
Волком по земле, орлом кружит...
Помнил он, как сказывают ныне,
Давних дней усобицы, резню...
Кто забыл об этом - в бездне сгинет,
И сгниет потомство на корню.
Десять соколов Бояновых с высока
Падали на белых лебедей.
Та, которую настигнет первой сокол,
Ярославу3 пела славу дней,
Храброму Мстиславу4, что зарезал
Редедю пред касожским полком,
Святославичу Роману5… С интересом
Сказывают русичи о том.
***
То не десять соколов Боян
Напускал на стаю лебедей...
Он поющей лиры гладил стан,
Чтоб проснулся русский соловей.
Вещие персты в живые струны
Превращал Боян, чтоб славы глас
О князьях услышали Перуны,
Чтоб сей глас донесся и до нас.
***
Ну что же, братья, повесть эту
От старого Владимира начнем.
От строчки к строчке, от строфы к
куплету
До нынешнего Игоря дойдем,
Который, волею своею, ум скрепляя
И сердце мужеством, во славу поострил,
Теперешних предвидя негодяев,
Великой Русь тогда провозгласил!
И духом ратным тут же преисполнясь,
Повел на землю Половецкую полки.
За землю Русскую, за нашу
непреклонность
Пришла пора опять скрестить клинки.
***
И вот тогда на солнце Игорь глянул
И видит: солнце тьмою кроет свет6.
И он сказал: «Пусть лучше буря грянет!
Убитым – почесть. Пленным – славы нет.
Седлайте, братья, борзых и за мною
Посмотрим в синь на быстротечный
Дон!..»
Страсть князю застит разум пеленою –
Предзнаменованного не заметил он.
Желание отведать Дон Великий
Ум охватило жаждою побед.
И было очевидно в этом клике,
Что выбора у князя просто нет.
– Хочу переломить я с вами, братья,
У поля Половецкого копье.
Мы, русичи, сомкнем свои объятья...
Русь велика! Прославим же ее.
Я вместе с вами голову сложить
Готов за Русь немедля, не колеблясь.
Воды из Дона шлемами испить
Сегодня не бравада, а потребность7!
***
О Боян! О соловей времен минулых!
О как бы ты воспел походы эти!
Что донеслась бы песнь до Вельзевула8,
Дабы Руси худого впредь не метил.
То скача соловьем по древу мыслей,
То соколом-умом летая в тучах,
То по тропе Трояна9 ищешь истин
Через поля и вековые кручи.
И если б сон дурной приснился в руку,
Так песнь бы пелась Игорю как внуку:
«Не буря через поля широкие
Занесла своей силою сокола.
Стаи галок несутся безликие
Тучей черною к Дону Великому».
Или так бы, Боян, пел ты вещий,
Правнук Велеса10 голосом вешним:
«Ржут уж за Сулою борзые кони, –
В Киеве новая слава звенит11.
В Новегороде12 трубы трезвонят,
Во Путивле флагами пестрит.
II
Всеволода Игорь, брата милого,
Ждет и верой тайной упоен –
Рать свою удвоить братской силою
В унисон запамятных времен.
Всеволод Буй Тур13 промолвил гордо:
«Ты свет яркий, брат мой, в мраке дат,
Мы с тобой из рода непокорных –
Святославичи с тобой мы оба, брат.
Так седлай же борзых ты коней,
А мои оседланы давно,
Ждут под Курском славы ратных дней –
Нам с тобой иного не дано.
Все куряне – вои хоть куда!
Смелы и под трубами повиты.
Шлемами воздеты их года.
И с копья питаясь, будут сыты.
Все пути им ведомы вокруг,
Тетива натянута на луках,
Не впервой вздымать им вольный дух.
Возгордится Русь Олега внуками14!
Сами они рыщут волком в поле,
Чтобы честь победою добыть,
Чтобы славу князеву удвоить
И в веках ее провозгласить.
***
И тогда, князь Игорь в злато стремя
Твердою ногой своей вступил,
И помчался, обгоняя время,
Полем чистым, набираясь сил.
Солнце тьмою путь ему скрывало,
Стоны гроз вокруг будили птиц,
Свистами звериными вставала
Пелена без глаз и без ресниц15.
Встрепенулся див16 на древе, кличет,
Мертвого сумеет пробудить.
Дива клик ужасно прозаичен –
Вслушаться, прислушаться велит
К Волге,
И Поморью,
И Посулью,
К Сурожу,
И Корсуню17,
К земле!
И к тебе, Тмутараканский идол,18
Резанный в не срезанном стволе.
***
И половцы дорогами не проложенными
Побежали к Дону Великому.
Телеги с гостями непрошенными
Кричат, словно лебеди дикие.
***
А Игорь к Дону воинов ведет.
Уже в пути несчастий вьются птицы,
И волк грозы уже вовсю ревет,
И жаждет крови горизонт напиться.
Орлы на кости клекотом зовут,
Лисицы брешут на щиты червлены19...
О Русь, вокруг холмы твои встают!
Там, за холмами, стяги и знамена.
***
Ночь ужаса меркнет долго.
Зоря уронила свет.
Мглою покрылась Волга.
Щекотов птичьих нет.
К Дону пробился говор
Галок и воронья.
Веет зловещий сговор,
Целится в вас, князья.
***
Поля червлеными щитами
Перегорожены как встарь,
Вверх Русичи вздымают знамя,
И в воздухе витает гарь.
Неровен час, в лихой борьбе
Сойдется свет не для забавы.
И все же честь добыть себе
Готовы мы, а князю – славу!
***
Спозаранок в пятницу
Полки поганые,
Полки половецкие,
Нежданные, незваные,
Потоптаны копытами
И по полю раскиданы.
Победители рассыпались
Стрелами острыми.
С девами и золотом
Разлетелись по степи20.
Плащами и покрывалами,
И одеждами половецкими
Мосты небывалые
По болотам девственным
На века проложены
Трофеями ворожими.
И стяг червленый, и знамя,
И серебряного древка пламя,
И червленый Бунчук –
Храброму Святославичу!
***
Дремлет в поле гнездо Олега,
Истосковавшееся по ночлегу.
Далеко залетело храброе
На крыльях с перьями-саблями.
Рождено на обиду не было
Ни соколу, сыну Фебову,
Ни кречету, ни закату алому,
Ни ворону черному поганому –
Половчанину самозваному.
Гзак21 бежит, серым волком рыкает,
И Кончак22 рвется к Дону Великому.
Путь поганит ступнями нечистая,
Устремленная буйством неистовым.
***
Спозаранку кровавые зори
С небосклона стекают в кювет.
Тучи черные движутся с моря,23
Пожирая холодный рассвет.
На четыре червленых ярила24
Надвигается нечисть сама,
Чтоб ударить и с флангов, и с тыла,
Опоясала зарево тьма.
***
Синие трепещут молнии,
Значит, грому великому быть,
И приливы черными волнами
Половецкую радуют прыть.
Бить дождю острогрудыми стрелами
В сердце Дона Великого – в Русь.
Сабли сломаны, как пустотелые,
О шеломы, а копья – о гнус.
На реке на Каяле, у Дона Великого.
О, Русская земля! Ты уже за холмом.
***
Вот ветры, внуки Стрибога25,
Веют стрелами да на Игоря,
На полки на его, на храбрые.
Не отгонишь те стрелы саблями.
Пыль поля покрывает нечистью,
Реки меж берегами мечутся.
Загудела земля, заухала,
Докатилось эхо до Глухова26.
Стяги подняты вверх полотнами,
Жуть сжимает рядами плотными.
И от Дона ползет нечистая,
И от моря ползет нечистая...
Обступают полки, полки русские
Дети бесовы, глазки узкие.
***
О Всеволод! О Яр Тур!
Ты в первых рядах. Ты воин!
Прыщешь стрелами на прищур
Войска вражьего в ходе бою.
По шеломам мечами бряцаешь
Ты харлужными,27 не жалеючи.
Трупы падают, не подняться им,
Рубишь головы ты умеючи.
И капустою с половецких плеч
Главы сыпятся под ударами,
Раскаляется твой каленый меч,
Чтоб не стали они янычарами.
О Всеволод! О Яр Тур!
Что раны тому, кто вознесся над честью?
Ты копытами топчешь, как кур,
Эту нечисть – заморскую бестию.
Ты во славу Руси и богатство забыл,
И отцовский престол во Чернигове,
И о Глебовне той, что так сильно любил,
И восстал против нечисти с Игорем.
***
Века Трояна минули давно,
И Ярослава годы, и Олега.
Олег мечом крамолу сеял, но
Не будет Русь подвластна печенегам!
Усобицы Олег чинил Руси
И, словно враг, к отцовскому престолу
Взошел. И сам себя провозгласил
И опозорил русичей крамолой.
***
Когда в Тмутаракани в злато стремя
Наследник обезумевший вступил,
Настало для Руси лихое время,
Которое Олег провозгласил28.
И доносился звон до Ярослава,
И, что ни утро, уши и врата
Владимир закрывал29, нищала слава,
И окружала русичей беда.
На смерть Бориса доля привела,
Зеленую паплому30 на Канине31
Из трав над полем брани соткала
История, живущая доныне.
И бережно с Каялы32 Святополк
Отвез отца меж венграми к Софии,
И встретил Святополка, словно волк,
Великий раздосадованный Киев.
И Гориславичем был прозван князь Олег
Во времена бушующих раздоров.
Разносится, как вирус, этот грех
И в наши дни. И кроет Русь позором.
***
Редко пахари ходили по Руси
В те года далекие за ралом.
Граяли вороны, разносил
Ветер запах трупный за забрала.
Это было в те года, тогда,
В те былые рати и походы,
Но сегодня новая беда
Ужасы на русичей наводит.
***
С раннего утра и до заката,
С вечера до утренней зари
Ливни стрел и грома канонада,
Тучи псов и псовые псари.
Все теперь смешалось воедино:
Волчий вой и карканье ворон,
Копий треск, поломанных о спины
И о шлемы, сабель лязг и звон.
Черная, истоптана копытами,
И костьми усеяна земля,
Кровушкой возмездия политая...
Оплошали русские князья.
Нашим горем кара прорастает
На земле родительской святой,
Галки половецкие витают
Над великой русскою рекой.
Войско Всеволода кровью истекает,
Как шакалы половцы снуют,
Темень из-за моря наползает,
Псы заупокойную поют.
Игорь разворачивает войско,
Чтобы с братом стать плечом к плечу.
Полумесяц с неба желтым воском
Льется в погребальную свечу.
Бьются день, другой бок о бок братья,
Саблями харлужными звеня,
С мраком, с тьмою, с половецкой ратью...
Но к полудню рокового дня
Пали стяги Игоревы алые,
Братья разлучились на брегу
Быстроводной роковой Каялы
С ненавистью к внешнему врагу.
Не на всех вина из крови хватит –
Русичи окончили свой пир.
Не дай Бог таких и ныне свадеб:
Дорог он, из крови эликсир.
Сватов напоили, Русь спасая,
Никнет, как пожухлая, трава,
Древо, от тоски к земле склоняясь,
Примеряет чуждые права.
Ох и невеселое настало,
Братья, время на земле Руси.
Дождь уничтоженья над Каялой
Прах былых побед разморосил.
Поднялась обида над Дажь Божьим33
Войском по Трояновой земле,
Опустились сумерки ворожьи,
И погрязли русичи во мгле.
Всплески лебединых крыл у Дона
Моря синь вздымают в синь небес.
В изобилье галкам и воронам
Превратился русичей протест.
Новая крамола правит Русью:
Брат на брата скалится, как враг,
Кичимся своей бедой и грустью
И плюем друг другу в братский стяг.
Малое становится главнее,
За него теперь воюем мы.
И междуусобных фарисеев
Не берем ни у кого взаймы.
А поганые с победами в то время
Ходят, как к себе домой, на Русь –
Прорастает вражеское семя.
Русичи смирились: «Ну и пусть...»
О как далеко, наш гордый сокол,
Залетел ты, избивая птиц,
Поднялся заоблачно высоко
И с небес на землю рухнул ниц.
И не воскресить полка и князя,
Карна34 завопила, плачет Жля35
Вопреки истокам братских связей,
Разлилась крамола на поля.
Жены русские восплакались в светлицах:
– Нам не видеть боле наших лад...
Исклевали их чужие птицы,
Не вернутся воины назад.
Не ходить нам в бархате и злате,
Не держать богатство на руках,
Если сила русского булата
Не повергла тлей поганых в прах.
Стонет Киев, скорченный от горя,
Напасти черниговцев трясут,
Тучами кручина дышит с моря –
Времена крамольные грядут.
***
Так и те два славных русских брата,
Всеволод и Игорь, зло будя,
Почву подготовили к возврату,
Личное над общим утвердя.
Их отец, великий князь, грозою
Перед этим усыпил беду
Сильными полками, славным боем,
Чтоб имели половцы ввиду.
Он пришел с булатными мечами,
Притоптал яруги и холмы,
Над погаными свое он поднял знамя
И Кобяка36 выволок из тьмы.
В знак возмездия тогда семь тысяч
пленных
Киеву поверженных привел.
Тыквами пустыми полетели
Головы неверных на Подол37.
И запели гимн венецианцы
Святославу, вместе с ним – Руси!
Греки, немцы – много чужестранцев
Стали Святослава возносить.
Игорю же почести иные:
Не хвала – укор звучит ему.
Утопил он русские святыни
На Каяле, судя по всему.
Дно реки все золотом усыпал,
Пересел из злата он седла
Во седло бесчестия со скрипом,
И поникла славы голова.
III
А Святославу сон приснился ночью:
В Киеве великом на горах
Примерял папломы черной клочья,
Думая, что это русский флаг.
Пил он черно-синее вино,
Смешанное с горем и бесчестьем,
И смотрел на небо, как на дно,
Чуя всем нутром дурные вести.
Жемчугом осыпали его
Из пустых колчанов половецких.
И не клял, не гнал он никого,
И делиться долей было не с кем.
Доски оказались без князька38
В златоверхом тереме высоком.
И смеялся сокол свысока:
С головой Кобяка был тот сокол.
***
И сказали князю бояре:
«Уж тоска полонила разум…»
Соколы, что кружили в паре,
Полетели за славою князю.
Чтобы города Тмутаракани
Для отцовского, для престола…
Славу дабы усилить в брани,
Но не ради худой крамолы.
Иль хотя бы испить шеломом
Быстроволного воды Дона, –
Так затеей своей влекомые
Полетели за Орионом.
Но подрезали крылья братьям
Остриями поганых сабель,
И опутали в путы ратью,
Доблесть бывших времен ослабив.
Темень третьего дня коснулась,
И померкли два солнца ярких –
На чужбине они уснули, –
Так в бою утомились жарком.
И два месяца юных с ними
Разделили все ту же участь:
Святослав и Олег по имени
Прилегли отдохнуть под кручей.
***
И рассыпались половцы крысами
По великой земле по Русской,
Разбрелись, кто куда, и рыскают
Под Черниговом и под Курском.
И великое ликование
Пробудили в себе в Хинове39.
А на русской земле страдания
О несчастиях тех сыновьих…
И хула на хвалу низверглась,
Бьет насилием по свободе,
И рожать стала распри скверность
У великой Руси в огороде.
Див на землю бросился камнем,
Девы готские40 вышли на море
И запели о готах славных,
Златом русским сверкая в таборе.
Время Бусово41 воспеваючи,
Месть лелеючи Шаруканову42,
Будто все это было давеча
И опять повторилось заново.
***
И тогда Святослав великий
Золотые слова изронил:
– О племянники! Нечисть дикую
Рано бить вы пошли, канув в ил.
Вы с мечами за славой новой
В земли готские рать ввели,
Но исход был иной уготован
Вам от Родины вашей вдали.
И не почести вам назначены:
Не по чести поганую кровь
Проливать вы напрасно начали
Без напутствий отеческих слов.
Вам сердца из булата твердого,
Что отвагою закалены,
Продырявили копья мордами
На кордонах чужой страны.
Что ж с моей сединой серебряной
Сотворили сегодня вы
Безутешным походом ветреным?
Завели вас в тупик волхвы43.
И не вижу я власти сильного
И богатого, и обильного
Брата воинами безстрашными
Ярослава, того – вчерашнего.
И с могутами44, и с татранами45,
И с Черниговскими боярами,
И с ревугами46, и с шельбирами46...
Будто кто-то под корень вырубил.
Вы сказали, что сами справитесь
И поддержите славу прошлую,
Вам хотелось в веках прославиться,
Но над вами вскружились коршуны.
***
Если сокол в мытех47 бывает,
То родитель парит высоко,
Он гнездо свое охраняет
От орлиных лихих наскоков.
Зло, князья, мне не подмога
Эко вдруг обернулись дни:
Нет, не той вы пошли дорогой,
Дорогие мои сыны.
***
Кричит у Римова и стонет
От сабель половецких Русь.
Владимир ранен, слава тонет,
Исход предвидеть не берусь48.
***
О Всеволод49! О князь великий!
Не думаешь ли прилететь
И трон отцовский от безликих
Сберечь, чтоб неповадно впредь
Дурное было затевать,
Ведь ты же можешь реку Волгу
Ударом весел расплескать
И Дон шеломом исчерпать,
И объявить победу долгом!
Ведь ты же посуху живыми
Шерширами50 несешь успех,
Сынами Глеба51 боевыми
Караешь распри ты и грех.
О храбрый Рюрик и Давид!
В крови злаченными шлемами
Не ваши ль вои в час обид
Победы поднимали знамя?
Не ваша ль славная дружина,
Как туры, рыканьем грозя,
Страшнее рати исполинов,
Коль надвигается гроза?
Вступите ж в золотое стремя
За горькую обиду нашу
И за поруганное время –
За русичей живых и павших.
За раны Игоревой рати,
За князя Игоря, за Русь!
Вступите в злато стремя, братья,
Чтоб сбросить с плеч постыдный груз!
О Осмомысл52! О Ярослав!
На Галицком сидишь престоле,
Венгерских гор хребты поджав,
Полки железны держишь в поле.
Ты, королю путь заступив,
Дунаю затворив ворота,
Из гроз берешь побед прилив
И голубого небосвода53.
За раны Игоревы ты
Стреляй поганого Кончака,
Вытягивай Русь из беды,
Вытягивай ее из мрака.
О храбрые Роман, Мстислав!...
Пусть долг на подвиг вас выводит,
Пусть Русь покажет пыл и нрав,
Который восстает в народе.
Вы били Хинов и Литву,
Деремел, половцев, ятвягов54 –
Их спесь скатилась во траву,
И Русские зардели стяги!
Но ныне все совсем не так:
Для Игоря померк свет солнца,
Лист с дерева упал во мрак
По Роси55 и по Суле56 бронзой.
Не воскресить его полка,
И города переделили,
И наползают с высока
На землю туч нерусских шпили.
Дон! Кличет князь тебя восстать,
Князей наставить на победу.
Вот Ольговичей храбрых рать
Пошла на брань за Русь, за дедов...
О Ингварь! О Мстиславичи втроем!
О Всеволод! Расхитили победы
И думаете каждый о своем,
А на Руси хозяйничают беды.
Где же ваши шлемы золотые,
Копья польские и славные щиты57?
Почему врата не заградили
Стрелами от горя и беды?
Вот уж Сула больше не течет
Струями серебряными в город,
И Двина болотами встает
Там, где берег испоганил ворог.
Только Изяслав, Васильков сын,
Позвонив мечами о шеломы,
Поднял рать за Русь свою один,
На литовцев накликая громы.
К славе дедовой добавил он свою
И умножил доблесть прошлых лет,
Но литовцами изрублен был в бою,
И в вороньи перья стал одет58.
И слизали звери кровь его
С тела и с рыдающей травы,
И вокруг не стало никого –
Не сносил он буйной головы.
Не было тут брата Брячислава,
Всеволода не было, увы.
Одному ему досталась слава
И подушка, что из сон-травы.
Приуныли голоса. Поникло
Торжество, веселие вокруг.
Кажется, что Русь к тому привыкла:
Распрей расползается недуг.
Ярослав! Всеслава внуки! Что вы
Стяги не склоняете свои59?
Принесите клятвенное слово
Не вести позорные бои!
Вы уже утратили всю славу,
Дедами намытую в веках,
Губите крамолами державу,
Наедая алчность впопыхах.
Вы уже наводите поганых
Распрями на Русь исподтишка,
Неужель не входит в ваши планы
Помнить про былые времена?
***
Наступил седьмой Трояна век,60
И тогда Всеслав61 бросает жребий
О девице, что на троне рек
Восседает прямо в синем небе62.
Хитростью оперся на коней,
К граду Киеву скакнул в разгул крамолы,
Дабы стружием коснуться поскорей
Золотого славного престола.
О престол ударился челом,
Отскочил от злата лютым зверем,
Надуваясь жабой черным злом,
В Новгород открыл врата и двери.
В Белгороде сделавши толчок,
Доскакал шакалом до Немиги63.
Половецким духом с Дудуток64
Продолжал Руси плести интриги.
***
На Немиге снопы из голов
Цепами молотят булатными.
Жизни под прессом подков
Падают в даль безвозвратную.
Ветрами души от тел
В страны чужие развеяны,
Галками ужас взлетел
Бешеносамонадеянный.
Не добром кровавые брега
Русскими костьми сынов великих
Засевает сеялка врага.
И уже не слышно туров рыка.
***
Правя суд, какого не бывало,
Князь Всеслав, при помощи волхвов
То лисой, то волком, то шакалом
Рыскал от звезды до петухов,
Города рядил себе подобным,
Киевом ходил в Тмутаракань.
И казалось, что вот-вот он лопнет
Собирая счет смертям, как дань.
Вещая душа в поганом теле
От беды не всякий раз спасет,
Ведь того, кто разум держит в хмеле,
Право быть оправданным не ждет.
Не ему ли пел Боян когда-то?
Что и хитрому, и ловкому, увы,
Предстоит суд Божий, как расплата, –
Не спасут от этого Волхвы.
О, стонать Руси довольно долго,
Вспоминая славу прошлых лет,
Как шеломом пили Дон и Волгу
Те князья, которых больше нет.
Старого Владимира нельзя
Было пригвоздить к горам стрелою,
А теперь не те уже князья:
Распри затевают меж собою.
Встали стяги Рюрика... Взамен
Рядом поднимаются Давида,
Друг на друга злобу перемен
Напускают русичи с обидой.
***
На Дунае голос Ярославны
Слышится безвестною кукушкой:
«Полечу, – кукует, – в путь бесславный,
Подложу любимому подушку
Под главу на ложе-пьедестале,
Оботру кровавы раны шелком
Рукава, омытого в Каяле,
Дабы заживить укусы волка65.
Ярославна плачет на забрале
Во Путивле-граде, причитая.
Эхом плач несется во все дали
И с годами он не утихает:
«О ветр-ветрило – господин вселенной!
Зачем наперекор усердно веешь?
Зачем ты мечешь стрелы силы тленной?
Зачем на Русь такое зло имеешь?
Неужто мало облаками веять,
Лелея корабли на синем море?
Зачем, мое веселье не жалея,
Его развеял пеплом ты в просторе?»
Плачет Ярославна, причитая,
В городе Путивле на забрале:
«О Славутич-Днепр! К тебе взываю:
Сбереги ты князя на Каяле
И ко мне ладьею быстровеслой
На волнах своих его примчи.
Без него не наступают весны,
Солнечны лучи не горячи.
Без него рассветы тьмою дышат,
Без него, свет дня похож на ночь…
Неужели, Боже, ты не слышишь?
Неужель откажешься помочь?»
Ярославна рано во Путивле
Плачет, причитая, на забрале:
«Солнце, отчего слепые ливни
Тьмою рассыпаешь на Каяле?
Отчего лучи свои простерло
Ты на войско князя в поле жаждой?
Отчего ты хиновские зерна
Не сожгло лучом горячим вражьи?»
В Новегороде рыдает Ярославна,
Во Путивле плачет на забрале,
В Глухове и Рыльске – граде славном66 –
Эхо вторит плачу на Каяле.
IV
И море в полуночи прыснуло,
И вихрями тучи наполнились,
И явью становится истина –
Путь к Северу высвечен молниями.
Сам Бог из чужбины на Родину
Перстами лучей освещает
Путь истины праведный, подлинный,
И князя в пути охраняет.
К златому престолу отцовскому,
На землю родителей, русскую,
Князь Игорь без войска геройского,
Исполненный думами грустными,
То птицей, то волком крадется,
То полозом в зарослях вьется.
***
Погасли вечером зори,
Игорь спит и не спит ...
Овлур67 за речкой в дозоре
Стойко по-русски стоит.
Игорь во власти дремоты,
Мысленно меряет путь.
Сердца печальные ноты
Князю мешают уснуть:
Мысль от Великого Дона
К малому вьется Донцу68.
Ночь музыкальные звоны
Дарит свои беглецу.
Полночь разбужена свистом.
Игорь вскочил на коня,
Тянутся когти нечистой,
Лезвием сабель звеня.
Игорь скакнул горностаем,
Сходу, с коня в тростники.
Поднялась галочья стая
С берега черной реки.
Гоголем Игорь на воду,
Снова вскочил на коня...
Небо готовит невзгоду
Вместо насущного дня.
Босым на землю князь Игорь
Волком с коня соскочил,
Гонки с нечистою выиграть
Хватит ли Игорю сил?
Мчится по лугу Донца,
Соколом под облаками,
Пот утирая с лица
Княжескими рукавами.
Бьет лебедей и гусей
К завтраку он и к обеду,
Тенью бежит средь степей,
В тропах петляет неведомых.
Овлур, как брат, рядом с ним
Вслед за свободою мчится.
Так же: то волком босым,
То перелетною птицей...
Борзых загнали коней,
Рысью крадутся на север.
Вот уж прохладой Борей69
Падает в пахнущий клевер.
***
И сказал Донец: «О Игорь князь,
Нежели тебе не мало славы?
Я отмою хиновскую грязь,
Что ложится на душу отравой.
А Кончаку, пусть как копья в грудь,
Твой побег внезапностью вонзится.
По моей воде тебе я путь
Проложу, чтоб снова счастью сбыться!»
И сказал князь Игорь: «О Донец!
Я тебе величия добавлю:
В белы воды лавровый венец
Положу за Русь и Ярославну.
Князя прятал ты в своих брегах,
Раны омывал водой живою,
За версту выказывал врага,
Чайками вздымаясь над водою».
Но не каждому дана святая честь...
Разнеслась вокруг дурная слава
Про Стугну70 – река такая есть, –
Та, что загубила Ростислава.
Ядами отравленной струей,
Поглотив чужих ручьев потоки,
Надуваясь коброю-змеей,
Ростислава спрятала в осоке.
Плачет мать о князе молодом,
Не вернуть обратно Ростислава,
Дерево склонилось над холмом...
У Реки Стугны дурная слава.
***
То не сороки застрекотали –
Рыщут по следу Гзак с Кончаком.
Вороны смолкли, галки пропали,
Полозы движутся в травах тайком.
Дятлы к реке князев путь направляют71,
Скоро настанет заветный рассвет.
Этот рассвет соловьи предвещают.
Тьму растворит новый солнечный свет.
***
И тогда Кончаку Гзак сказал:
«Если сокол так к гнезду стремится,
Соколенка стрелами достать
Следует, чтоб местью насладиться».
Гзак ответил: «Коль к гнезду летит
Сокол необузданною птицей,
Соколенка нужно охмурить
Красною нетронутой девицей».
И тогда Сказал Гзак Кончаку:
«Если спутаем девицей соколенка,
То у нас не будет на веку
Ни птенца, ни жертвенной девченки.
Вместе с соколенком улетит
Красная прекрасная девица.
Нас с тобою в нашем поле бить
Станут даже раненные птицы72».
***
И сказал Ходына и Боян
(Песнотворцы время Ярослава):
«Летописцам чужеродных стран
Был ниспослан недостаток славы.
Ох, как тяжко голове без плеч.
Телу безголовому не проще.
Срам тому, кто поднимает меч
И на Русь сегодняшнюю ропщет.
Тяжело без Игоря Руси.
С давних пор жизнь названа вертепом.
До сих пор крамолы дух висит
Над страной, где люди столь же слепы.
***
Солнце светит в небе, Игорь-князь,
В Русь вернулся, девицы запели.
Правда с прошлым прочно держит связь:
Русь теперь никто не переделит.
На Дунае девицы поют,
Вьются голоса чрез море в Киев,
И каштанов праздничный салют
Стольный город гордо в небо вылил.
По Боричеву73 князь едет на коне
К богородице священной Пирогощей74.
Страны рады, города вдвойне,
И никто вокруг уже не ропщет75.
***
Песни спев забытым мы князьям,
Будем молодых помпезно славить.
И хорей, и пятистопный ямб
Должен правду петь, а не лукавить.
***
Слава Игорю Святославичу, Буй Туру
Всеволоду, Владимиру Игоревичу.
Здравы будьте, князья и дружина,
защитившая христиан от поганых челнов!
Князьям слава и дружине!
Да будет так!
Примечания
1 Игорь Святославович – Новгород-Северский князь, родился в 1115 году, сын Черниговского князя Святослава Ольговича и внук Олега Святославича (Гориславича) Черниговского. Игорь стал князем Новгород-Северского в 1179 году, а после смерти Ярослава Всевлодовича Черниговского в 1198 году – князем Черниговским. Умер Игорь в 1202 году.
2 Боян – древнерусский певец-пророк, предположительно живший на Руси во второй половине ХI века.
3 Ярослав – Ярослав Владимирович Мудрый. При нем еще сохранялось политическое единство Руси. Он успешно отбивал от русских границ кочевников. В Киеве построил множество великолепных зданий. При нем достигли высокого развития литература, ораторское искусство и ремесло. Международное положение Руси при нем было прочным и могущественным.
4 Мстислав – знаменитый Черниговский и Тмутараканский князь Мстислав Владимирович Великий. (В то время Мстислав, находясь в Тмутаракани, пошел на касогов. Услышав об этом, князь касожский Редедя вышел ему навстречу, и когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради будем мы губить наши дружины? Сойдемся и поборемся сами, и если одолеешь ты, то возьмешь имущество мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою, если я одолею, то я возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбою». И стали крепко бороться, и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. Мстислав, в случае победы, мысленно обещал построить церковь, а затем ударил Редедю о землю и выхватив нож, зарезал Редедю и пошел в землю его, взял все его имущество, и жену его, и детей его и дань возложил на касогов».) – Повесть временных лет 1022год.
5 Касоги – это племя, населявшее область Северного Кавказа.
6 Роман Святославич – князь Тмутараканський, внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича. Роман был убит половцами в 1079 году.
7 Речь идет о солнечном затмении, как бы предупреждающем Игоря не совершать необдуманный поход.
8 Выражение «испить шлемом из реки» в древнерусской письменности означает – одержать победу.
9 Вельзевул – глава демонов.
10 Троян – языческий бог.
11 Велес – покровитель певцов-поэтов, пастушеский бог и бог поэзии одновременно.
12 Сула – (левый приток Днепра) была наиболее опасной к Киеву границей Половецкой степи. Манера Бояна прославлять славу русского оружия может означать следующее: «Только враги подошли к границам Руси, как слава русской победы уже звенит в Киеве».
13 Новгород – Новгород-Северський, город на берегу реки Десны в составе Черниговских земель.
14 Тур – в древней Руси был символом мужества и силы.
15 Курск в то время имел пограничное значение, он находился недалеко от Половецкой степи. Отсюда и качество бесстрашия и героизма курских воинов, которым ведомы все степные пути во все степные овраги.
16 Из зверей свистят только степные зверьки: байбаки и суслики. Звери эти свистят обычно когда светло. Это означает, что наступило утро, однако вместе с ним наступило и солнечное затмение.
17 Див – божество восточных народов, которое предупреждает враждебные Руси страны о наближающейся опасности.
18 Посулие – пограничная с Половецкой степью область по Суле. Город Сурож – ныне Судак в АР Крым, Корсунь – Херсонес в Крыму на окраине Севастополя.
19 Тмутаракань – находилась в районе нынешней Тамани (Таманский полуостров). Тмутаракань в ХI веке была русским княжеством с многочисленным русским населением. Поэтому князь Игорь рассматривал Тмутаракань как «отчину» (наследственный удел) черниговских князей и конечной целью своего похода ставил возвращение Тмутаракуни из под владычества половцев, которыми она была отторгнута от Руси во второй половине ХI века.
20 Щиты червлены – щиты, окрашенные ярко-красной краской, которую изготавливали из особого насекомого черлеца.
21-22 Гзак и Кончак – половецкие ханы.
23 Надвигающиеся тучи в народной поэзии – символ наступающего врага.
24 С моря – со стороны Азовского моря.
25 Ярило – солнце (В Древней Руси князья зачастую сравнивались с солнцем). В походе кроме Игоря участвовали: его брат Всеволод, племянник Игоря и Всеволода Святослав Ольгович Рыльский и сын Игоря Владимир.
26 Стрибог – бог ветра.
27 В первоисточниках о Глухове нет никакого упоминания, однако город Глухов в то время входил в Черниговские земли и был довольно влиятельным центром всевозможных событий тех лет и расположен как раз в центре между Путивлем, Рыльском и Новгород-Северском.
Скорее всего в «Слове» город Глухов не упоминается умышленно, поскольку в собр.л. 69.VII, 58. о Глухове говорится следующее: «В 1152 году Суздальский князь Юрий и союзные князья, идя на Вятичи так же на Мценск, оттуда идя на Глухов, тут и ставши, ожидая Половцев, чтобы вместе с ними идти против Чернигова». Исходя из этого можно сделать предположение, что Глухов в событиях, описанных в «Слове о полку Игореве», занимал в лучшем случае нейтральную сторону, либо воевал на стороне половцев.
28 Харлужные – булатные.
29 Закрывал уши – городские ворота закрывались изнутри поперечными бревнами, концы которых вкладывались в «уши» или «проушины».
30 Паплома – погребальное покрывало черного цвета. Зеленая паплома – имеется в виду трава.
31 Канина – река, протекавшая около Чернигова, где была битва, в которой погиб Борис Вячеславович.
32 При правлении Олега, родоначальнике князей Ольговичей, принесшем много горя Русской земле своими войнами против Владимира Мономаха, он постоянно наводил на Русь своих союзников – половцев. Это принесло русскому народу много горя, а Олег был прозван Гориславичем.
Каяла – река в половецких землях.
33 Дажьбог – один из русских языческих богов.
34 Карна – олицетворение кары и скорби.
35 Жля – скорбь по умершим.
36 Половецкий хан Кобяк был захвачен в плен в походе объединенных русских сил во главе со Святославом Киевским в 1183 году. Вместе с Кобяком в плен были взяты семь тысяч половцев, в том числе и другие ханы.
37 Подол – один из районов города Киева.
38 Князек – перекладина, на которой сходятся стропила крыши. По древнерусским поверьям, видеть дом без князька – это преддверие большого несчастья.
39 Хинове – восточные народы, враждующие с русскими.
40 Готы – германские племена, жившие в Причерноморье.
41 Бус – антский князь. В 375 году н.э. готский король Винитар, внук Вультвульфа, победил антов (предков восточных славян – русских) и приказал распять на кресте короля антов Буса, его сыновей и семьдесят знатных антов. Готские девы воспевают это время.
42 Месть за Шарукана, которую лелеют на берегу синего моря готские девы. Шарухан – дед хана Кончака, который потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха.
43 Волхвы – служители дохристианских культов, знахари, на Руси активные участники смуты.
45-46 Перечисляются те племена кочевых народов тюрского происхождения, которые издавна осели в пределах Черниговского княжества.
47 В мытех – означает «период линьки», особенно той, когда молодой сокол надевает оперенье взрослой птицы. Взрослые соколы в это время отважно защищают свои гнезда от более сильных хищных птиц.
48 После поражения Игоря, Гзак и Кончак двинулись на Русь. Гзак осадил Путивль, но не смог его взять, однако разорил Посеймье. Кончак пошел на Переяславль – Русский, где Переяславский князь Владимир Глебович, князья Святослав Киевский и Рюрик Ростиславович нанесли ему поражение. На обратном пути Кончак осадил и захватил Римов. При осаде Переяславля на вылазке был ранен Владимир Глебович Переяславский, схватившийся сразу со многими половцами. Окруженный он был ранен тремя копьями, но дружина отбила его у врага.
49 Всеволод – Владимир – Суздальский, Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха, по позднейшему прозвищу Большое Гнездо. Один из самых сильных князей Руси XI – XIII веков.
50 Шерширы – копья.
51 Сыновья Глеба Ростиславовича, рязанские князья, зависимые от Всеволода Георгиевича Суздальского.
52 Осмомысл – Ярослав Владимирович Галицкий – тесть Игоря Святославича, отец Ярославны. Прозвище Осмомысл получил за знание восьми языков, за умение думать за восьмерых и т.д.
53 Речь идет об образе Галицкого князя Ярослава. Он сидит высоко на горе в Галиче на своем златокованом престоле и отсюда распоряжается судьбами стран.
54 Ятвяги – одно из Литовских племен. Деремела – ятвяжская область, а деремелы – ятвяжское племя.
55 Рось – правый приток Днепра.
56Волынских князей Мстиславичей «ляцкие» (польские) копья и щиты, поскольку по матери они полуполяки – внуки польского короля Болеслава Кривоустого.
57 Половцы – тюркоязычная кочевая народность.
58 Образ, рисующий смерть дружины.
59 Призыв ко всем прекратить междоусобицы.
60 Седьмой – последний век языческого бога Трояна.
61 Всеслав Полоцкий, захваченный Ярославичами в 1057 году в плен, которого поставили на Киевский престол киевляне во время бунта.
62 Под девицей подразумевается Киев.
63 Немига – река возле Минска. Сейчас ее уже нет.
64 Дудутки – местность под Новгородом.
65 Рукава верхней одежды знати в древней Руси, делались длинными. Такой длинный рукав легко можно было омочить в воде, чтобы утирать им раны, как платком.
66 Здесь показан собирательный образ Ярославны, который предлагается воспринимать как общую обеспокоенность и общее воззвание к единению Руси.
67 Овлур – половец, бежавший на Русь вместе с Игорем, его мать была русской из Игоревой области.
68 Донец – река в Донецкой области.
69 Борей – северный ветер.
70 Стугна – река, на берегах которой погиб князь Ростислав.
71 В степи деревья растут только в долинах рек. Долины эти глубокие, издали не видно ни реки, ни деревьев. Вот почему дятлы к реке князев путь направляют где он может скрыться от погони.
72 В народной поэзии «опутать сокола» означает женить. Сын Игоря, Владимир, действительно женился на дочери Кончака и вернулся на Русь в 1187 году с женой и ребенком и здесь уже был обвенчан по церковному обряду.
73 Боричев ввоз ведет наверх – к центру Киева.
74 Церковь богородицы Пирогощей заложена в 1132 году и построена в 1136 году.
75 Наступает единение Руси.
Свидетельство о публикации №111021602118
Благодарю, Брат! Солнечный ветер в ваши творческие паруса!
Уважением - Тимофей
Тимофей Синицкий 18.03.2011 22:39 Заявить о нарушении